Проблема эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психологическая служба

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (70) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 12.11.2023

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Подосичная, А. В. Проблема эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений / А. В. Подосичная, В. О. Николаиди. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 11 (70). — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/260/8748/ (дата обращения: 27.04.2024).



Проблема эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений

Подосичная Анна Валерьевна, педагог-психолог;

Николаиди Виктория Олеговна, педагог-психолог

МАДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 33 «Радуга» г. Губкина (Белгородская обл.)

В статье авторы раскрывают проблему эмоционального выгорания у педагогических работников в среде дошкольного образовательного учреждения, описывают используемые методы диагностики и профилактическую работу в данном направлении.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, синдром эмоционального выгорания, стресс, стрессоустойчивость, саморегуляция, ресурс.

Педагогические работники дошкольных образовательных учреждений в процессе ежедневного напряженного труда подвергаются риску эмоционального выгорания. Постоянная моральная ответственность за безопасность, жизнь и здоровье детей, постоянное эмоционально вовлечение в рабочий процесс, длительное и интенсивное воздействие стрессовых переживаний на организм, отсутствие возможности пополнения внутреннего ресурса может привести к нервному истощению, а в дальнейшем и к риску эмоционального выгорания.

Проблема эмоционального выгорания педагогических работников не теряет своей актуальности и в условиях современного дошкольного образования. На сегодняшний день к профессиональной деятельности педагога предъявляются высокие требования, соответствие которым затрагивает вопрос сохранения психологического здоровья.

В 1974 году американские представители школы психоанализа Г. Фрайденберг и С. Гинзбург первыми начали использовать термин «выгорание» [3, с. 47].

Многими авторами синдром выгорания рассматривается и изучается как феномен в профессиональной деятельности. [1, с. 40].

Синдром выгорания начинает проявлять себя как результат длительного воздействия стрессов в процессе трудовой деятельности, когда человеку уже не хватает сил их преодолевать [1, с. 40].

Предвестниками выгорания могут быть длительное состояние депрессии, ощущения хронической усталости, негативное отношение к профессиональной деятельности, отсутствие воодушевления, стремления в работе, появляется пессимистичный настрой, пропадает смысл труда [1, с. 41].

«Х. Фрейденберг характеризует подверженных синдрому «сгорания», как сочувствующих, мягких, гуманных, увлекающихся идеалистов, которые ориентированы на помощь другим, и интравертных, неустойчивых фанатичных, пламенных людей, а также склонных к авторитаризму и с низким уровнем эмпатии» [1, с. 42].

Следствием длительного воздействия стрессов и истощения внутренних ресурсов личности может являться ухудшение морального и физического состояние человека, он становится пассивным, появляются проблемы со здоровьем. Ухудшение самочувствия вызывает желания отстраниться от общения с окружающими людьми. Сотрудник с проявленным синдромом выгорания проявляет безучастность, безразлично относится к результатам своего труда, у него пропадает инициатива. [2, с. 367].

На сегодняшний день выделено более ста симптомов эмоционального выгорания.

«Основными проявлениями профессионального выгорания являются: усталость, сниженный энергетический тонус, отсутствие сил, пониженная работоспособность, головные боли, потеря аппетита, бессонница, злоупотребление успокаивающими или возбуждающими средствами» [4, с. 76].

Следует заметить, что «выгоревшие» сотрудники имеют тенденцию создавать негативную эмоциональную обстановку в коллективе проявляя негативизм к работе, коллегам, пессимизм, апатию, циничность, безразличие либо агрессию, заражая тем самым остальных сотрудников. Данный синдром снижает чувствительность к эмоциональному состоянию не только окружающих людей, но и к себе. Сотрудник перестает быть эмоционально вовлеченным в рабочий процесс, становится не способным на отдачу.

Эмоциональное выгорание коварно тем, что заметить его могут только окружающие, сам человек слабо осознает его проявления. Поэтому такому сотруднику не стоит предъявлять обвинения, а лучшим проявлением будет поддержка.

По мнению исследователей, нарушения могут затрагивать разные грани трудового процесса — личность профессионала, профессиональную деятельность или профессиональное общение.

Психологическое состояние человека в результате воздействия стресса будет определяться как внешними факторами, так и его духовно-нравственными ценностями, личностным отношением к смыслу своего труда, умением давать правильную оценку различным ситуациям. В некоторых случаях профессиональная трудность может быть не причиной, а скорее поводом для возникновения стресс-реакции, а истинной причиной будет личностная особенность (воззрение, моральная установка, убеждения, уровень стрессоустойчивости) [2, с. 368].

Федорцева С. С. в своем исследовании среди педагогов выявила то, что основными факторами ведущими к эмоциональному выгоранию являются высокая нагрузка в педагогической трудовой деятельности, отсутствие достаточных стимулов к труду [3, с. 50].

Стоит также перечислить некоторые факторы влекущие за собой риск возникновения синдрома эмоционального выгорания у педагогических работников:

— стрессы связанные спецификой профессиональной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения;

— тесная и продолжительная коммуникация со всеми участниками образовательного процесса:

— низкий уровень стрессоустойчивости сотрудника;

— отсутствие навыков саморегуляции;

— тревожность связанная с отсутствием социально-экономической стабильности и социальной незащищенности;

— отсутствие поддержки со стороны руководства;

— обесценивание результатов труда;

— низкая оплата труда;

— отсутствие возможности профессионального роста и повышения квалификации.

Вышеперечисленные факторы указывают на то, что риск возникновения синдрома эмоционального выгорания вызывают как внешние условия так и внутренние личностные качества работника.

Многие исследователи выделяют основные личностные качества которые помогают сохранять педагогу положительное эмоциональное состояние в процессе повседневной педагогической деятельности, это активность, оптимизм, развитое креативное мышление. Наличие данных характеристик у работника понижает риск эмоционального выгорания. Не менее важным является ощущение поддержки со стороны руководства. Это вселяет уверенность у педагога о ценности своей трудовой профессиональной деятельности в организации.

По мнению Шитиковой Е. В., оценка стрессовой ситуации всегда субъективна. Для того чтобы восстановить свой внутренний ресурс необходимо отталкиваться от реальных возможностей, адекватной самооценки, уровня саморазвития и самообразования, желания привнести новое в свою жизнь [5, с. 86].

В настоящее время существует несколько моделей определяющих уровень эмоционального выгорания работников. Наибольший интерес представляет «трехфакторная модель» (К. Маслач, С. Джексон). Авторы данной модели определяют эмоциональное выгорание с помощью трех факторов, таких как: эмоциональное истощение (вызванное физическим и эмоциональным переутомлением, дефицитом ресурсов организма, непрерывными стрессовыми ситуациями на рабочем месте), деперсонализация (отчуждение, отстраненность, цинизм по отношению к коллегам, поверхностное отношение к труду), редукция личных достижений (незаслуженное преуменьшение своих возможностей в профессиональной деятельности).

Для проведения диагностического исследования, выявления степени и наличия эмоционального выгорания у педагогических сотрудников дошкольных образовательных учреждений можно воспользоваться различными методами. В МАДОУ «Центр развития творчества — детский сад № 33 «Радуга», педагогами-психологами учреждения, использовался опросник «Профессиональное выгорание» (Н. В. Водопьянова, Е. Старченкова) и «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В. В. Бойко).

По результатам диагностического исследования был разработана программа мероприятий в формате групповых тренингов направленных на профилактику эмоционального выгорания у педагогов. Встречи педагога-психолога с сотрудниками проводятся 1–2 раза в месяц. Программа тренингов составлена с учетом коррекции эмоциональной сферы, межличностных отношений, личностной сферы, креативности, профессионального развития.

Во время проведения тренингов предусмотрено использование методов арт-терапии. Данный подход позволяет проработать не только психологические проблемы, но и задействовать творческий потенциал педагогов, восполняя тем самым их внутренние личностные ресурсы.

В заключении хотелось сказать, что в целях профилактики риска появления подобных случаев среди рабочего коллектива, педагогам-психологам необходимо проводить просветительскую, диагностическую и профилактическую работу в данном направлении.

Литература:

  1. Карапетян Л. В. Исследование взаимосвязи эмоционально-личностного благополучия с профессиональным выгоранием / Л. В. Карапетян, Г. А. Глотова //Вестник Московского государственного областного университета. Серия: психологические науки № 1. ˗˗ 2018. ˗˗ С. 40–49.
  2. Сайбулаева Д. Г. Особенности проявления синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов / Д. Г. Сайбулаева, П. М. Кагирова//Мир науки, культуры, образования № 3(70). ˗˗ 2018. ˗˗ С. 367–370.
  3. Федорцева С. С. Эмоциональное выгорание среди предстпвителей профессиональной группы педагогические работники / С. С. Федорцева, В. А. Ковярова // CHRONOS: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ. ˗˗ 2021. ˗˗ № 3(31). ˗˗ С. 47–53.
  4. Чердымова Е. И. Синдром эмоционального выгорания специалиста: монография / Е. И. Чердымова, Е. Л. Чернышова, В. Я. Мачнев. — Самара: Издательство Самарского университета, 2019, ˗˗ 124 с.
  5. Шитикова Е. В. Современные методы профилактики эмоционального выгорания педагогов / Е. В. Шитикова — Текст непосредственный // Инновационные методы в работе специалистов психолого -педагогического сопровождения: сборник статей по материалам Всероссийской методической конференции (г. Белгород 31 мая 2022 г.) / под. ред. И. В. Возняк, Р. И. Политовой. — Белгород: ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2022. — С.86–87 — URL: htpps: // beliro.ru/uploads/attachedfiles/6735/innovacz-metodyi-v-rabote-specz-psix-ped_29–12–2022 _09–10–15.pdf (дата обращения 21.03.2023)
Задать вопрос