Освоение сложных предложений детьми дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (68) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 03.10.2023

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Мордерер, М. А. Освоение сложных предложений детьми дошкольного возраста / М. А. Мордерер. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 9 (68). — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/257/8626/ (дата обращения: 05.05.2024).



Статья посвящена исследованию освоения детьми дошкольного возраста логических отношений между ситуациями и способов их языкового выражения. Особое внимание уделено анализу различных типов подчинительных союзов, последовательности их появления и особенности употребления в речи русскоязычных детей. Автор доклада стремится проследить процесс, этапы как языкового, так и когнитивного развития ребенка дошкольного возраста.

Ключевые слова: сложные предложения, подчинительные союзы, русскоязычные дети, дети дошкольного возраста, языковое развитие, когнитивное развитие.

The article focuses on the study of pre-school children's learning of logical relationships between situations and ways of their linguistic expression. Particular attention is paid to the analysis various types of subordinate unions, the sequence of their appearance and the specific use of Russian-speaking children. The author seeks to trace the process, stages of pre-school children’s language and cognitive development.

Keywords: complex sentences, subordinate unions, Russian-speaking children, pre-school children, language development, cognitive development.

С самого рождения дети активно познают мир вокруг себя, взаимодействуют с окружающими их людьми. С возрастом у детей возникает необходимость в общении, в выражении своих желаний, чувств, и маленький ребенок начинает осваивать речь. Освоение речи, синтаксиса детьми происходит постепенно, поэтапно. Ребенок продвигается от обозначения одной ситуации к обозначению их совокупностей, вмещающих сначала одно, затем два, три высказывания, между которыми есть логическая связь.

С 2,5 лет повышается познавательный интерес у детей, который сопровождаются всевозможными вопросами «Почему?», «Зачем?», «Что будет, если?» таким образом дошкольники стремятся получить информацию об окружающем их мире. Познавательная активность, вопросно-ответные диалоги, способность устанавливать причинно-следственные, затем условные и уступительные связи играют серьезную роль в речевом развитии ребенка и отражаются в оформлении фразы. «Многие сложноподчиненные предложения рождаются из реплик диалога и отрабатываются в диалогических единствах» [2, с. 211].

Статья посвящена исследованию освоения детьми дошкольного возраста логических отношений между ситуациями, зависимых друг от друга, и способов их языкового выражения. Особое внимание уделено анализу сложноподчинительных предложений, имеющих семантику обусловленности, это причинные, условные, целевые, уступительные предложения, последовательности их появления в речи русскоязычных детей, ошибкам, которые выявляются как в понимании, так и в конструировании этих предложений. Мы стремимся проследить процесс их усвоения, этапы как языкового, так и связанного с ним когнитивного развития ребенка дошкольного возраста.

Освоением сложных предложений детьми дошкольного возраста занимались А. Н. Гвоздев, Н. И. Лепская, Ю. П. Князев, М. Б. Елисеева, однако их исследования производились методом наблюдения за спонтанной речью детей. Мы же провели эксперимент, в котором приняли участие дети старшей группы ГБДОУ № 83 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга (14 детей). Детям предлагалось закончить фразы, содержащие следующие семантические разряды подчинительных союзов:

— условия (союзы если, раз);

— цели (союз чтобы);

— причины (союз потому, что);

— уступительные (союзы хотя, несмотря на).

Эксперимент проводился следующим образом. Испытуемому говорят, что он услышит незаконченную фразу, а он должен придумать, как можно ее закончить: «Ты сам придумаешь, как продолжить, чтобы твое предложение получилось, как у взрослых». После этого ребенку предлагали дополнить ряд фраз вроде такой: «Мама покупает торт, потому что…», «Девочка плачет, чтобы…», «Если я иду в детский сад, то…», «Раз зайчонок прячется в кустах, то…», «Мама дает мне яблоко, хотя…», «Мама покупает торт, несмотря на…». Работа проводилась индивидуально с каждым ребенком.

Мы выяснили, что сложноподчиненные предложения со значением причины и цели уже освоены детьми 5–6 лет: «Мама покупает торт, потому что сегодня у меня день рождения». «Мама покупает торт, чтобы поздравить свою дочку с днем рождения». «Я иду в детский сад, потому что моей маме нужно на работу». «Девочка плачет, потому что она потерялась». «Я иду в детский сад, чтобы там узнать разные предметы». Только у двоих детей не сформированы данные предложения: «Девочка плачет, потому что приманить». «Мама дает мне яблоко, чтобы он ел». «Мама покупает мне торт, чтобы он поел один кусочек».

Предложения, выражающие причинные отношения делятся на две группы. К первой группе относятся предложения с собственно-причинным значением. И вторая группа — это предложения с несобственно-причинным (причинно-аргументирующим) значением. Дети старшего дошкольного возраста строят предложения только с собственно-причинным значением: «Зайчонок прячется в кустах, потому что он боится людей». «Зайчонок прячется в кустах, потому что его могут найти». «Я иду в детский сад, потому что хочу научиться в детском саду новому». «Я иду в детский сад, потому что мама уехала на работу».

Чуть хуже обстоит дело с предложениями условия. Придаточная часть таких предложений выражает значение условия, а главная — результат. Союзы «если» и «раз» имеют основную семантику — условия, но условное значение этих союзов может ослабевать или утрачиваться.

В ряде случаев дети к 6 годам при построении условных предложений уже не только связывают части простым соположением (3 ребенка): «Раз девочка плачет, то надо ей помочь». «Раз мама дает мне яблоко, то я его возьму». «Если я иду в детский сад, то надо взять игрушку». «Если мама покупает торт, то надо его съесть». А используют коррелят «значит/означает». Такие предложения приобретают значение вывода: «Раз девочка плачет, то значит, что она хочет игрушку». «Раз мама дает мне яблоко, то значит оно полезное». «Если зайчонок прячется в кустах, то значит он боится кого-то». «Если мама дает мне яблоко, то значит это яблоко нужно съесть». (4 ребенка).

Дети оформляют главное предложение союзом со значением цели «чтобы». Такие предложения приобретают оттенок желания: «Раз зайчонок прячется в кустах, то, чтобы волк и лиса его не нашли». «Раз мама покупает торт, то чтобы порадовать всех ее друзей». «Если я иду в детский сад, то чтобы поиграть со своими ребятишками». «Если зайчонок прячется в кустах, то чтобы его никто не заметил. (3 ребенка).

У 4 детей сложноподчиненные предложения с придаточным условия еще не сформированы: «Раз зайчонок прячется в кустах, то он съедят лиса и волк». «Раз я иду в детский сад, то уже там обед». «Если зайчонок прячется в кустах, то нету волка, лисы и медведя».

Самыми трудными предложениями со значением обусловленности для детей 5–6 лет оказались уступительные предложения. Только у 4 детей сформирован данный тип предложения: «Я иду в детский сад, хотя вся моя семья дома». «Зайчонок прячется в кустах, хотя за ним гонится никто». «Мама покупает торт несмотря на то, что мне его нельзя». «Девочка плачет несмотря на то, что ее нашли родители, дали ей покушать». В таких предложениях возникает противоречие между двумя ситуациями, которое ребенку трудно освоить. Лепская пишет об этом: «Естественно, что умение оперировать связями такого типа требует от детей значительно больших знаний о мире, а также умения пользоваться основными положениями дедукции» [4, с. 75].

Союзы «несмотря на», «хотя» некоторые дети воспринимают как глаголы в форме деепричастия от глаголов смотреть, хотеть: «не смотря на» и «хотя». Это говорит о том, что этот союз абсолютно отсутствует в лексиконе детей: «Я иду в детский сад, не смотря на рисунки». «Мама покупает торт, не смотря на корзину». «Девочка плачет, хотя игрушку». «Я иду в детский сад, хотя всему научиться». (3 ребенка). О данном наблюдении пишет Лепская в своей книге «Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации».

К 6 годам в речи некоторых детей (3 ребенка) уже встречаются предложения усложнённой структуры, содержащие более чем две предикативные части: «Девочка плачет, потому что она хочет, чтобы ей купили игрушку». «Зайчонок прячется в кустах, потому что за ним гонится грозный медведь, а у него (у зайчика) в корзинке была малина».

Нередко встречаются речевые ошибки у детей при построении сложноподчиненных предложений. К таким ошибкам относится «логический скачок» или пропуск «звена восприятия» — «невыраженность существенного звена мысли, связанного с восприятием какого-нибудь явления или его оценкой» [5, с. 132]. «Если я иду в детский сад, то очень весело с друзьями». (ребенок, вероятно, любит играть с друзьями, и он идет в детский сад, чтобы поиграть с друзьями и ему очень весело). «Девочка плачет, чтобы ей помогли». (она надеется, что взрослые услышат ее плач, ей помогут). В условных предложениях дети (3 ребенка) пропускали коррелят «значит/означает», мы их отнесли к пропуску «звена восприятия»: «Если мама дает мне яблоко, я хочу есть». «Если мама покупает торт, то у девочки наступило день рождение». «Такие ошибки связаны с развитием мышления детей. Старшие дошкольники только начинают овладевать навыками конструирования сложноподчинительных предложений, имеющих семантику обусловленности. Им сложно передавать свои мысли, как взрослому человеку.

Вывод:

Результаты нашего экспериментального исследования во многом совпадают с данными, полученными Гвоздевым [1], Елисеевой [2], Князева [3], Лепской [4]. Совпадает прежде всего очередность освоения типов сложноподчиненных предложений. (причины, следствия, условия, уступки).

Благодарность: С. Н. Цейтлин, д-р филол. наук, профессор.

Литература:

  1. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПБ: Детство‑Пресс, 2007. 472 с.
  2. Елисеева М. Б. Становление индивидуальной языковой системы ребенка: ранние этапы. Монография. М.: Языки славянских культур, 2014. 344 с.
  3. Князев Ю. П. Онтогенез значений обусловленности. В кн.: ред. С. Н. Цейтлин. Семантические категории в детской речи. СПб.: «Нестор-История», 2007. С. 339‑357
  4. Лепская Н. И. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации. М.: РГГУ, 2017. 311 c.
  5. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение: учебное пособие. М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2020. 190 с.

Ключевые слова

дети дошкольного возраста, сложные предложения, когнитивное развитие, подчинительные союзы, русскоязычные дети, языковое развитие
Задать вопрос