Решение задач воспитания в образовательной области «социально-коммуникативное развитие» при реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (68) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 29.09.2023

Статья просмотрена: 145 раз

Библиографическое описание:

Дорохова, Е. В. Решение задач воспитания в образовательной области «социально-коммуникативное развитие» при реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования / Е. В. Дорохова, Н. В. Щеголева, Ю. И. Копань. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 9 (68). — С. 4-7. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/257/8625/ (дата обращения: 10.05.2024).



Описывается опыт работы педагогов дошкольной образовательной организации в области социально-коммуникативного развития дошкольников. Система работы представлена моделью социально-коммуникативного развития дошкольников. Описано содержание образовательной деятельности.

Ключевые слова: воспитание, дошкольники, социально-коммуникативное развитие, образование, модель.

Введение. Актуальность темы исследования обоснована введением и реализацией Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее ФОП ДО). Программа имеет три раздела: целевой; содержательный; организационный. Социально-коммуникативное развитие дошкольников входит в содержательный отдел и имеет своей целью создание педагогических условий для социально-коммуникативного развития дошкольников, организация социально-коммуникативной образовательной деятельности и реализации социального заказа общества и семьи [3].

Проблеме социально-коммуникативного развития дошкольников уделяли внимание многие ученые и педагоги. Среди них Г. М. Андреева, Т. А. Антопольская, Е. М. Беспаленко, Р. А. Валеева, Н. А. Виноградова, Л. С. Выготский, С. А. Козлова, Л. В. Коломийченко, Ч. Кули, А. В. Мудрик, В. А. Сластенин, И. В. Сушкова и др.

Хмельникова Е. В. выдвинула гипотезу о том, что реализация педагогических условий социально-коммуникативного развития дошкольников будет успешной, если дошкольники будут участвовать в исследовательской деятельности [2].

По мнению С. С. Журавлевой важное место в социально-коммуникативном развитии дошкольника отводится учреждениям дополнительного образования, которые реализуют общественно-государственную стратегию воспитания детей, создающую условия для разнообразных социокультурных взаимодействий ребенка и конструктивного взаимодействия со сверстниками [1].

Множество других исследований в области социально-коммуникативного развития дошкольников основываются на принципах социальной психологии, социологии и конфликтологии.

Изучение научной литературы по проблеме исследования способствовало постановке цели и формулированию аппарата исследования.

Цель исследования — разработка психолого-педагогического обеспечения социально — коммуникативного развития дошкольников при реализации ФОП ДО.

Объект исследования : процесс социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях детского сада.

Предмет исследования : психолого-педагогическое обеспечение социально-коммуникативного развития дошкольников в детском саду при реализации ФОП ДО.

Задачи: провеститеоретико-методологический анализ изучения проблемы обеспечения социально-коммуникативного развития детей; разработать и апробировать модель социально-коммуникативного развития дошкольников; провести сравнительный анализ формирующего эксперимента.

Методы исследования и испытуемые

В исследовании приняли участие педагоги и дошкольники МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 21» г. Воронежа. Вначале педагогами изучалась Федеральная образовательная программа и требования, предъявляемые к ее реализации. В начале сентября 2023 года в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО проведен мониторинг уровня социально-коммуникативного развития дошкольников. Для этого использовалась квест — игра «Подарок» (для мальчика с ограниченными возможностями здоровья приготовлен подарок, но этот подарок утащила Лиса в свою норку. Дети должны помочь найти подарок и порадовать мальчика). Метод наблюдения дал возможность оценить коммуникативные навыки детей, умение работать в группе и проявлять эмпатию, оценить эмоции.

Далее была разработана Модель социально-коммуникативного развития дошкольников и дорожная карта.

Описание дизайна исследования.

Разработанная модель имеет: цель; задачи; интеграцию образовательных областей (речевое, трудовое, познавательное и художественно-эстетическое развитие); основные направления реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»; принципы реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»; методы реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»; психолого-педагогическое сопровождение в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО. Результатом реализации Модели должно стать развитие положительного отношения дошкольников к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности. Для этого в детском саду создана развивающая предметно-пространственная образовательная среда, обеспечивающая социально-коммуникативное развитие дошкольников.

Модель социально-коммуникативного развития дошкольников

Рис. 1. Модель социально-коммуникативного развития дошкольников

На игровых площадках, в группах организовано полисубъектное и субъектно-объектное взаимодействие всех участников образовательного процесса и созданы условия, способствующие социально-коммуникативному развитию дошкольников. Обсуждались и созданы психолого-педагогические условия социально-коммуникативного развития дошкольников: формирование ценностных представлений на основе нравственного воспитания; отслеживание социального статуса и самооценки каждого ребенка с возможной дальнейшей коррекцией; развитие личности и индивидуальности ребенка с учетом типа темперамента и потребностей; развитие регуляторных и волевых способностей; развитие общения и готовности к сотрудничеству. Вся работа проводится в тесном контакте с родителями (законными представителями) детей.

Таким образом, процесс социально-коммуникативного развития дошкольников дифференцируется в зависимости от внешних и внутренних факторов, условий образовательной среды и наличия в ней значимых свойств обобщенности, устойчивости, психологической безопасности. Главная роль отводится педагогам, работающим с детьми.

Литература:

  1. Журавлева С. С. Психолого-педагогическое обеспечение социально-коммуникативного развития старших дошкольников в дополнительном образовании детей: диссертация... кандидата Психологических наук: Курск, — 2016.- 231 с.
  2. Хмелькова Е. В. Педагогические условия социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности: автореферат дис.... кандидата педагогических наук. Казань, 2017. — 23 с.
  3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044
Задать вопрос