Технологическая модель эффективности управления персоналом в дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (68) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 27.09.2023

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Петрина, З. Н. Технологическая модель эффективности управления персоналом в дошкольной образовательной организации / З. Н. Петрина, С. В. Гришина, О. В. Борискина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 9 (68). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/257/8620/ (дата обращения: 28.04.2024).



Статья раскрывает методы и способы оценки эффективности управленческой деятельности в дошкольной образовательной организации для принятия оперативных и тактических решений. Научная новизна состоит в разработке авторами технологической Модели эффективности управленческой деятельности. Сделан вывод, о том, что главным условием управления эффективностью деятельности персонала необходимо делать упор на целеполагание.

Ключевые слова: управление персоналом, дошкольная образовательная организация, заведующий, педагоги, модель.

Актуальность исследования. С введением и реализацией Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее ФОП ДО) вводится базовый уровень требований к объему, содержанию и результатам педагогической деятельности, позволяющий обеспечить достижение основополагающих функций ДО. В связи с возрастающими требованиями к качеству дошкольного образования, возрастают требования к критериальным показателям эффективности управления персоналом.

Макарова И. К. считает, что критериальные показатели должны отражать результативность и сложность труда [2].

Ученым Швединой С. А. систематизированы и классифицированы методы оценки эффективности функционирования системы управления персоналом. Заслуга ученого в разработке иерархической модели управления персоналом организаций различных сфер деятельности [4].

Проблемы управления персоналом в дошкольном учреждении поднимает Д. Р. Латыпова. Автор считает, что позитивный имидж является важным современным компонентом и ресурсом управления развитием ДОО [1].

Проблемы, отражающие современные научные исследования в области управления персоналом, а также опыт практического использования рекомендаций для эффективного управления представлены Азоевым Г. Л., Баранчеевым В. П., Гуниным В. Н., Кибановым А. Я., Липиной С. Ю., Поршневым А. Г., Румянцевой З. П., Саломатиным Н. А., Турусиным Ю. Д., Фетисовым А. С. и др.

Обзор научных источников позволил выявить проблему и сформулировать цель исследования — разработка технологической Модели эффективности управленческой деятельности заведующим дошкольной образовательной организацией.

Предмет исследования — теоретические аспекты разработки Модели и методические аспекты оценки эффективности управленческих решений.

Объект исследования — МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 21» г. Воронежа.

Задачи: изучить научную и практическую литературу по теме исследования; выявить характеристики, составляющие социально-психологическую концептуальную основу управленческой деятельности; провести анализ эффективности модели.

Методы исследования

Общие методы научного познания: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы теоретического исследования (анализ и синтез). Для проверки эффективности Модели использовались методы опроса и анкетирования.

Технологическая модель эффективности управления персоналом в дошкольной образовательной организации

Рис. 1. Технологическая модель эффективности управления персоналом в дошкольной образовательной организации

Результаты и их обсуждение

Технологическая модель эффективности управления персоналом в дошкольной образовательной организации состоит из следующих артефактов: цель; современные модели управленческой деятельности; компетенции руководителя дошкольной образовательной организации; управление трудовыми ресурсами; система управления персоналом в ДОО.

Компетенции руководителя ДОО представлены следующими критериями:

— психологически грамотный подбор персонала;

— разработка системы мотивации и стимулирования персонала;

— создание системы развития, обучения и повышения квалификации;

— выстраивание грамотной кадровой стратегии;

— оценка эффективности деятельности персонала;

— тайм-менеджмент.

Доказано роль руководителя ОО, обусловлена ситуацией. Все рабочие ситуации условно можно расположить в один ряд по степени их структурированности и в зависимости от того, насколько акцентуировано ограничены проявления личности. Руководитель, независимо от его личностных качеств, вынужден соблюдать ролевые требования, предъявляемые должностной инструкцией (Ольшанский В. Б.) [3].

В связи с этими рассмотрим детерминацию ролевого поведения руководителя дошкольной образовательной организации.

RBt = Φ (Rt, Яt)

Яt = Ψ (Rt-1, Яt-1)

Обозначения:

RB — ролевое поведение

R — роль как значение, в котором зафиксированы ожидания всех участников образовательного процесса

Я — значение, относящиеся к личности руководителя дошкольной образовательной организации

t — момент времени

Φ Ψ — обозначения функциональной зависимости

Итак, запись символами в первой строке означает, что поведение руководителя ДОО зависит как от роли, обусловленной его социальным положением, так и от способностей его «Я». Первая переменная обеспечивает гибкость поведения при адаптации, его соответствие новой ситуации. Вторая переменная — внутренняя устойчивость руководителя, относительное постоянство, преемственность. Зеркальность символов R и Я не случайна. С психологической точки зрения потому, что обе эти переменные сопоставимы, так как внутри самой личности они присутствуют как равноправные значения. Руководитель стремится исполнить роль, соответствующую своему «Я». Исполнение социальной роли, ощущение собственной значимости — это потребность любого человека. И, естественно, руководитель ДОО старается выполнить роль организатора и управленца на высоком уровне.

Конечным результатом реализации Модели является четкость в постановке проблем и выделение ценностно-значимых для дошкольной образовательной организации целей и их достижение.

Необходимо отметить, что с введением профессионального стандарта педагога-психолога обобщенной трудовой функцией является психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. В условиях реализации Концепции развития психологической службы в системе образования, которая определяет цели, задачи, принципы, основные направления и механизмы реализации государственной политики в сфере развития психологической службы в системе образования Российской Федерации, деятельность педагога-психолога направлена на развитие персонала, психопрофилактику стресса и конфликтов. Работая в тесном контакте со старшим воспитателем, заместителем заведующего, педагог-психолог выполняет роль медиатора, изменяя традиции реагирования на конфликтные ситуации.

Таким образом, разработанная технологическая модель эффективности управления персоналом в дошкольной образовательной организации представляет собой социальную систему, объединяющую взаимодействующих людей на основе профессиональных интересов, целей и ценностей. Единство и согласованность действий достигается побудительными мотивами руководителя, что является необходимым условием эффективной деятельности.

Цель достигнута через решение задач и выбором оправданных методов анализа. Установлена взаимосвязь и взаимодействие факторов в Модели.

Проблема повышения эффективности управления в ДОО может быть решена при условии учета детерминации ролевого поведения руководителя.

Основным подходом к разработке Модели явилась психологическая направленность образовательного процесса, как определяющая гармонизацию всех ресурсов организации. Например, измерение эмоционального интеллекта работников ДОО показало, что у большинства испытуемых способности распознавать эмоции, понимать внутренние состояния, мотивацию и желания других сотрудников, а также способность управлять своими эмоциями в целях решения практических задач, стали на несколько уровней выше.

Литература:

  1. Латыпова Д. Р. Проблемы управления персоналом в дошкольном учреждении. «Экономика и социум». № 1 (80), ч. 2., — 2021, с. 106–110.
  2. Макарова И. К. Управление персоналом: учебник. /И. К. Макарова. — М.: Юриспруденция, 2002. — 304 с.
  3. Ольшанский Б. В. Практическая психология для учителей. М: Онега, 1994. — 272 с.
  4. Шведина С. А. Оценка эффективности системы управления персоналом: Дис.... канд. экон. Наук. Иркутск, 2006, — 280 с.
Задать вопрос