Использование дистанционных образовательных технологий в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (68) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 15.09.2023

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Гербрант, А. В. Использование дистанционных образовательных технологий в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста / А. В. Гербрант, Л. В. Селиванова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 9 (68). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/257/8593/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье представлен опыт проведения дистанционных занятий по формированию элементарных математических представлений на тему «Число и цифра», рассмотрены этапы ознакомления с числом и цифрой в формате онлайн общения педагога и воспитанников, даны практические рекомендации для педагогов при использовании дистанционных образовательных технологиях.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, число и цифра, этапы ознакомления с числом и цифрой.

Современные условия развития системы дошкольного образования, а также неблагоприятная эпидемиологическая обстановка, в связи с COVID-19, приводит к внедрению в практику работы с детьми дошкольного возраста дистанционных программ и технологий. С одной стороны, реализация онлайн общения педагога с воспитанниками осложняется в виду возрастных особенностей и способностей детей, а с другой стороны, это подталкивает специалистов к поиску вариативных форм организации дистанционных занятий и возможностей виртуального взаимодействия.

Главная цель дистанционного обучения в дошкольной образовательной организации — включение в воспитательно-образовательный процесс детей, которые не могут посещать детский сад по не зависящим от них причинам. Тем самым, обеспечивая равенство возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования [5].

При введении в практику нашего детского сада онлайн-занятий, особый интерес у нас вызвало формирование элементарных математических представлений, как одно из направлений познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. Как оказалось, существующие на данный момент методические рекомендации по реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не ориентированы на дошкольное образование, либо не раскрывают особенностей организации и проведения занятий с дошкольниками. Следовательно, при подготовке возникло множество трудностей и вопросов.

В результате изучения методической литературы и периодических изданий, нами был разработан и проведен цикл дистанционных занятий по формированию элементарных математических представлений на тему «Число и цифра».

Для проведения образовательной деятельности была выбрана платформа Zoom, позволяющая взаимодействовать в режиме реального времени, демонстрировать на экране как дидактические игры в формате презентации PowerPoint, так и поверхность рабочего стола педагога. Кроме того, преимуществом данной платформы является то, что все участники образовательного процесса видят и слышат друг друга, могут показывать и комментировать результаты своей деятельности.

При подготовке педагог заранее продумывает его ход и формы работы, необходимые материалы и оборудование. Затем, заблаговременно предоставляет родителям или законным представителям перечень необходимых для каждого ребенка атрибутов. Подготовка данного оборудования не должна вызывать сложности у родителей, поэтому нами были выбраны простейшие материалы: круги одного или нескольких цветов, лист бумаги в крупную клетку, фломастеры.

Важно заранее обдумать варианты расположения демонстрационного материала на поверхности рабочего стола педагога. В данном формате взаимодействия, такой способ размещения наглядного материала является наиболее приемлемым, так как дает возможность свободного перемещения предметов и фигур без использования магнитов и других средств. При этом, необходимо обращать внимание на следующее:

– наглядный материал хорошо виден детям, не заходит за края демонстрируемой поверхности при онлайн-трансляции,

– отключена функция отзеркаливания изображения, благодаря чему сохраняется пространственная ориентация картины, выведенной на экран (право-лево);

– все необходимые для образовательной деятельности материалы и оборудование размещено вблизи так, чтобы, его использование не вызывало сложностей и сбоев.

На мотивационном этапе для активизации внимания нами используются стихотворения, загадки, дидактические игры, просмотр мультимедийных презентаций или видео отрывков, соответствующих сюжету занятия. Сам сюжет выстраивается вокруг известного и любимого детьми литературного произведения, герой которого попадает в сложную ситуацию. Поиск её решения позволяет вовлечь детей в игру и отправиться в увлекательное путешествие. Предлагаем рассмотреть некоторые из них:

сказка «Ледяное сердце» — приходит Эльза и просит помочь найти ключ от замка, который спрятал ее друг шалунишка Олаф (снеговик). Но он вернет ключ, только если дети выполнят все его задания;

«Путешествие на поезде по стране Математики» — дети отправляются на математическом поезде в путешествие по станциям. Например: станция «Цифряндия» (познакомить детей с новой для них цифрой), станция «Считалкино» (выложить количество кругов в соответствии с цифрой, изображенной на карточке), станция «Задачкино» (решить задачи) и т. д.;

сказка «Белоснежка и 7 гномов» — Белоснежка приглашает на день рождения своих друзей гномов и просит ребят помочь ей в праздничных заботах. Например: посчитать хватит ли конфет для гномов и сколько конфет нужно еще, чтобы их хватило каждому гному;

«Метелица» Госпожа Метелица прислала письмо, в котором зовет детей в гости, но дорога до нее трудная, через множество математических препятствий, которые дети преодолевают в пути

Подача нового материала на всех занятиях проходит в соответствии с методикой ознакомления с цифрами, как знаками числа.

Начиная знакомиться с каждой цифрой, педагог с детьми считают конкретные множества и обозначают их числом . Затем воспитатель показывает им цифры , которыми они записываются. Например, «Сколько котят едет в поезде? Чтобы записать, сколько котят мы видим, я ставлю цифру. Вот она».

Таким образом, мы можем выделить основные этапы ознакомления детей дошкольного возраста с числом и цифрой:

  1. повторение предыдущей цифры;
  2. рассматривание множества с нужным количеством элементов;
  3. демонстрация цифры, рассматривание цифры;
  4. анализ ее начертания, обсуждение, на что похожа цифра;
  5. рисование цифры пальцем в воздухе.
  6. закрепление полученных знаний и повторение пройденного материала через различные задания, используя заранее подготовленное оборудование [2].

Например:

– выложить количество кругов в соответствии с цифрой на карточке;

– помочь котенку расставить по порядку перепутанные цифры;

– решить задачи в стихах, используя круги для счета;

– выложить количество кругов, равное тому, сколько раз прозвенел колокольчиком снеговик Олаф;

– отсчитать количество кругов на 1 меньше или на один больше, чем показанная цифра;

– поиграть вместе с Олафом в прятки с цифрами, закрепляя знание числового ряда;

– посчитать количество снежинок на картинке у Метелицы, и выложить у себя на столе столько же кругов.

Особенностью организации совместной деятельности при проведении online-занятий для дошкольников является то, что дети не могут работать с демонстрационным материалом сами, могут только руководить руками педагога, давая инструкции. Таким образом, создается проблемная ситуация, которую ребенок решает, используя только речь.

Для осуществления смены деятельности и интеграции образовательных областей во время дистанционного занятия нами проводятся физкультминутки. Своевременное их проведение способствует, помимо предупреждения локального утомления, так же и повышению общей и умственной работоспособности. [1] Педагог предлагает воспитанникам встать и отойти на небольшое расстояние от веб-камеры, а затем проводит запланированную разминку, показывая движения.

На завершающем этапе нами часто используется графический диктант, как один из самых результативных методов развития пространственного воображения. Его можно проводить дистанционно, так как он не вызовет больших сложностей у дошкольников при выполнении. На начальном этапе педагогу необходимо выполнять задания диктанта вместе с детьми, с целью наглядной демонстрации поэтапного создания задуманной картинки.

В завершение каждого занятия проводится рефлексия.

Исходя из имеющегося опыта использования дистанционных образовательных технологий в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, нами сформулированы практические рекомендации:

– необходимо установить контакт с каждым ребенком (улыбка, обращение к по имени, взаимные эмоции, поддержка);

– в речи желательно использовать больше интонационных средств, чем в обычной беседе, стараться быть энергичным, произносить слова громко, четко и внятно, но не кричать;

– в одежде желательно придерживаться спокойных тонов, чтобы не отвлекать внимание детей;

– в ходе занятия осуществлять смену видов деятельности, форм работы и используемых методов (словесные — наглядные — практические). [3].

Литература:

1. Безруких М. М., Макарова Л. В.,Параничева Т. М. Методические рекомендации по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий/ М. М. Безруких, Л. В. Макарова, Т. М. Параничева — Москва: ФГБНУ «ИВФ РАО», 2020

2. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста/А. М. Леушина –– Москва.: Просвещение, 1974.- 368с.

3. Помораева И. А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа/ И. А. Помораева.,В. А. Позина — Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 80с.

4. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва: 2013г.

5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Ключевые слова

дистанционные образовательные технологии, число и цифра, этапы ознакомления с числом и цифрой
Задать вопрос