Викторина для родителей будущих первоклассников
Авторы: Благодетелева Анна Владимировна, Коротаева Светлана Валерьевна
Рубрика: Взаимодействие с родителями
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (68) октябрь 2023 г.
Дата публикации: 05.09.2023
Статья просмотрена: 58 раз
Библиографическое описание:
Благодетелева, А. В. Викторина для родителей будущих первоклассников / А. В. Благодетелева, С. В. Коротаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 9 (68). — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/257/8583/ (дата обращения: 16.11.2024).
Все родители мечтают, чтобы их ребенок хорошо учился в школе. Процесс превращения детсадовца в ученика очень сложный. Для того чтобы помочь своему ребенку, очень важно понимать, чему его нужно научить перед школой.
К будущим первоклассникам предъявляются определенные требования к их школьной готовности, в частности к речевой готовности, от уровня развития которой напрямую зависит успешность обучения в школе.
Речевая готовность — это набор базовых умений, формирующихся в период дошкольного детства, необходимый ребенку для усвоения школьной программы. Готовность ребенка к школе включает хорошо развитые речевые навыки. Среди школьников, имеющих сложности в обучении, часто встречаются дети с различными нарушениями речи. Именно отсюда растут корни таких проблем как дисграфия и дислексия.
Важными аспектами при подготовке к школе являются:
– правильное произношение всех звуков
– сформированность фонематического слуха и восприятия
– сформированный грамматический строй речи
– хорошо развитые навыки словообразования
– хорошо развитая связная речь
– большой словарный запас
– сформированность графомоторных навыков
1. Звукопроизносительная сторона речи.
Ребенок при поступлении в первый класс должен владеть правильным, четким произношением всех звуков. Нарушение звукопроизношения могут сказаться на успеваемости ребенка в школе. Дети пишут так, как говорят, поэтому на письме могут появиться такие проблемы, как пропуски или замены букв.
2. Сформированность фонематического слуха и восприятия
Фонематический слух — это способность слышать и различать звуки родного языка. При поступлении в 1 класс ребенок при нормативном развитии на слух может различать и воспроизводить слоговые цепочки и слова, содержащие звуки близкие по акустико-артикуляционным признакам, а именно по твердости — мягкости, звонкости-глухости и акустически близкие. В случае, если ребенок затрудняется при воспроизведении слов и слоговых цепочек, необходимо провести работу по данному направлению, иначе даже при нарушении различения одного-двух звуков родного языка на письме у первоклассника могут встречаться специфические ошибки.
4. Сформированность грамматического строя речи.
Под сформированностью грамматического строя речи понимается умение:
– изменять слова по родам, числам, падежам, временам;
– образовывать слова с помощью приставок, суффиксов, новых слов от других частей речи;
– составлять предложения различных синтаксических конструкций;
– уметь работать с деформированным предложением, самостоятельно находить и исправлять допущенные ошибки.
В случае нарушения сформированности грамматического строя речи у ребенка могут отмечаться ошибки в устной и письменной речи, а именно трудности при согласовании слов в предложении, построении предложений.
5. Хорошо развитая связная речь
При поступлении в первый класс ребенок умеет:
– пересказывать сказки, рассказы;
– составлять описательные рассказы о предметах, явлениях природы;
– составлять рассказы по серии сюжетных картин, из личного опыта, творческие рассказы.
Хорошо развитая связная речь — залог успешного обучения в школе по всем предметам гуманитарного цикла.
В семье, где воспитывается будущий первоклассник, должны быть созданы благоприятные условия для его речевого развития. Родителям необходимо следить за правильностью речи детей, побуждать их речевую активность, следить за грамматическим и синтаксическим оформлением их высказываний, способствовать накоплению и расширению словарного запаса.
Для того чтобы родители могли грамотно помочь своему ребенку, мы проводим викторину для родителей «Здравствуй, первый класс!»
Викторина для родителей:
«Здравствуй, первый класс!» (вариант 1)
- Чем отличаются буквы от звуков?
- Дайте характеристику звуку [Г]
- Где находится звук [Р] в названиях картинок: в начале, в середине или в конце? Закрасьте нужный квадратик.
Каким цветом обозначаем гласные звуки, твёрдые согласные, мягкие согласные?
- Какие звуки всегда твёрдые?
- Какие звуки всегда мягкие?
- Разделите слова на слоги, напишите их количество.
- Составьте схему предложения. Папа читает интересную книгу.
- Напишите, что такое антонимы и синонимы?
- Подберите и напишите родственные слова к слову.
Ц В Е Т –
Спасибо за сотрудничество!
Викторина для родителей «Здравствуй, первый класс!» (вариант 2)
- Чем отличаются буквы от звуков?
- Где находится звук [Ш] в названиях картинок: в начале, в середине или в конце? Закрасьте нужный квадратик.
- Подчеркните нужным цветом все буквы в предложении (буквы, обозначающие гласные звуки — красным цветом, согласные твёрдые — синим, согласные мягкие — зелёным).
Лисёнок выглядывает из-за ели.
- Укажите сколько слов в этом предложении. Составьте схему предложения.
- Напишите, сколько звуков в слове?
Ё л о ч к а
- Разделите слова на слоги, напишите их количество.
- Поставьте ударение в словах:
- Вставьте в слова пропущенные буквы:
Ж…РАФ, С…БАКА, В…ЛЧАТА, Ц…РК, Ж…РДОЧКА, К…РОВА
- Что такое прописная буква, а что такое строчная
Спасибо за сотрудничество!
Анкета для родителей «Здравствуй, первый класс!»
- Считаете ли Вы, что Ваш ребёнок сможет самостоятельно выполнять домашние задания в 1 классе?
- Кто будет помогать, Вашему ребёнку, выполнять задания?
- Как должно быть оборудовано рабочее место для выполнения домашних заданий ребёнком?
- Как Вы считаете, достаточен ли объём знаний у Вашего ребёнка для поступления в 1 класс?
- Какие разделы у Вас вызывают опасения: развитие речи, звукопроизношение, математика, физическое воспитание, артикуляционная моторика, мелкая моторика?
Литература:
- Журнал «1 сентября» «Готовим родителей будущих первоклассников к школе» дата публикации: 2023–06–28