Конспект по социально-коммуникативному развитию в старшей группе на основе восприятия произведений художественной литературы. Чтение рассказа В. П. Катаева «Грибы» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (67) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 02.09.2023

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Лапина, М. А. Конспект по социально-коммуникативному развитию в старшей группе на основе восприятия произведений художественной литературы. Чтение рассказа В. П. Катаева «Грибы» / М. А. Лапина, Н. М. Полякова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 8 (67). — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/255/8574/ (дата обращения: 02.05.2024).



Интеграция образовательных областей : ОО «Речевое развитие», ОО «Социально-коммуникативное», ОО «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: формирование у детей понятия, что хвастовство до добра не доводит, а лучших результатов достигает тот, кто ответственно выполняет поручения.

Задачи:

– Закреплять и обобщать знания детей о грибах; продолжать учить различать съедобные и несъедобные грибы.

– Вызвать интерес к дисциплине нравственных человеческих поступков — скромности, вежливости, трудолюбию.

– Продолжать формировать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться друг с другом, помогать.

– Формировать у детей нравственные представления о скромности, вежливости; о том, что не стоит хвататься, если не разбираешься в деле.

– Развивать умения справедливо оценивать поступки героев.

– Способствовать формированию эмоционального восприятия поступков героев произведения.

Материал: произведение В. П. Катаева «Грибы», корзина, муляжи и картинки съедобных и несъедобных грибов, игра «Сложи картинку».

Методы и приемы:

Практические — игровое упражнение, продуктивная деятельность

Словесные — беседа, вопросы, пояснения, чтение художественной литературы.

Наглядные — показ картинок.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации

Игровая деятельность

Дидактическая игра «По грибы

Конструирование

Игра «Сложи картинку»

Коммуникативная деятельность

Загадывание загадки

Чтение рассказа В. П. Катаев «Грибы»

Беседа по содержанию рассказа

Познавательно-исследовательская

Моделирование проблемной ситуации «Что находиться в корзинке?».

Двигательная деятельность

Физкультминутка «По грибы».

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Моделирование проблемной ситуации «Что находиться в корзинке?». Загадывание загадки.

Мы вчера в лесок зашли,

И чего мы там нашли?...

Педагог дает ответ после высказывания детей.

Он стоял на толстой ножке,

В крепкой шляпе у дорожки (гриб)

Что собирают люди осенью в лесу?

— Какие грибы вы знаете?

Дети высказывают свои предположения, обсуждают, аргументируют, отгадывают загадки.

Дети отгадывают загадку

Отвечают на вопросы

Созданы условия для взаимодействия друг с другом, договариваться со сверстниками.

2.

Дидактическая игра «По грибы».

Воспитатель предлагает детям разобрать съедобные и несъедобные грибы. Предлагает поделиться на две команды: девочки и мальчики

Воспитатель вместе с детьми проверяет, правильно ли каждая команда собрали грибы.

Уточняет названия грибов

Какие грибы собрали?

Назовите съедобные грибы?

Назовите несъедобные грибы?

Почему опасно собирать ядовитые грибы?

Как называют людей, которые отправляются в лес за грибами?

Дети делятся на две команды.

У каждой команды по корзине.

По сигналу первая команда начинает «собирать» съедобные грибы в корзинку. Вторая команда собирает несъедобные грибы

Дети называют съедобные

несъедобные грибы

Объясняют почему опасно собирать ядовитые грибы

Сформированы дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться друг с другом

3.

Чтение рассказа В. Катаев «Грибы»

Воспитатель предлагает послушать рассказ о детях –грибниках

Чтение рассказа воспитателем

Дети слушают рассказ

Умеют внимательно и заинтересовано слушать рассказ

4.

Беседа по содержанию

рассказа

Вопросы:

—Кто приехал погостить к Жене и Павлику?

—Что мама предложила детям?

—Как повели себя Женя и Павлик?

— А Инночка?

— Что сказал Павлик, когда пришел из леса с грибами?

— Что сказала ему мама?

— Что сказалаЖеня?

— Что сказала ей мама, посмотрев в корзинку?

— Что вы можете сказать о Павлике и Жени, какие они?

— Что делала Инночка, когда дети хвалились?

—Как вы думаете, почему Инночка стояла в сторонке и молчала?

— Какие грибы оказались в корзинке у Павлика? А у Жени?

— Какие грибы собрала Инна?

— Кто из ребят лучше, знал какие грибы можно собирать?

— Какой вы можете дать совет Павлику и Жене?

Воспитатель делает заключение, что хвастовство до добра не доводит, а лучших результатов достигает тот, кто ответственно выполняет поручения.

Дети активно включаются в беседу,

отвечают на вопросы, рассуждают,

дают оценку поступкам героев,

высказывать свою точку зрения

Сформированы нравственные представления о скромности, вежливости; о том, что не стоит хвататься, если не разбираешься в деле.

Умеют справедливо оценивать поступки героев

5.

Физкультминутка «По грибы».

Мы шли, шли, шли, (маршируют, руки на поясе)

Боровик нашли. (наклоны поочередно к правой и левой ноге)

1,2,3,4,5, (маршируют на месте)

Мы идем искать опять. (наклоны вперед, руки касаются пола)

Дети проговаривают слова, выполняют движения соответственно тексту

Созданы условия для удовлетворения базовой детской потребности в движении, снятия статического напряжения

6.

Игра «Сложи картинку» (работа в парах)

Воспитатель обращает внимание детей на конверты, лежащие на столах, и предлагает взять любой конверт.

В конверте картинки, на которой изображены грибы, разрезанные на 8 частей

Дети договариваются и выбирают конверт

Собирают картинку и

называют, какой собрали гриб

Развита способность составлять целое

Сформировано умение помогать друг другу

7.

Рефлексия

Что вы узнали нового?

— Что вам понравилось в занятии?

— Испытывали ли вы какие-нибудь трудности?

Кто вам больше понравился из детей?

— Кто из героев рассказа вам понравился больше? Почему?

Дети высказывают свое мнение

Сформировано положительное отношение к образовательной деятельности

Задать вопрос