Модель развития памяти, мышления и словарного запаса у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (67) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 25.08.2023

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Захарова, И. В. Модель развития памяти, мышления и словарного запаса у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / И. В. Захарова, О. Н. Токмакова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 8 (67). — С. 12-16. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/255/8558/ (дата обращения: 17.05.2024).



В статье описана практическая деятельность педагогов дошкольной образовательной организации по развитию когнитивных процессов у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Разработанная Модель предполагает замысел положительного ожидаемого результата в развитии памяти, мышления и формировании словарного запаса у дошкольников.

Ключевые слова: дошкольники, память, мышление, речь, здоровье, модель.

В настоящее время образование в Российской Федерации кардинально меняется в лучшую сторону. Введение единых Федеральных образовательных программ на всех ступенях обеспечит качество знаний.

В таких условиях модернизация дошкольного образования ориентирована на решение проблемы целостного развития ребенка в вариативном пространстве форм, методов, способов организации его воспитания и обучения, в том числе, с учетом инклюзивного образования.

К сожалению, статистика говорит о том, что детей с речевыми нарушениями становится все больше, а значит, возрастает потребность в профессиональном подходе решения этой проблемы.

Необходимость психологического, логопедического, педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, содержательные аспекты реформирования системы дошкольного воспитания в вопросах инклюзии нашли отражение в исследованиях Е. М. Беспаленко, Л. К. Бусловской, Н. Н. Малофеева, Н. С. Махиной, Ю. П. Рыжковой, Н. Д. Шматко, Л. М. Шипицыной и др.

Проблемам исследования мышления и речи и их тесной взаимосвязи посвящены труды Л. С. Выготского. Основываясь диалектико-материалистическим анализом, ученый считает достоверным такой анализ речевого мышления, при котором «…оно расчленяется до основной единицы,

сохраняя в себе свойства целого». За основную и исходную единицу мышления и речи Л. С. Выготский находит во внутренней стороне слова, т. е. в его значении [2].

В обзоре литературы по развитию мышления и речи Е. Л. Ворошилова описывает процессы интериоризации и их значение для формирования речевой и мыслительной деятельности, подчеркивая неразрывность мышления и речи [1].

Ломбина Т. Н. выдвинула гипотезу о том, что целенаправленное развитие речи у дошкольников в соответствии с принципами теории когнитивного развития и обучения положительно скажется на психическом развитии детей в целом. Данная гипотеза нашла свое подтверждение, а авторская программа показала свою эффективность [3].

Изучение научной литературы по теме исследования позволило сформулировать цель — определение путей совершенствования логопедической и воспитательной работы по развития памяти, мышления и словарного запаса у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Объектом исследования являлись особенности развития памяти, мышления и словарного запаса у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет исследования — процесс развития памяти, мышления и словарного запаса у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с целью решались задачи, направленные на достижение цели.

Методы исследования и исследуемые

С учетом требований Федеральной образовательной программы дошкольного образования была разработана Модель развития памяти, мышления и словарного запаса у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Исследование проводится в МБДОУ «Детский сад № 3» г. Воронежа и находится на начальной стадии, однако есть положительные результаты проведенного мониторинга.

Описание Модели

В Модели обозначена цель, направления развития, воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ, содержательный компонент (педагогические условия и педагогические принципы), педагогические методы, развивающая предметно-пространственная среда, эффективные педагогические технологии. Конечный результат реализации модели — достижение целевых ориентиров развития памяти, мышления и словарного запаса у дошкольников с ОВЗ.

Результаты и их обсуждение

Для проведения первичного мониторинга использовались игровые задания: «Кому это принадлежит?», «Кто спрятался?», «Аналогии» и др. Надо отметить, что воспитатели отслеживают социальный и образовательный статус каждого ребенка, поэтому для сравнения были взяты данные, которые находятся в журнале индивидуальных показателей. Таким образом удалось обнаружить значительное улучшение показателей личностного развития детей, не имеющих патологии в развитии и детей с ОВЗ.

Таблица 1

Сравнительный анализ развития когнитивных процессов у дошкольников (мониторинг 1). (5-балльная система оценок)

Методики

Память

Мышление

Речь

0

1 м

0

1 м

0

1 м

«Кому это принадлежит?»

2,56

3, 43

2,07

3,04

2,53

3,12

«Кто спрятался?»

3,09

3,68

2,65

3,06

3,21

3,76

«Аналогии»

3,76

3,89

2,45

2,97

3,65

4,02

Модель развития памяти, мышления и словарного запаса у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Рис. 1. Модель развития памяти, мышления и словарного запаса у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Полученные данные говорят о трудности в развитии мышления. Лучшие показатели в развитии памяти. Из 10 слов многие дети запоминают шесть слов.

Развитие речи у здоровых детей имеет хорошие показатели. Но так как подсчитывалось среднее арифметическое значение, то общий показатель недостаточно высокий. Отмечена хорошая реакция детей на инновационные технологии. С удовольствием участвуют в игровых квестах и решают рисуночные проблемные кейсы.

Следовательно, развитие когнитивных процессов у детей с ОВЗ необходимо проводить с учетом специфики нарушений речи, мышления и памяти, так как коррекция должна определяться особенностями их высшей нервной деятельности и психического развития. В процессе овладения речью и мыслительными способностями дети с ОВЗ опираются на наглядный показ, наглядное восприятие, поэтому использование электронных образовательных ресурсов в процессе корригирующих мероприятий является необходимым условием.

Также необходимо учитывать снижение регулирующей функции речи у детей с ОВЗ, которая играть важную роль в формировании поведенческих норм дошкольника.

Литература:

  1. Ворошилова, Е. Л. Методы и приемы формирования речемыслительной деятельности детей с нарушениями речи (на материале смысловой стороны речи): методическое пособие для специалистов [Электронный ресурс] / Е.Л. Ворошилова — М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2022. — 37 с
  2. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.
  3. Ломбина, Т. Н. Целенаправленное развитие речи у дошкольников в соответствии с принципом дифференциации: по авторской программе: дисс... к. п. н. / Ломбина Т. Н.- Москва, 2010. — 200 с.
Задать вопрос