Использование дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дивина, О. Е. Использование дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста / О. Е. Дивина, Ю. В. Устюгова, О. В. Шикалова, Н. С. Кочергина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 8 (67). — С. 11-12. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/255/8529/ (дата обращения: 03.05.2024).



Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира.

Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Развитие элементарных математических представлений детей — это важная часть познавательного развития. Познавательная деятельность — это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Чтобы поддерживать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей, формировать познавательную самостоятельность и инициативность. Одной из форм игрового взаимодействия взрослого и ребенка, способствующей познавательному развитию являются дидактических игры. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий в легкой непринужденной форме. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических представлений детей. Дидактические игры оправдывают свое назначение в решении задач индивидуальной работы с детьми в свободное от занятий время. Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений и т. п.

— Цель: развитие элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

— Задачи:

  • создать условия для создать условия для формирования и развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста (развития навыка счета до 20; закрепления знаний о геометрических фигурах; приемов логического мышления (сравнения, обобщения, классификации);
  • способствовать развитию эмоциональной отзывчивости детей через дидактические игры математического содержания;
  • способствовать развитию мелкой моторики рук, воображения, памяти.

Дидактические игры, используемые для развития математических представлений:

  1. Игры с цифрами и числами
  2. Игры на ориентирование в пространстве
  3. Игра на ориентировку во времени
  4. Игры с геометрическими фигурами и цветом
  5. Игры на логическое мышление

Игры должны увлекать детей процессом, необходимо оставлять в игре только то, что ее отличало бы от занятий и дидактических упражнений. Правила должны быть четкими, занимательными, заставляющие ребят думать, размышлять, делать свои какие-то умозаключения.

Педагог должен создать все необходимые условия для умственной и двигательной активности детей. Озвучивать правила педагог должен четко, указывать порядок следования действий. В дидактической игре педагог должен продумать каждый элемент игры, для того чтобы все дети включились в ее процесс.

В дидактической игре воспитатель идет по принципу «от простого к сложному».

Примеры используемых дидактических игр по развитию математических представлений:

Дидактическая игра «Числовые домики»

Цель: закрепление умения раскладывать число на два меньших, составлять из двух меньших, большее.

Задачи: закреплять представления о составе чисел; развивать память, зрительное восприятие, внимание.

Также в этой игре можно составлять простые примеры сложения, вычитания, сравнивания чисел. Данная игра на липучках.

Дидактическая игра «Посчитай и сравни»

Цель: закрепление счета, сравнение чисел.

Игра развивает внимание, воображение, пространственное мышление, закрепляет у детей навык употребления знаков больше, меньше или равно. Ребенок подбирает знаки больше, меньше или равно посчитав количество картинок на карточке.

Дидактическая игра «Судоку»

Цель: развитие пространственного и логического мышления.

Развивает умение ориентироваться на плоскости, внимание, мышление, память.

Ребенок должен заполнить пустые клеточки картинками так, чтобы ни одна картинка не повторялась в строчках и столбцах большого квадрата.

Дидактическая игра «Продолжи ряд»

Цель: формирование умений совершать мыслительные операции, закрепление понятий о геометрических фигурах.

Развивает внимание, мышление, память.

Ребенок должен продолжить ряд геометрических фигур по образцу. Эта игра на липучках. Ребенок так же может составить свой собственный ряд, какой он хочет. Можно менять разные геометрические фигуры на другие и также на фигуры другого цвета.

Анализ эффективности использования дидактических игр в развитии элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста:

  1. Регулярное использование дидактических игр, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, позволило достичь положительных результатов.
  2. По результатам наблюдений и оценке продуктов детской деятельности можно сделать выводы:

— расширился математический кругозор;

— улучшились навыки счета в прямом и обратном порядке, сложение, вычитание, сравнение групп предметов;

— появилась уверенность в ориентировке в пространстве и на плоскости.

  1. Дети проявляют активность и инициативу в выборе игр для самостоятельной деятельности. Самостоятельно создают простейшие игры математического содержания «по образцу», выбирая героя, детали и т. п.
  2. Подобранная система дидактических игр может быть использована в непосредственной практике педагогов дошкольных образовательных организаций для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Использование дидактических игр в развитии элементарных математических представлений в ДОУ позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Математика необходима для общего развития детей, поскольку развивает ум ребенка, закладывает основу рационального мышления и интеллектуального развития.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка /Л. С. Выготский // Вопросы психологии. — № 6. — 2006. — С. 62–76.
  2. Кравцов Г. Г. Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольника / Г. Г. Кравцов. — М.: Юрайт, 2010. — 288 с.
  3. Ерофеева Т. И. Математика для дошкольников. — М.: Просвещение. — 1992. — 80с.
  4. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. — М., 1982. — 96 с.
  5. Козлова, В. А. Дидактические игры по математике для дошкольников / В. А. Козлова. — В 3-х книгах: Кн.2.: Методика. — М., 1996. — 250 с.
  6. Носова Е. А., Логика и математика для дошкольников/ Е. А. Носов, Р. Л. Непомнящая — М.: Детство-Пресс, 2007.
Задать вопрос