Консультация для родителей «Говорить мало — надо слышать» (формирование и развитие фонематических процессов у детей) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (67) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 17.08.2023

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Арькова, Н. Г. Консультация для родителей «Говорить мало — надо слышать» (формирование и развитие фонематических процессов у детей) / Н. Г. Арькова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 8 (67). — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/255/8487/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье представлен подробный конспект консультации для родителей.

Ключевые слова: ребенок, фонематический слух, звук, звуковой состав, коррекционная работа, визуально-ритмический ряд, игра.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Перед вами работы учеников начальной школы…

Посмотрим, что не так…

Видим многочисленные ошибки, но между ними есть связь — они появились потому, что ребенок не слышит разницы между звуками, не разбирает, где л, а где р, где д, а где т… При этом физический слух у ребенка в порядке, и даже, возможно, у него, с трудом, но поставлены и автоматизированы все звуки.

Что же мешает детям? А мешает им нарушение слухового восприятия, корни которого уходят в височную долю левого полушария головного мозга.

В дошкольном учреждении работа по формированию фонематической стороны речи проводится постепенно начиная с раннего возраста. Но фундаментальным этапом можно считать развитие фонематического слуха до года:

Уже в двухмесячном возрасте младенец при нормальном развитии физиологического слуха различает материнский голос.

К трем месяцам жизни малыш определяет, откуда слышен звук, поворачивает голову в сторону раздражителя.

Еще через месяц он уже проявляет реакцию на экспрессивность речи (силу и интонацию голоса), может испугаться громкого звука, крика.

В 5 месяцев гуление заменяется лепетом. Полугодовалые дети с нормой в развитии внимательно слушают разговор, повторяют за взрослым звуки или прямые открытые слоги.

К восьми месяцам ребенок начинает использовать только звуки, присутствующие в его родной речи.

О правильном развитии фонематического слуха в 1–2 года будет свидетельствовать понимание ребенком обращенной к нему речи взрослого. В этом случае подразумевается выполнение простых односложных поручений (к примеру: «дай машину», «принеси куклу»), правильное понимание элементарных вопросов («где папа» и т. д.). При норме интеллекта к трем годам фонематический слух почти сформирован, малыш различает и исправляет неправильную речь.

Причины и механизмы возникновения нарушений

Для того чтобы устранить проблему, необходимо знать причины ее возникновения. Задержка или нарушение фонематического слуха и восприятия — это не просто педагогическая запущенность, хотя и этот вариант может быть уместен.

Механизмы возникновения могут быть запущены еще во внутриутробном развитии. Поэтому необходимо знать первопричину, так как именно эта информация позволит определить методы работы с ребенком: не всегда достаточно только логопедической помощи, в некоторых случаях необходимо и медикаментозное лечение.

Этиология ФФНР

К основным причинам возникновения ФФН у детей можно отнести следующие:

– Патологические изменения в онтогенезе плода в период внутриутробного развития речевых зон коры головного мозга или формирования органов речи. Особенно выражено это при нарушениях в строении артикуляционного аппарата, когда ребенок рождается с готическим небом, заячьей губой, волчьим небом и другими патологиями.

– Родовые травмы, сюда также относится асфиксия плода, неправильное положение щипцов в момент, когда врач направляет плод, длительные, осложненные роды. В результате может быть нарушена работа речевых центров.

– Перенесенные в раннем детстве вирусные, соматические или инфекционные заболевания.

– Социальные факторы, способствующие развитию ФФН: пед. запущенность, психологическая травма, испуг, неблагоприятное для развития речи окружение (глухота у родителей, отсутствие эмоциональной связи матери с ребенком) и многое другое.

Признаками нарушения фонематического восприятия являются :

– нарушение дифференциации звуков на слух;

– нарушения звукопроизношения (смешения и замены звуков, зачастую нетипичные);

– нарушения звуковой структуры слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков);

– нарушения слоговой структуры слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение слогов);

– снижение слухоречевого внимания и слухоречевой памяти.

Исходя из понимания механизмов, симптомов, сопутствующих и вторичных нарушений, можно выделить следующие этапы коррекционной работы:

  1. развитие слухового внимания;
  2. различение неречевых звуков: бытовых, природных и музыкальных;
  3. различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
  4. различение длительности звукового стимула;
  5. различение слов, близких по звуковому составу;
  6. дифференциация слогов;
  7. дифференциация звуков речи;
  8. навыки элементарного звукового анализа и синтеза.

Коррекционная работа при нарушении фонематического слуха у ребенка

На начальном этапе работы используются песенки Stop and go. Это могут быть как уже готовые произведения, так и любые музыкальные композиции, которые можно ставить на паузу с разными интервалами времени. Также музыку можно заменить музыкальным инструментом. Все упражнения строятся по принципу «от простого к сложному» — сначала, например, ребенку дается инструкция: «Беги, пока играет музыка», затем: «Когда звучит музыка, иди и на каждый шаг хлопай в ладоши над головой», затем можно подключить развитие слуховой памяти: «когда слышишь барабан — беги, когда слышишь колокольчик — иди».

Различение неречевых звуков: бытовых, природных и музыкальных также происходит в игре, как и вся учеба в дошкольном возрасте. Сначала с визуальной опорой отгадываем, какой инструмент звучал, а затем без нее. Далее можно подключать развитие чувства ритма. Сначала мы, по традиции, выстраиваем визуально-ритмический ряд («Если слышишь ксилофон, клади красный кружок, если барабан — синий»), затем ребенок сам удерживает ритм по этой моторной программе. Более сложный процесс — удержание неоднородного ритма на одном инструменте. В этом случае логопед начинает строить визуально-ритмический ряд сам, ребенку необходимо закончить его, а затем простучать ритм: 2–1, 1–2.

Опущу игры на развитие высоты, силы и тембра голоса. Перейдем к различению слов, сходных по звуковому составу

Перед вами несколько человечков, а у вас в руках цветные кружочки. Как вы можете заметить, их цвета соответствуют цветам шапочек наших человечков. Сейчас каждый человечек назовет картинку, она одна на всех, а в должны поднять тот кружок, который соответствует шапочке правильно сказавшего человечка. Игра на слайде

Съиграем еще в одну игру. Взрослый предлагает ребенку послушать рифмовку, найти в ней «неправильное» слово и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу словом.

Отругала мама зайку —

Не надел под свитер ГАЙКУ.

(МАЙКУ)

В ней всего-то три окна,

И за елкой не видна.

Хоть бела, но маловата

Небольшая наша ВАТА.

(ХАТА)

Много снега во дворе —

Едут ТАНКИ по горе.

(САНКИ)

Хулиганам не до шутки,

Если Рекс в собачьей ДУДКЕ.

(БУДКЕ)

Пес Барбос совсем не глуп,

Но не хочет рыбный ДУБ.

(СУП)

Посмотрите в воду сами -

С очень длинными усами

Проплывает под мостом

Серый, скользкий, длинный ДОМ.

(СОМ)

Когда поранишь ты колено,

То покупаешь непременно,

Уверенный, что все пройдет,

Коричневую жидкость — МЁД.

(ЙОД)

Не случайно у сестрички

С ФАНТИКАМИ две косички.

(БАНТИКАМИ)

Играя со слогами и звуками, мы развиваем и память, и внимание, и непосредственно речевой слух ребенка. К примеру, кладем перед ребенком 3 кусочка теста или пластилина: «Запоминай: этот кусок — ПА, этот — ПО, этот — БА. Дави туда, где было БА»

Инструкция : запоминай: нос — это А, подбородок — это О, щека — это У. Тяни язык туда, где было О

Выделение одного из согласных звуков в звуковом потоке.

Взрослый называет и, многократно повторяя, добивается запоминания

ребенком одного из согласных звуков. Затем произносит звуковой ряд, в кото-

ром ребенок должен выделить один заданный согласный звук — хлопком,

другим оговоренным движением.

Примерный звуковой ряд: А-К-Т-Р-С-П-И-О-У-Ы-А-Ж-Ш-С-Ц-В-

О-Э и т. д.

Звуковой анализ и синтез необходим каждому ребенку для овладения письмом и чтением. Вся предыдущая работа готовит ребенка к этому анализу, но также необходимо познакомить ребенка с понятиями «начало», «середина», «конец». Например, поставить в ряд игрушки: «Кто в начале? Кто в середине? А кто в конце»

Далее можно предложить следующие игры (на слайде пример)

Оборудование: в ряд лежат разные по размеру и фактуре мячи, корзина.

инструкция: я называю слово, если в нем есть звук П, то клади мяч в корзину, если нет, то толкай ногой.

Оборудование: 10 стаканов (пластиковых, к примеру)

Инструкция: я называю слово, если в нем есть звук Г, то стакан переворачивай. Если нет этого звука, то клади на бок.

Оборудование: три молнии для одежды разной длины

Инструкция: где спрятался звук А в слове «аист»?

Ребенок должен закрыть/открыть молнию. Для решения параллельных задач: Пой звук а громко, если молния длинная, пой тихо, если молния короткая.

Как видите, для того чтобы быть успешным, ребенку необходимо приложить очень много усилий. И наша помощь ему необходима. Параллельно с логопедической работой по развитию или коррекции речевого слуха, необходимо комплексное развитие ребенка. Я имею в виду физическое развитие: игры с мячом, обручем, скакалкой, игры на развитие мышления: лабиринты, «Чего не хватает?», «Найди такой же», пазлы, «Что одинаковое?» и так далее.

Резюмирую. Развитие фонематического слуха крайне важно для коррекции звукопроизношения и успешного обучения письму и чтению. Это развитие проходит в несколько этапов и требует системного подхода в коррекционной работе.

Литература:

  1. Жукова, Н. С. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — 4-е изд. — Москва: Эксмо, 2014. — 288 c. — Текст: непосредственный.
  2. Тарасова, О. А. Речевая слуховая агнозия. Теория и практика / О. А. Тарасова, Ю. А. Чернышева. — 1-е изд. — Москва: Перо, 2021. — 230 c. — Текст: непосредственный.
  3. Ткаченко, Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника / Т. А. Ткаченко. — 3-е изд. — Москва: Гном и Ко, 2005. — 32 c. — Текст: непосредственный.
  4. https://nsportal.ru/node/5087447 Консультация на портале.

Ключевые слова

игра, ребёнок, фонематический слух, коррекционная работа, звук, звуковой состав, визуально-ритмический ряд
Задать вопрос