Дыхание в развитии речи детей | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (66) июль 2023 г.

Дата публикации: 03.07.2023

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Щерба, Н. В. Дыхание в развитии речи детей / Н. В. Щерба. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 7 (66). — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/254/8480/ (дата обращения: 01.05.2024).



В статье рассказывается о важности речевого дыхания в развитии речи ребенка. Представлены игровые упражнения, которые могут применяться в работе с детьми.

Ключевые слова: речевое дыхание, дыхательная гимнастика, голос, дети.

Дыхание является основой жизни, но оно также служит важной составляющей речевой функции человека. С помощью него мы заставляем звучать наш голосовой аппарат, произнося звуки, слова, фразы.

Голосовой аппарат включает такие важные органы, как: гортань, глотка, носовая полость с ее придаточными пазухами, легкие, бронхи, трахея и диафрагма. Патологические нарушения функции любого из этих органов приводит к изменению голоса. Энергетический (дыхательный) аппарат состоит из легких, дыхательных путей, межреберных мышц и диафрагмы. Во время фонаторного выдоха, диафрагма изменяет силу подскладочного давления и объем, проходящего через голосовую щель воздуха, обеспечивая тем самым извлечение разных по высоте и силе звуков. Механизм координации дыхания, голосообразования и артикуляции — единый процесс и формируется он постепенно, поэтому так же последовательно формируется и речевое дыхание.

Речевое дыхание — управляемый процесс, этим оно отличается от физиологического. В норме речевой вдох легкий и короткий, осуществляться через нос и рот, а выдох плавный и длительный производиться через рот. Правильный забор воздуха позволяет экономно и равномерно расходовать его, соблюдая речевые такты и паузы в речи.

Следует помнить, что речевое дыхание связано с такими компонентами интонации, как темп, ритм, пауза и его неправильная постановка может способствовать развитию различных речевых нарушений. Специальные упражнения автоматизируют навык речевого дыхания. Вследствие этого, вместо поверхностного дыхания формируется полное и глубокое, которое благотворно влияет на качество голоса.

В педагогической практике часто встречаются дети с «захлебывающейся» речью, когда слова и фразы произносятся, как на вдохе, так и на выдохе. Другие дети не успевают экономно расходовать воздух на выдохе и берут дыхание в середине фразы, разрывая тем самым логическое членение речевого потока, затрудняя понимание смысла сказанного. При ключичном (поверхностном) дыхании, которое встречается довольно часто у многих детей, живот на вдохе втягивается, а плечи поднимаются, напрягая мышцы плечевого пояса и шейной мускулатуры. Некоторые дети стараются сказать фразу на укороченном выдохе, за короткий промежуток времени, что так же снижает качество речи. Наоборот, чрезмерное затягивание темпа речи также нарушает восприятие и целостность сказанного.

Вопросы воспитания у детей правильного речевого дыхания отражены в трудах и исследованиях многих авторов: М. Ф. Фомичевой, Е. Ф. Рау, О. В. Правдиной, О. С. Орловой, Е. Ф. Архиповой и др.

Воспитание правильного дыхания у детей — важная задача. Она должна решаться в единстве с развитием детского голоса и артикуляции. Задания должны быть понятны и доступны детям, проводиться в игровой форме. Главной задачей дыхательной гимнастики должно стать освоение техники нижнереберного диафрагмального дыхания, за счет активной работы мышц брюшного пресса и диафрагмы; произвольного управления вдохом и выдохом; координации процессов дыхания и голосоведения.

Дыхательные упражнения необходимо подбирать с учетом возраста детей, четким соблюдением временного регламента: 3–4 мин для детей младшего возраста, 4–5 мин — среднего возраста, 5–7 мин — старшего дошкольного возраста. Это необходимо выполнять, чтобы не спровоцировать головокружение и негативные реакции у ребенка.

Дыхательная гимнастика включает в себя статические, динамические и фонационные упражнения.

1. Статическая дыхательная гимнастика служит для воспитания неречевого (нижнереберного) типа дыхания с участием диафрагмы. Ребенка учат быстрому вдоху и плавному, равномерному выдоху.

Игра «Поиграем животиками». В положении лежа на спине, дети кладут левую руку на живот, а правую на грудь, делают глубокий вдох — живот надувают, затем делают выдох –живот втягивают.

Игра «Пароход гудит». Попросить ребенка подуть в пузырек, изображая свист парохода (горлышко пузырька должно касаться нижней губы).

Игра «Пропеллер». Ребенка просят улыбнуться, выполнить вдох, а затем сильно выдувать воздух, рассекая струю указательным пальцем, чтобы слышался «звук пропеллера».

Игра «Подними шарик». (Атрибуты: изогнутая пластиковая трубка, шарик). И. п. стоя. Ребенку предлагается подуть в трубку, так, чтобы поднять шарик и удержать его, как можно дольше. Следят за тем, чтобы плечи малыша не поднимались, а выдыхаемая струя воздуха не раздувала щек.

2. Динамическая гимнастика координирует дыхание, способствует расширению емкости легких, подготавливает детей к интенсивным голосовым нагрузкам. Комплекс тренировочных игр и упражнений включает активизирующие и расслабляющие упражнения, предупреждающие утомление и излишнюю напряженность мышц.

Игра «Солнышко». Детям предлагают «нарисовать» головой солнышко с лучами, делая круговые вращения головой справа налево, вверх и вниз.

Игра «Пластилиновая кукла». Поднять руки вверх, затем медленно опустить, раскачивая из стороны в сторону.

Игра «Повторялки». Дети выполняют последовательно серию движений, показанные педагогом (встать на носки, руки вверх — вдох, опуститься на всю ступню- выдох и т. д.), контролируя свой вдох и выдох.

Игра «Пружинка». И. п. стоя, руки на уровне груди. Дети отводят локти назад — вдох, возвращаются в исходное положение — выдох. Темп упражнения меняется.

Игра «Незнайка». Педагог задает детям шутливые вопросы. Дети поднимают и опускаю плечи поочередно, как бы говоря «не знаю». При поднимании — вдох через нос, при опускании -выдох через рот.

Игра «Пловцы». Педагог предлагает детям совершить «заплыв». Дети соревнуясь совершают плавательные движения: при расширении грудной клетки совершая вдох, при опускании — выдох.

3. Фонационная дыхательная гимнастика тренирует экономное распределение речевого выдоха. Работу начинают с гласных звуков и их сочетаний, вводя постепенно слоги, слова, фразы. На завершающем этапе в работе с детьми используют короткие стихи, загадки, пословицы и диалоги. При подборе речевого материала важно ориентироваться на звуки, правильно произносимые детьми, чтобы не было закрепления нарушенных звуков. Речевой материал следует подбирать с учетом интересов детей, что значительно оптимизирует воспитательный процесс.

Игра «Ракета» И. п. стоя. На вдохе ребенок, поднимает руки вверх приподнимаясь на носки. На выдохе — опускает руки вниз, опускаясь на всю ступню, с одновременным произнесением звука «а».

Игра «Сова». Попросить ребенка взять глубокое дыхание «в живот», а затем равномерно и беззвучно выдыхать воздух, многократно произнося звук «ф». Внимание обращается на глубину дыхания и работу брюшного пресса.

Игра «Сова кричит». Взяв глубокое дыхание «в живот» равномерно выдыхать, произнося многократно согласный звук «ф» с гласными: «фа-фа-фа», «фо-фо-фо» и т. д.

Игра «Немое кино». Педагог показывает ребенку беззвучную артикуляцию 2–3 гласных звуков. Ребенок озвучивает ее, контролируя свой плавный и непрерывный выдох.

Игра «Посчитай». Детям предлагается произвести счет (прямой, обратный, от заданного до заданного числа и др.) на одном выдохе контролируя длительность и плавностью выдоха.

Игра «Фразы». Педагог проводит беседу по сюжетной картинке, произносит короткую фразу. Дети должны повторить фразу, дополняя ее одним новым словом. Предлагается произносить фразу на одном выдохе.

Игра-диалог «Ежик».

Ежик, ежик, где ты был?

— За грибами в лес ходил!

— Что нашел ты, еж, в лесу?

— Только рыжую лису!

Формирование и развитие речевого дыхания с детьми может проводиться не только на логопедических, но и на музыкальных, физкультурных занятиях, в качестве физкультминуток на занятиях по развитию речи и др., а также в процессе выполнения режимных моментов: прогулке и т. д. Форма работы с детьми может быть групповой, подгрупповой или индивидуальной. Использование игрушек, наглядных пособий (картинок, дидактических игр), музыкального оформления, а также сказочного сюжета, превратит любую тренировку в увлекательную и незабываемую игру для детей.

Таким образом, управление дыханием — важный процесс в жизни человека. Он необходим в разговорной и сценической речи, ораторском выступлении, пении, поэтому специальные тренировки помогут овладеть этим навыком в совершенстве.

Литература:

  1. Е. Ф. Архипова. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей- М: АСТ: Астрель, 2010
  2. Е. В. Лаврова. Логопедия. Основы фонопедии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  3. Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. Технологии формирования интонационной стороны речи — М.: АСТ: Астрель, 2009
Задать вопрос