Особенности коррекции нарушений праксиса старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами ритмической гимнастики | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (65) июнь 2023 г.

Дата публикации: 31.05.2023

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Марченкова, И. В. Особенности коррекции нарушений праксиса старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами ритмической гимнастики / И. В. Марченкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 6 (65). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/253/8413/ (дата обращения: 27.04.2024).



В фокусе данной статьи представлен потенциал применения средств ритмической гимнастики для преодоления нарушений праксиса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Отмечается взаимосвязь развития моторной сферы ребёнка и его речевой активности. Представлен ряд методических принципов для организации коррекционно-педагогической работы с данной группой детей, направленной на коррекцию нарушений праксиса через применение упражнений ритмической гимнастики.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, праксис, нарушения праксиса, ритмическая гимнастика, дети старшего дошкольного возраста.

В последние годы в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) значительно увеличилось количество детей с нарушениями речи различных уровней, в частности детей с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня. При этом важным условием полноценного речевого развития является физическое развитие ребенка. Формирование моторной сферы и развитие речи обеспечиваются двигательной активностью организма, а потребность в движении является биологической потребностью организма и естественной его деятельностью. Так, отмечается прямая взаимосвязь уровня развития речи и двигательной (моторной) сферы ребенка: чем лучше развита моторная сфера, тем выше уровень развития речи [3, с. 33].

В связи с вышесказанным возникает потребность своевременной и качественной коррекции праксиса и преодоления речевых нарушений у дошкольников с ОНР, что подразумевает разработку и систематизацию методического материала, которым могли бы пользоваться педагоги ДОУ в осуществлении коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речи. При этом особую роль в развитии старших дошкольников играет применение таких средств развития, которые бы воздействовали комплексно. Одним из таких средств является ритмическая гимнастика. Обучение элементам ритмической гимнастики помогает детям преодолеть речевые и двигательные нарушения, поэтому представляется, что ритмическая гимнастика обладает большим потенциалом для коррекции нарушений праксиса данной группы детей.

По своему содержанию и используемым в настоящее время средствам ритмическая гимнастика представляет своеобразный синтез элементов гимнастики и йоги, классического балета и аэробики, народного танца и диско. Большое разнообразие движений, выполняемых в различных плоскостях пространства, способствует совершенствованию двигательной памяти и координационных способностей. Несмотря на большой потенциал ритмической гимнастики, опубликовано недостаточно методических работ по применению упражнений ритмической гимнастики для коррекции нарушений праксиса детей с нарушениями речи.

Ритмическую гимнастику возможно рассматривать в качестве компонента физического воспитания детей в силу её позитивного влияния на поступательное физическое развитие ребёнка, совершенствование чёткости и обработанности его двигательных актов, улучшения его музыкальной памяти и слуха. Важно отметить и то, что ритмическая гимнастика через выполнение направленных движений развивает чувство ритма и стимулирует ребёнка улавливать темп музыки [1, с. 45].

Преимуществом ритмических упражнений над циклическими нагрузками является позитивное стимулирующее проявление эмоционально-волевой сферы. Данное обстоятельство (под воздействием нейроэндокринных процессов) обуславливает стремительное восстановление и улучшение физических способностей организма ребёнка по линии сердечно-сосудистой системы, что позволяет ребёнку дольше и с большим интересом заниматься данными упражнениями [2, с. 54]. Влияние на эмоциональную сферу детей также обусловлено увлекающей детей образностью и сюжетностью упражнений ритмической гимнастики, происходящих под музыкальный аккомпанемент в танцевальной форме. Кроме того, дети в старшем дошкольном возрасте стремятся, чтобы их деятельность соответствовала общей работе коллектива, а ритмическая гимнастика предоставляет возможность показать отработанные ритмические навыки в группе. С точки зрения психологии, выполнение ритмических упражнений под музыкальным сопровождением через использование психофизиологических процессов помогает организму ребёнка легче соотносить свои движения с музыкой и её темпом. Таким образом, происходит увеличение выносливости организма и его восстановления, снижается утомляемость, присутствует позитивным эмоциональный настрой [4, с. 47–48].

Современные представления о ритмической гимнастике в совокупности со сведениями о закономерностях физического развития детей в целом позволяют определить оптимальную структуру и содержание занятий физической культуры с элементами ритмической гимнастики для решения задач, связанных с развитием двигательной активности детей.

В первую очередь занятия ритмической гимнастикой направлены на общие оздоровительные задачи, поскольку ритмическая гимнастика поддерживает нормальную работу организма и отдельных систем органов. Занятия ритмической гимнастикой для старших дошкольников, как и любые физические упражнения для детей этой группы, должны учитывать ограничивающие факторы физического развития детей в этом возрасте. Так, у старших дошкольников присутствует неравномерность мышечного развития, а также незаконченность развития опорно-двигательного аппарата, нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Поэтому от педагога (инструктора) требуется понимание обоснованности внедрения того или иного комплекса упражнений ритмической гимнастики в соответствии с уровнем физического развития детей.

Нарушения двигательного и пространственного праксиса имеют большое значение, поскольку в будущем детям необходимо перейти на более высокую ступень обучения, войти в новую социальную группу. Нарушения праксиса, недоразвитие речи будут способствовать снижению коммуникативности, учебных результатов, показателей физического и психологического здоровья. Ритмическая гимнастика позволяет не только преодолеть нарушения праксиса, но и избавить детей от психологических зажимов, снять эмоциональное и мышечное напряжение за счет введения танцевальных элементов.

Коррекция нарушений праксиса детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами ритмической гимнастики ещё сравнительно недостаточно изученная и развитая область. Различные средства ритмической гимнастики оказывают большое влияние на развитие детей и коррекцию их речевых нарушений. Однако, поскольку единая методология в этом направлении не разработана, то нет и целостного ритмического комплекса упражнений для старших дошкольников с ОНР для всестороннего развития и коррекции нарушений праксиса.

Тем не менее, на основании имеющихся теоретических и методических данных по рассматриваемой проблеме возможно выделить ряд принципов, которыми надо руководствоваться в коррекционно-педагогической работе по преодолению нарушений праксиса детей выбранной категории, среди которых: проводить занятия с опорой на возраст детей и на особенности речевой патологии; включать в занятия игровые элементы (подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, сюрпризные моменты); включать упражнения на развитие координации, баланса, ощущения тела в пространстве, развитие силы, ловкости, моторной выносливости; применять в работе разнообразные средства предметной среды (например, султанчики, куклы-бусины, массажные мячики, фитболы, ленты и прочее); сопровождать упражнения речевыми элементами (речёвками, подпеванием), отдельными логоритмическими упражнениями; проводить работу целенаправленно, систематически, комплексно с привлечением других специалистов (логопеда, невролога и др.).

Таким образом, в условиях увеличивающегося в ДОУ количества детей с речевыми нарушениями, имеющими сопутствующие нарушения праксиса, коррекционная работа по преодолению нарушений речевого развития должна быть вместе с тем направлена на обеспечение развития двигательной сферы дошкольников. Для этой цели необходимо разрабатывать специальные методические комплексы, основанные на результатах эмпирических исследований речевой и двигательной активности детей. Одним из направлений такой коррекционной работы рассматривается применение средств ритмической гимнастики.

Литература:

  1. Гусева, Е. А. Художественная гимнастика, как средство эстетического воспитания детей 6–10 лет / Е. А. Гусева, С. В. Бурханов // Вопросы педагогики. — 2021. — № 9–2. — С. 44–46.
  2. Кравченко, С. А. Психомоторное развитие детей раннего возраста с использованием музыкально-ритмической деятельности / С. А. Кравченко, И. Л. Колпакова, И. В. Вьюшкова // Провинциальные научные записки. — 2019. — № 2 (10). — С. 53–57.
  3. Никашкина, О. Н. Диагностика моторных функций у старших дошкольников / О. Н. Никашкина, О. А. Бокова // Педагогическое образование на Алтае. — 2022. — № 2. — С. 31–35.
  4. Семенова, М. С. Теоретические аспекты развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста под влиянием ритмической гимнастики / М. С. Семенова // Вестник науки. — 2022. — № 2 (47). –С. 44–52.
Задать вопрос