Проект «Организация музейно-педагогического пространства в ДОО» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (65) июнь 2023 г.

Дата публикации: 29.05.2023

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Кондрашова, Н. В. Проект «Организация музейно-педагогического пространства в ДОО» / Н. В. Кондрашова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 6 (65). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/253/8408/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье представлена проектная деятельность участников образовательных отношений как одно из направлений деятельности базовой кафедры инновационных практик дошкольного образования МГПУ им. М. Е. Евсевьева на базе МАДОУ «Центр развития ребенка — Детский сад № 2» г. о. Саранск.

Ключевые слова: базовая кафедра инновационных практик дошкольного образования, дошкольник, проект, музейное пространство, музейные образовательные практик.

В текущем учебном году в соответствии с планом деятельности базовой кафедрой инновационных практик дошкольного образования МГПУ им. М. Е. Евсевьева на базе МАДОУ «Центр развития ребенка — Детский сад № 2» г. о. Саранск реализовывался проект на тему «Организация музейно-педагогического пространства в ДОО».

Актуальность заявленной темы определяется несколькими причинами. Во-первых, музейная педагогика широко используется в МАДОУ «Центр развития ребенка — Детский сад № 2». Во-вторых музейно-педагогическое пространство является важным элементом создания образовательного пространства и воспитывающей среды современной ДОО. В условиях внедрения ФГОС и Федеральной программы дошкольного образования, программы воспитания для образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования и других документов важно переосмыслить современные достижения музейной педагогики и педагогической практики, определить эффективные формы организации интерактивной работы с участниками образовательных отношений в музейно-педагогическом пространстве, обосновать значимость организации разнообразных мини-музеев со сменными экспозициями посредством использования различных современных технологий.

Цель проекта заключается в приобщении участников к проектной и исследовательской деятельности, изучении и обобщении современных достижений теории и практики для определения эффективного опыта организации музейно-педагогического пространства в ДОО и организации музейных образовательных практик дошкольников посредством использования современных технологий.

В качестве основных задач данного проекта были определены следующие:обогатить представления участников проектной деятельности об организационно-методических основах, лучших региональных или российских практиках организации музейно-педагогического пространства в ДОО; изучить, обобщить и систематизировать инновационный опыт ДОО по использованию музейно-образовательного пространства в воспитании и обучении дошкольников и пр.; обосновать уникальность потенциала музейного пространства в образовательной и социально-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста и их родителями и пр.; обосновать возможности использования в музейно-педагогическом пространстве ДОО новых интерактивных способов работы и современных технологий.

Основными участниками проекта являлись члены базовой кафедры инновационных практик дошкольного образования и обучающиеся факультета педагогического и художественного образования МГПУ.

Проектно-исследовательская деятельность осуществлялась поэтапно. Подготовительный этапвключал следующее: планирование проектной деятельности; изучение нормативно-правовых документов, педагогической и методической литературы по теме проекта; изучение экспозиции опыта и работы музеев дошкольной организации-партнера; определение возможностей внедрения в ДОО музейной педагогики в сочетании с современными технологиями.

Основной этап реализации проекта включал: изучение, обобщение и систематизацию регионального и российского опыта организации музейно-педагогического пространства; обсуждение специфики и педагогической значимости музейного пространства в дошкольной организации, а также интерактивности, безопасности и полифункциональности мини-музеев; определение возможностей эффективного использования музейного пространства и его экспонатов для осуществления разнообразной возрастосообразной деятельности и комплексного решения различных профессиональных задач в соответствии с современными нормативно-правовыми документами в области дошкольного образования; разработка алгоритма создания мини-музея (определение темы и выбор его вида, грамотное планирование экспозиции и проектирование дизайна оформления с учетом выбранной темы и возраста дошкольников, определение критериев подбора музейных экспонатов и способов пополнения или обновления экспозиции пр.); проектирование для ДОО мини-музеев и виртуальных галерей; разработка конспектов мероприятий и маршрутных листов для организации интерактивной работы в соответствующих мини-музеях посредством использования современных технологий (геокешинга, квест-технологии, кейс-технологии, журналистики и интервьюирования и пр.); создание картотеки эффективных музейных образовательных практик.

Демонстрационный этап включал презентацию промежуточных результатов проекта в периодической печати [3], на практических занятиях, конкурсах методических и проектно-исследовательских работ, во время мероприятий по плану базовой кафедры инновационных практик дошкольного образования МГПУ им. М. Е. Евсевьва.

Подводя итоги проведенной проектно-исследовательской работы следует отметить, что к числу наиболее распространенных музейных образовательных практик следует отнести: занятия; народные праздники и посиделки; мастер-классы; народные игры; театрализованную деятельность; программы дополнительного образования краеведческой направленности для дошкольников; тематические выставки и т. д. [1–7].

С учетом современных достижений педагогической теории и практики целесообразно следующее: использовать возможности виртуальных тематических галерей и интерактивных тематических игр в качестве дополнения к основной экспозиции; осуществить разработку и создание специальных маршрутных листов с интересными заданиями для каждого мероприятия в музейно-образовательном пространстве; использовать технологии интервьюирования и журналистики, посредством которых можно повысить познавательный интерес к музейным объектам, обогатить детские представления, создать соответствующие обучающие ситуации для детской коммуникации; организовывать квест-игры и геокешинг для проведения послеэкскурсионной работы в музейном пространстве для закрепления пройденного материала и пр.; применять мнемотаблицы в качестве опорной схемы для составления рассказов о понравившемся музейном объекте; использовать интеллект-карты или мардборды для систематизации материала и подведения итогов музейной образовательной практики и пр.

Итак, подводя итоги проектной деятельности, следует отметить очевидную ее практическую значимость, которая прослеживаетсявследующем: повышение компетентности, творческого потенциала и совершенствование проектировочных умений у будущих и молодых педагогов дошкольного образования; создание картотеки эффективных практик интерактивной работы с дошкольниками в музейно-пелагогическом пространстве ДОО для обновления образовательного процесса новыми интерактивными формами работы; углубление представлений о организационно-методических основах и современных находках педагогов-практиков, касающихся организации и использования музейно-образовательного пространства в ДОО; стимулирование интереса к профессиональной деятельности, усиление мотивации или деятельностного отношения к освоению передового опыта и формированию готовности реализовать различные технологии; формирование у будущих педагогов готовности и желания осуществлять свою профессиональную педагогическую деятельность в системе личностно ориентированного образования и в диалоге с субъектами образовательной деятельности и пр.

Литература:

  1. Безрукова, М. И. Музейная педагогика в системе дошкольного образования и воспитания / М. И. Безрукова, Н. Н. Волкова // Образование и воспитание. — 2018. — № 3 (18). — С. 9–11. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/94/3351/.
  2. Кондрашова Н. В. Образовательное пространство современного детского сада // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. — 2016. — 2016. — № 4. — С. 49–59.
  3. Кондрашова Н. В., Митяева И. Е. Музейные образовательные практики в дошкольных организациях. — Воспитатель ДОУ. — 2023. — № 2. — С. 20–25.
  4. Морозова А. Н., Мельникова О. В. Музейная педагогика: из опыта методической работы. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 416 с.
  5. Музейные образовательные практики с этнокультурным содержанием образования /научный редактор — Т. Г. Голева. — Пермь, 2022. — 126 с. — URL: http://iro.perm.ru/information_etno_sub3.html.
  6. Рыжова Н. А. Материалы курса «Мини-музей в детском саду как новая норма работы с детьми и родителями»: лекции 1–4. М.: Учебно-методическое пособие. М.: Педагогический университет. «Первое сентября» 2010. — 96 c.
  7. Технология музейной педагогики / авт.-сост. Гашук Е. А. — Волгоград: Учитель, 2018. — 81 с.

Ключевые слова

проект, дошкольник, музейное пространство, базовая кафедра инновационных практик дошкольного образования, музейные образовательные практик
Задать вопрос