Интересная и увлекательная артикуляционная гимнастика для языка
Автор: Костюкова Елена Сергеевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (65) июнь 2023 г.
Дата публикации: 24.05.2023
Статья просмотрена: 72 раза
Библиографическое описание:
Костюкова, Е. С. Интересная и увлекательная артикуляционная гимнастика для языка / Е. С. Костюкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 6 (65). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/253/8398/ (дата обращения: 28.04.2024).
Хочу рассказать, для чего артикуляционная гимнастика нужна, как выполнять её и каким образом выполнение артикуляционной гимнастики повлияет на исправление дефектов звукопроизношения у детей.
В моей работе учителя-логопеда артикуляционная гимнастика имеет большое значение.
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, направленных на укрепления мышц артикуляционного аппарата, также развивает силу, подвижность и дифференцированность движений органов, и самое главное отражает в речевом процессе.Выполнения главных движений и положений органов артикуляционного аппарата, и совмещать простые движения в сложные, для правильного произнесения звуков.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой мышц — это жевательных, глотательных и мимических.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — она тренируют подвижность органов артикуляционного аппарата, отработки положения губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Причины занятий артикуляционной гимнастикой.
- Для развития речевого слуха, чтобы дети смогли научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
- Чтобы дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогли быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
- Артикуляционная гимнастика полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, часто встречаются случаи, где у детей «каша во рту».
- Занятия артикуляционной гимнастикой помогает всем — и детям, и взрослым — научиться говорить правильно, чётко и красиво. Чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Виды артикуляционных упражнений:
Статические упражнения выполнять надо для того, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5–10 секунд. Упражнения — бегемот, ворота, лопаточка, чашечка, иголочка, горка, грибок.
Динамические упражнения можно выполнять по 6–8 раз, отрабатывается подвижность языка и губ. Упражнения — часики, качели, футбол, лошадка, маляр, вкусное варенье, чистим зубки.
Движения для губ и щек — можно выполнять упражнения улыбка, заборчик, трубочка, бублик.
Артикуляционную гимнастику лучше выполнять так:
- Проводить перед зеркалом вместе с взрослым, который рассказывает и показывает выполнение упражнения. Ребёнок выполняет упражнение, а взрослый контролирует его действия, следя за точностью движений, плавностью, темпом выполнения и переходом от одного движения к другому.
- Наблюдать, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
- Когда у ребёнка будет получаться гимнастика, то можно применять в различных игровых приёмах. Выполнение такой гимнастики поможет постановке красивого и чёткого звукопроизношения у вашего ребёнка.
Артикуляционную гимнастику хорошо понимают все взрослые, но далеко не каждый ребёнок соглашается ежедневно и перед зеркалом выполнять однообразные скучные движения губами и языком. Для этого я применяю в своей работе занимательные и вкусные артикуляционные упражнения, с которыми познакомила и рекомендовала родителям и педагогам использовать её с детьми.
Дети выполняют с радостью, так как при их выполнении используются сладости, печенье, конфетки, витаминки и леденцы.
Упражнения с бубликом.
- Маятник — попади в правое кольцо.
- Маятник — попади в левое кольцо.
- Трубочка — свернуть язычок трубочкой внутри бублика.
- Лопаточка — положить язычок в бублик и удержать, а потом поглаживание бубликом.
- Иголочка — попасть в кольцо бублика и удержать язычок острым.
- Замок — язычком удержать бублик и поднять к верхней губе.
Упражнение «Конфетка»
- Облизывать конфету-карамельку на палочки. Положение конфеты периодически меняем: держим её сверху, снизу, с одной и другой стороны. Важно, чтобы язык смог дотянуться до неё. Начинать лучше с конфеты большего размера, затем берём конфетки поменьше.
- Тянемся кончиком языка к конфете, потом выполняя движения вверх-вниз. Язык в ротовую полость не убирать, головой не двигать (5 раз).
- Чупа-чупс поместить в уголок рта, язык тянется к конфете. Голову не поворачивать, а держать прямо. Затем, то же движение в противоположную сторону (5 раз).
- Конфету поместить над верхней губой, а язык выполняет движения вперед-назад по конфете (5 раз).
- Убрать конфету, после неё над верхней губой остался сладкий след. Слизывать этот сладкий след широким языком: облизать верхнюю губу одним широким движением языка и убрать его в рот (5 раз)
- Карамель поместить в рот. Языком перемещать конфету поочередно за правую, а затем за левую щеку. Руками при этом конфету не держать, и не помогать (5 раз).
- Ребёнку нужно удержать чупа-чупс между верхней и нижней губой.
- Упражнение немного сложнее. Удерживаем чупа-чупс, прижимая его языком к нижним зубам. Можно помочь держать чупа-чупс рукой.
Упражнения с мёдом.
- Качельки в домике — губы в улыбке, широко открыть рот, острым язычком притрагиваться к верхним, а потом к нижним зубам на счёт (1–2–3–4). Мёдом помазать верхние и нижние зубы.
- Грибочек — помазать нёбо мёдом и присосать широким язычком всей плоскостью к нёбу и открыть рот до 10 (повторение 3 раза).
- Лопаточка — намазать нижнюю губу мёдом и положить широкий язык на неё — удерживать до 10 (повторение 3 раза).
Качельки в домике.
Упражнения с витаминкой (аскорбиновой кислотой).
- Иголочка — улыбнуться и удержать язычок острым и положить витаминку на край языка, счёт до 7 (повторять 3 раза).
- Трубочка — открыть рот, достать широкий язык и загнуть его боковые края вверх, а потом положить витаминку, счёт до 10 (повторять 4 раза).
- Оближем губки — рот открыт и медленно, не отрывая языка облизать верхнюю губу по кругу, а на конец языка положить витаминку.
Упражнения с водой.
1. Ребёнок удерживает позу чашечка счёт до 10, а взрослый наливает воду с помощью одноразового шприца, а потом с удовольствием выпивает воду после окончания выполнения упражнения (повторение 4 раза).
Чашечка с водой
Упражнения с ватными шариками.
- Сдуй пушок — улыбнуться, открыть рот и положить маленький ватный шарик на нос, а потом широким язычком сдуть (повторять 5 раз).
- Лови шарик — широкий язычок в форме чашечки прижать к верхней и сдуть ватный шарик с носа (повторять 3 раза).
Упражнения с ватными палочками.
- Гудит корабль — губы в улыбке, рот открыт, а ватную палочку положить на середину язычка, с напряжением произнести долго «ы –ы — ы».
- Удержи не урони — улыбнуться, открыт рот, кончиком язычка удержать ватную палочку за верхние зубы, а потом за нижние зубы (повторять 4 раза).
- Дождик барабанит — улыбнуться, открыть рот, кончиком язычка постукивать за верхними зубами «дын — дын — дын», а с помощью ватной палочки удерживать язычок, чтобы не падал (повторять 5 раз).
Упражнения с новогодним дождиком.
- Выполнять короткий вдох носом и полностью выдох через рот, произносить короткий звук «фу — фу — фу», а дождик на палочки держать перед собой, тогда упражнения правильно выполнено (повторять 5 раз).
- Повторять упражнения № 1, только подключать другие звуки «к — г» (повторять 4 раза).
Я надеюсь, что мои упражнения помогут улучшить подвижность языка и губ, самое главное силу их движений, и поможет детям чётко проговаривать конкретные звуки. А родителям не забывать, полноценное развития ребёнка — это хорошая речь, я думаю, что мои упражнения заинтересуют взрослых и детей, и помогут достичь результата!