Интересная и увлекательная артикуляционная гимнастика для языка | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (65) июнь 2023 г.

Дата публикации: 24.05.2023

Статья просмотрена: 72 раза

Библиографическое описание:

Костюкова, Е. С. Интересная и увлекательная артикуляционная гимнастика для языка / Е. С. Костюкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 6 (65). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/253/8398/ (дата обращения: 28.04.2024).



Хочу рассказать, для чего артикуляционная гимнастика нужна, как выполнять её и каким образом выполнение артикуляционной гимнастики повлияет на исправление дефектов звукопроизношения у детей.

В моей работе учителя-логопеда артикуляционная гимнастика имеет большое значение.

Артикуляционная гимнастика это комплекс упражнений, направленных на укрепления мышц артикуляционного аппарата, также развивает силу, подвижность и дифференцированность движений органов, и самое главное отражает в речевом процессе.Выполнения главных движений и положений органов артикуляционного аппарата, и совмещать простые движения в сложные, для правильного произнесения звуков.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой мышц — это жевательных, глотательных и мимических.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — она тренируют подвижность органов артикуляционного аппарата, отработки положения губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Причины занятий артикуляционной гимнастикой.

  1. Для развития речевого слуха, чтобы дети смогли научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  2. Чтобы дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогли быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
  3. Артикуляционная гимнастика полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, часто встречаются случаи, где у детей «каша во рту».
  4. Занятия артикуляционной гимнастикой помогает всем — и детям, и взрослым — научиться говорить правильно, чётко и красиво. Чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Виды артикуляционных упражнений:

Статические упражнения выполнять надо для того, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5–10 секунд. Упражнения — бегемот, ворота, лопаточка, чашечка, иголочка, горка, грибок.

Динамические упражнения можно выполнять по 6–8 раз, отрабатывается подвижность языка и губ. Упражнения — часики, качели, футбол, лошадка, маляр, вкусное варенье, чистим зубки.

Движения для губ и щек можно выполнять упражнения улыбка, заборчик, трубочка, бублик.

Артикуляционную гимнастику лучше выполнять так:

  1. Проводить перед зеркалом вместе с взрослым, который рассказывает и показывает выполнение упражнения. Ребёнок выполняет упражнение, а взрослый контролирует его действия, следя за точностью движений, плавностью, темпом выполнения и переходом от одного движения к другому.
  2. Наблюдать, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
  3. Когда у ребёнка будет получаться гимнастика, то можно применять в различных игровых приёмах. Выполнение такой гимнастики поможет постановке красивого и чёткого звукопроизношения у вашего ребёнка.

Артикуляционную гимнастику хорошо понимают все взрослые, но далеко не каждый ребёнок соглашается ежедневно и перед зеркалом выполнять однообразные скучные движения губами и языком. Для этого я применяю в своей работе занимательные и вкусные артикуляционные упражнения, с которыми познакомила и рекомендовала родителям и педагогам использовать её с детьми.

Дети выполняют с радостью, так как при их выполнении используются сладости, печенье, конфетки, витаминки и леденцы.

Упражнения с бубликом.

  1. Маятник — попади в правое кольцо.
  2. Маятник — попади в левое кольцо.
  3. Трубочка — свернуть язычок трубочкой внутри бублика.
  4. Лопаточка — положить язычок в бублик и удержать, а потом поглаживание бубликом.
  5. Иголочка — попасть в кольцо бублика и удержать язычок острым.
  6. Замок — язычком удержать бублик и поднять к верхней губе.

Упражнение «Конфетка»

  1. Облизывать конфету-карамельку на палочки. Положение конфеты периодически меняем: держим её сверху, снизу, с одной и другой стороны. Важно, чтобы язык смог дотянуться до неё. Начинать лучше с конфеты большего размера, затем берём конфетки поменьше.
  2. Тянемся кончиком языка к конфете, потом выполняя движения вверх-вниз. Язык в ротовую полость не убирать, головой не двигать (5 раз).
  3. Чупа-чупс поместить в уголок рта, язык тянется к конфете. Голову не поворачивать, а держать прямо. Затем, то же движение в противоположную сторону (5 раз).
  4. Конфету поместить над верхней губой, а язык выполняет движения вперед-назад по конфете (5 раз).
  5. Убрать конфету, после неё над верхней губой остался сладкий след. Слизывать этот сладкий след широким языком: облизать верхнюю губу одним широким движением языка и убрать его в рот (5 раз)
  6. Карамель поместить в рот. Языком перемещать конфету поочередно за правую, а затем за левую щеку. Руками при этом конфету не держать, и не помогать (5 раз).
  7. Ребёнку нужно удержать чупа-чупс между верхней и нижней губой.
  8. Упражнение немного сложнее. Удерживаем чупа-чупс, прижимая его языком к нижним зубам. Можно помочь держать чупа-чупс рукой.

Упражнения с мёдом.

  1. Качельки в домике — губы в улыбке, широко открыть рот, острым язычком притрагиваться к верхним, а потом к нижним зубам на счёт (1–2–3–4). Мёдом помазать верхние и нижние зубы.
  2. Грибочек — помазать нёбо мёдом и присосать широким язычком всей плоскостью к нёбу и открыть рот до 10 (повторение 3 раза).
  3. Лопаточка — намазать нижнюю губу мёдом и положить широкий язык на неё — удерживать до 10 (повторение 3 раза).

C:\Users\андрей\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_3936.jpg C:\Users\андрей\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_3939.jpg

Качельки в домике.

Упражнения с витаминкой (аскорбиновой кислотой).

  1. Иголочка — улыбнуться и удержать язычок острым и положить витаминку на край языка, счёт до 7 (повторять 3 раза).
  2. Трубочка — открыть рот, достать широкий язык и загнуть его боковые края вверх, а потом положить витаминку, счёт до 10 (повторять 4 раза).
  3. Оближем губки — рот открыт и медленно, не отрывая языка облизать верхнюю губу по кругу, а на конец языка положить витаминку.

Упражнения с водой.

1. Ребёнок удерживает позу чашечка счёт до 10, а взрослый наливает воду с помощью одноразового шприца, а потом с удовольствием выпивает воду после окончания выполнения упражнения (повторение 4 раза).

Чашечка с водой

C:\Users\андрей\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_3957.jpg

Упражнения с ватными шариками.

  1. Сдуй пушок — улыбнуться, открыть рот и положить маленький ватный шарик на нос, а потом широким язычком сдуть (повторять 5 раз).
  2. Лови шарик — широкий язычок в форме чашечки прижать к верхней и сдуть ватный шарик с носа (повторять 3 раза).

Упражнения с ватными палочками.

  1. Гудит корабль — губы в улыбке, рот открыт, а ватную палочку положить на середину язычка, с напряжением произнести долго «ы –ы — ы».
  2. Удержи не урони — улыбнуться, открыт рот, кончиком язычка удержать ватную палочку за верхние зубы, а потом за нижние зубы (повторять 4 раза).
  3. Дождик барабанит — улыбнуться, открыть рот, кончиком язычка постукивать за верхними зубами «дын — дын — дын», а с помощью ватной палочки удерживать язычок, чтобы не падал (повторять 5 раз).

Упражнения с новогодним дождиком.

  1. Выполнять короткий вдох носом и полностью выдох через рот, произносить короткий звук «фу — фу — фу», а дождик на палочки держать перед собой, тогда упражнения правильно выполнено (повторять 5 раз).
  2. Повторять упражнения № 1, только подключать другие звуки «к — г» (повторять 4 раза).

Я надеюсь, что мои упражнения помогут улучшить подвижность языка и губ, самое главное силу их движений, и поможет детям чётко проговаривать конкретные звуки. А родителям не забывать, полноценное развития ребёнка — это хорошая речь, я думаю, что мои упражнения заинтересуют взрослых и детей, и помогут достичь результата!

Задать вопрос