Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Домовой группы» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (65) июнь 2023 г.

Дата публикации: 15.05.2023

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Убелицына, О. С. Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Домовой группы» / О. С. Убелицына. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 6 (65). — С. 90-92. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/253/8373/ (дата обращения: 28.04.2024).



Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе продуктивной деятельности «Домовой группы» \ (аппликация)

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить со свойствами материалов «Фетр», «Шерсть», «Вата», «Солома» (познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие).

Развивающие:

  1. Обеспечить условия для развития навыков поисковой деятельности (познавательное развитие):

— способности умению выделять необходимую информацию, применяя разнообразные способы поиска на поставленную проблему;

— способности строить и мотивировать свои предположения;

— умению анализировать результаты практической деятельности и делать умозаключения.

  1. Стимулировать речевую активность посредством высказывания детьми своих мыслей и предположений (речевое развитие).
  2. Способствовать развитию умения «работать» в микро-группах, договариваться и обсуждать совместные действия (социально-коммуникативное развитие).
  3. Создать условия для развития способности последовательно осуществлять свой замысел, аккуратно пользоваться клеем и выбранными материалами (художественно-эстетическое развитие).
  4. Создать условия для развития мелкой моторики рук.
  5. Создать условие для развития физической активности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение к героям русского фольклора.

Организация детских видов деятельностей:

— совместная деятельность ребенка со взрослым;

— самостоятельная деятельность ребенка;

Оборудование :

сундучок, клей ПВА, кисточки по количеству детей, фетр, солома, шерсть, вата, пластмассовые глазки, тесьма, ножницы, шаблон одежды и шаблон картонного домовенка.

Приобщение детей к народной культуре способствует формированию у них патриотических чувств и развивает духовность. Воспитание гражданина-патриота, любящего свою Родину — задача актуальная особенно сегодня.

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Этническая идентичность или национальное самосознание, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека с ранних лет. Именно в дошкольном возрасте происходит становление основ характера и выработка норм поведения, во многом зависящие от социального окружения.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению Д. С. Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Ход образовательной деятельности

  1. Вводная часть.

— Ребята, давайте по старой, доброй традиции возьмемся за руки и подарим друг другу улыбку и хорошее настроение, с помощью нашего упражнения «Улыбка» (рот широко открыт, расстояние между зубами верхней и нижней челюсти небольшое, руки обеих рук широко расставлены).

А сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

Кто за печкою живет,

Дом хранит от бед, невзгод,

Но бывает злым порой? -

Существо то...

Все верно — это домовой. А откуда вы знаете о таком мифическом существе? (Дети отвечают, что видели мультфильм с его участием, читали сказки, кто- то слышал истории от родителей, бабушек и дедушек).

У Домового было много имён — Суседко, Хозяин, Сам, Доброжил, Доброхот, Кормилец, Дедушка, Лизун, Постен ( «по стене» или от «тени» ) — важнейшая часть нашего жилища, дома. Это мифическое, существо было неотъемлемой частью мира, в котором жили наши предки. Обеспечивал нормальную жизнь семьи, здоровье людей и животных. Согласно поверьям, чем меньше в вашем доме скандалов и злых слов, чем больше любви и уважения — тем сильнее, добрее и заботливее ваш домовой . Как и у людей домовой отмечает день рождения 10 февраля. Принято в этот день ставить ему еду на тарелочке — кашу, сахар, варенье, хлеб, кусочек сладкого пирога, а также свежее молочко и сладкий компот.

Если Домовому будет весело и интересно в вашем доме — он всегда будет вам помогать, сохранит мир и покой в семье, сбережет дом от бед и разорения. А кто любит покушать по ночам? У меня есть новость, считается, что на ночь кухня переходит «во владение» Домового. Ходить туда нельзя ни в коем случае. Иначе Домовой испугается и не будет помогать семье.

(Педагог показывает иллюстрации домового. Затем дети обращают внимание на сундучок, находящийся в группе. Открывают и обнаруживают различные материалы и шаблоны одежды и домового: фетр, солома, шерсть, вата, пластмассовые глазки, тесьма, ножницы, шаблон одежды и шаблон картонного домовенка).

— Ребята, а что вы нашли в сундуке? (ответы детей).

— А как, вы, думаете, для чего нам нужны шаблоны одежды? Что за материалы? И для кого они? (Дети знакомятся с особенностями шерсти, фетра, ваты, высказывают свое мнении об особенностях каждого материала и предполагают, что это для домового, которого дети сделают сами).

— Правильно, для домового, мы сделаем своего защитника, чтобы в нашей группе всегда царила приятная атмосфера.

— Ребята, а вы знаете, что домовой очень любит играть?

Физминутка «Кузьма»

Мы, Кузьма, здесь засиделись

И размяться захотелось,

Руки в боки, улыбнулись,

Вправо, влево повернулись,

Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок.

А теперь давай все вместе,

Мы попрыгаем на месте

Посмотрите, ребята, когда мы открывали сундучок, с него выпали пуговицы. Давайте, их соберем. (Дети собирают рассыпанные на полу пуговицы двух цветов желтого и красного).

Вам необходимо взять одну пуговицу, и в соответствии с цветом разделитесь на две команды. (Дети делятся на две команды, договариваются и выбирают, какая команда делает домового, а какая одежду для него).

  1. Основная часть.

Прежде чем приступить к работе разомнем наши пальчики

П/г «Человечек»

Раз, два, три, четыре, пять,

(сжимают и разжимают пальцы)

Буду с мамой рисовать.

(круговые движения пальцев, сложенных в щепотку)

Вот головка, вот животик,

(руками рисуют маленький и большой круг)

Ножки, ручки, глазки, ротик

И прическа из колечек

(рисуют в воздухе колечки)

Получился человечек.

(развести руки в стороны)

Как вы думаете, какой материал нам понадобится при изготовлении самого домового? А одежду? (ответы детей)

— Вам необходимо подойти к нашей мастерской и согласна своим подгруппам выбрать соответствующий материал. (Дети подходят к столу и приступают к работе. В процессе продуктивной деятельности педагог оказывает детям необходимую помощь).

  1. Рефлексия.

— Какой красивый у нас получился домовой! Скажите, а как будут звать нашего домового? И где он у нас в группе будет находиться? (Дети дают несколько вариантов имен и путем голосования выбирают имя — Афоня).

— Что нового вы сегодня узнали? Какие трудности возникали? Что понравилось? Все по плану мы с вами сделали? Ничего не упустили? (Дети, опираясь на модель трех вопросов, делают выводы).

Задать вопрос