Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе и особенности развития дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (65) июнь 2023 г.

Дата публикации: 07.05.2023

Статья просмотрена: 962 раза

Библиографическое описание:

Агейченкова, М. В. Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе и особенности развития дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / М. В. Агейченкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 6 (65). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/253/8343/ (дата обращения: 28.04.2024).



В данной статье рассматривается формирование фонетической стороны речи у ребёнка в онтогенезе, выделены возрастные периоды формирования звуков речи. Дошкольники с ФФНР имеют свои особенности развития, которые взаимосвязаны с другими сторонами психического развития.

Ключевые слова: фонематический слух, фонематическое восприятие, звук, дошкольный возраст, онтогенез, речь.

Фонетико-фонематическую сторону можно назвать отражением культуры речи в целом, соблюдения в речи говорящего норм произношения.

Фонетической стороной речи обычно называют произнесение звуков в качестве итога совместной деятельности всех отделов речедвигательной системы.

В онтогенезе зарождение и формирование фонетической и фонематической сторон речи осуществляется поэтапно. Слух играет самую важную роль в процессе овладения речью.

Во время формирования фонематического слуха у ребенка также развиваются голосовые реакции. В них входят различные звукосочетания, а также слоги. Гуление появляется у ребенка примерно в два-три месяца, а лепет в три-четыре месяца.

В этот возрастной период осуществляется первичное формирование фонематического слуха. В это время ребенок внимательно слушает звуки, ищет источник звука, поворачивает голову к тому, кто говорит.

Около шести месяцев в лепете возникают уже ясные звуки, однако они пока не являются устойчивыми, поэтому ребенок их проговаривает в коротких звукосочетаниях.

Из гласных звуков ребенок хорошо произносит звук [а], из согласных — [п], [б], [м], [к], [т]. К первому году жизни ребенку уже удается четко произносить легкие по артикуляции звуки: из гласных — [а], [у], из согласных — [п], [б], [м], [н], [т], [д], [к], [г].

На этапе второго года жизни ребенок может уже довольно часто произносить звуки [э], [ы], [и], однако в этом случае твердые согласные они произносят как мягкие, например: ть, дь, сь, зь. На данном возрастном этапе в речь ребенка интенсивно входят легкие по структуре слова.

На третьем году жизни у ребенка уже ясно оформляется артикуляция губно-зубных звуков: [ф], [в], [ф'], [в'].

Фонематическое восприятие на данном возрастном этапе сформировано уже довольно неплохо: ребенок практически не смешивает слова, похожие по звучанию, и старается сохранить слоговую структуру слова.

Во время четвертого года жизни осуществляется последующее закрепление артикуляционной системы, движения мышц сменяются более координированными. Ребенок начинает применять в речи твердые согласные, шипящие звуки, верно произносит слова, имеющие стечение нескольких согласных.

На этапе пятого года жизни у ребенка происходит рост подвижности артикуляционного аппарата. Основная масса детей верно произносят шипящие звуки, сонорные — [л], [р], однако некоторые допускают ошибки в произношении свистящих и шипящих звуков, взаимозаменяют их. [7]

В конце пятого года жизни ребенок может уже верно произносить все звуки своего языка, а также слов, имеющие различную структуру слога. Благодаря хорошо сформированному на данном этапе фонематическому слуху, ребенок может выявить слоги или слова с определенным звуком из группы иных слов, разделить похожие по звучанию звуки.

Произносительная сторона речи ребенка на седьмом году жизни сильно приближена к речи взрослых, учитывая нормы литературного произношения.

Таким образом, на момент поступления в школу, у него уже хорошо развито звукопроизношение, неплохо сформированы все стороны речи. Это предоставляет ему возможность легко изучать школьную программу.

Дети с ФФНР — это дети с преимущественными нарушениями звукопроизношения: с функциональными и механическими дислалиями, ринолалиями, легкими формами дизартрии.

Характерной чертой фонематического недоразвития можно назвать незаконченность процесса формирования звуков, которые характеризуются тонкими артикуляционными или акустическими свойствами. Недоразвитость звуков выражается в следующих качествах: замена звуков на более легкие по артикуляции (происходит замена звонких на глухие, [р'] на звук [л'] и [й], [с] — [ш] или [ф] и т. п.); недоразвитость процесса разделения звуков (вместо нескольких артикуляционно близких звуков ребенок произносит невнятный звук); некоторые звуки дошкольник может отдельно четко произнести, однако в речи не применяет, либо подменяет их. К примеру, ребенок верно произносит простые слова «собака», «шуба», однако в связной речи можно наблюдать смешение звуков [с] и [ш]; характерно также нестойкое применение звуков в речи. Одно и то же слово ребенок в различных ситуациях или при многократном повторении произносит по-разному. [7]

Зачастую упомянутые специфические признаки произношения совмещаются с искаженным произнесением звуков, другими словами, ребенок может произносить звук искаженно и в то же время смешивать его с другими звуками или пропускать совсем.

Число неверно произносимых звуков может доходить до шестнадцати-двадцати. Наиболее часто недоразвитыми оказываются свистящие и шипящие звуки, звуки [л], [р], [р'], звонкие часто меняются на парные глухие, реже — плохо противопоставлены некоторые пары мягких и твердых звуков; отсутствует непарный мягкий согласный [й]; гласный [ы]. Бывают также и иные нарушения произношения.

Ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является образное мышление. В период старшего дошкольного возраста, решая задачи по аналогии, ребенок осуществляет постепенный переход от внешних проб к пробам, осуществляемым в уме. Умение решать задачи в уме формируется благодаря тому, что образы, использующиеся дошкольником, приобретают обобщенный характер, выражают только те особенности предмета, которые нужны для решения той или другой задачи.

Прочная связь между нарушениями речи и другими сторонами психического развития детей объясняет некоторые характерные свойства их мышления. [5]

Как считает О. Н. Усанова, в зависимости от состояния невербального интеллекта, детей можно поделить на три группы:

1) дети, развитие невербального интеллекта которых немного отлично от нормы. Однако, такое своеобразие в формировании интеллекта не имеет связи с речевыми нарушениями и абсолютно не зависит от них;

2) дети, развитие невербального интеллекта которых coответствует норме;

3) дети, развитие невербального интеллекта которых находится на крайней границе нормы. [6]

Взаимодействие с другими детьми сильно сказывается на формирование индивидуальности ребенка. Спокойствие и удовлетворенность ребенка, а также то, с какой успешностью он осознает нормы отношения с ровесниками, сильно зависит от стиля общения и от положения среди сверстников. При взаимодействии детей довольно быстро формируются отношения, в которых есть место предпочитаемым и отвергаемым детям.

К окончанию дошкольного возраста большая часть черт характера ребенка уже полностью сформированы, они развивались в ходе обучения в детском дошкольном учреждении и при взаимодействии с окружающими людьми. Если развившиеся черты характера будут соответствовать новым требованиям жизни ребенка, то он легко пройдет адаптацию в школе и данные черты характера будут в последующем улучшаться и оттачиваться. Однако, если созданные черты не будет соответствовать новым условиям и нормам, то ребенку необходимо будет пройти ломку характера, а это довольно трудный и тяжелый процесс для него, для самооценки ребенка и для его самоидентификации.

Игровая деятельность ребенка с речевым нарушением формируется при прямом влиянии направляющего взрослого и обязательного ежедневного руководства ею. В первое время игровые действия проходят в условиях сильно ограниченного речевого общения, что влечет за собой сокращение количества игр, а также их сюжетную ограниченность. Большую часть знаний и эмоций дети приобретают в ходе целенаправленной игровой деятельности.

Итак, дефект произношения звуков при ФФНР взаимосвязан с несформированностью у детей фонематического восприятия, что, как следствие, делает сложным усвоение верного звукопроизношения, развитие способностей к звуковому анализу и синтезу, овладение грамотой. У детей с ФФНР отмечаются особенности мышления, игровой деятельности и особенности взаимодействия с другими детьми.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. -М.: Инфра-М, 2015. — 480с.
  2. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников / Г. Г. Голубева. — М.: Логос, 2016. — 270с.
  3. Запорожец А. В. Психология детей дошкольного возраста. Москва / А. В. Запорожец. — М.: Инфра-М, 2016. — 430с.
  4. Марданова И. Р. Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием // Молодой ученый. — 2019. — № 15. — С. 278–280.
  5. Правдина О. В. Логопедия / О. В. Правдина. — М.: КНОРУС, 2015. — 272 с.
  6. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова- М.: Издательство института психотерапии, 2015. — 734с.
  7. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М. Ф. Фомичева. — М.: Логос, 2015. — 304с.
Задать вопрос