Многофункциональная логопедическая игра «Сказки на ночь» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (65) июнь 2023 г.

Дата публикации: 06.05.2023

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Шушкова, Г. Н. Многофункциональная логопедическая игра «Сказки на ночь» / Г. Н. Шушкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 6 (65). — С. 18-24. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/253/8340/ (дата обращения: 27.04.2024).



Учитель-логопед дошкольного учреждения, не имеющего в своем составе специализированных групп, в течение года проводит большое количество индивидуальных занятий с детьми разного возраста, находящихся на разных этапах коррекционной работы, страдающих различными нарушениями речи (ФНР, ФФН на фоне простой и сложной дислалии, стертой дизартрии).

Проведение занятий в игровой форме или с использованием различных игровых приемов позволит активизировать учебный процесс, способствует развитию внимания, памяти, мышления, формированию представлений об окружающем мире. Кроме того, играя с детьми, можно решать и задачи нравственного воспитания детей, так как развивается целеустремленность, выдержка, самостоятельность, чувство коллективизма, вырабатывается умение действовать в соответствие с принятыми в обществе нормами поведения.

Игры, игровые ситуации в работе логопеда облегчают решение таких задач, как формирование правильного звукопроизношения, совершенствование дикции, развитие фонематического восприятия и связной речи, обогащение словаря, развитие памяти, воображения, внимания, коммуникативных навыков.

В своей работе отдаю предпочтение многофункциональным играм и пособиям, использование которых позволяет решить сразу несколько коррекционных задач. Одним из таких пособий является многофункциональное игровое пособие «Сказки на ночь».

Занимательное игровое пособие «Сказки на ночь» предназначено для работы с детьми дошкольного возраста. Пособие предназначено для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий. Многофункциональность пособия выражается в разнообразии картинок, которые можно использовать в соответствии с поставленной целью.

Игры и упражнения с пособием направлены на:

– автоматизацию звуков;

– дифференциацию звуков;

– развитие звукового и слогового анализа слов — определение позиции звука в слове, определение количества слогов в слове, определение количества звуков в слове;

– развитие навыков словообразования;

– развитие правильного употребления предложных конструкций — именительный, родительный, винительный, предложный падежи;

– развитие умения составлять предложения, развитие связной речи.

В комплект входят:

– 4 фона с сюжетными картинками для организации сюжета игры;

– Предметные картинки на часто нарушаемые в речи детей звуки (более 20 картинок на каждый звук);

– Схемы;

– Методические рекомендации.

Работа с пособием строится следующим образом:

Ребенку предъявляется сюжетная картинка и дается игровое задание, в соответствии с которым он должен назвать предметные картинки, четко проговаривая автоматизируемый звук, или выполнить задания на дифференциацию звуков, определить позицию звука в слове, разделить слово на слоги и т. д.

Задания даются с помощью схем.

Варианты игр с пособием «Сказки на ночь»

Развитие лексико-грамматической стороны речи

1 вариант.

Цель игры: учить употреблению существительных единственного и множественного числа в предложном падеже, учить отвечать на вопросы «О ком? О чем?», развитие связной речи.

Ход игры:

Бабушка читает внуку (внучке) на ночь интересную сказку. Посмотри на картинки и скажи, о чем эта сказка.

Усложнение: Придумай предложение (рассказ) с данными словами.

2 вариант.

Цель игры: учить употреблению существительных единственного и множественного числа в предложном падеже, учить отвечать на вопросы «О ком? О чем?», развитие связной речи.

Ход игры:

Логопед кладет на фон схему и в стороне несколько предметных картинок.

Бабушка читает внуку (внучке) на ночь интересную сказку. Посмотри на схему и отгадай, о чем эта сказка. Подбери подходящую картинку.

Усложнение: Придумай предложение (рассказ) с данным словом.

3 вариант.

Цель игры: учить употреблению существительных единственного и множественного числа в именительном падеже, учить отвечать на вопросы «Кто? Что?»

Ход игры:

Логопед спрашивает у ребенка «Что (кто) Снится девочке (мальчику)?»

Ребенок называет, что нарисовано на картинке, отвечая полным предложением: «Девочке (мальчику) снится…»

Можно дать имена детям на картинке-фоне в соответствии с изучаемым звуком.

4 вариант.

Цель игры: учить употреблению существительных единственного и множественного числа в винительном падеже, учить отвечать на вопросы «Кого (что)?».

Ход игры:

Логопед спрашивает у ребенка «Что (кого) видит во сне девочка (мальчик)?»

Ребенок называет, что нарисовано на картинке, отвечая полным предложением: «Девочка (мальчик) видит во сне…».

Можно дать имена детям на картинке-фоне, в соответствии с автоматизируемым звуком.

5 вариант.

Цель игры: учить согласовывать числительные с существительными.

Ход игры:

Логопед кладет на фоны со спящими детьми схемы с цифрами. Ребенок должен назвать числительное и согласовать его с существительным. Например: «Девочке снятся три снежинки. Мальчику снятся пять снежинок».

Развитие звукового анализа и синтеза

1 вариант.

Цель игры: развивать умение определять длинные и короткие слова.

Ход игры:

Логопед кладет на фоны со спящими детьми схемы с обозначением длинного и короткого слова.

Ребенок должен назвать, что снится девочке, а что снится мальчику.

Аналогично проводятся игры на определение позиции звука в слове, определение количества звуков в слове.

Работа над слоговой структурой слова

1 вариант.

«Телеграф»

Цель игры: развивать умение делить слова на слоги.

Ход игры:

На любой фон по выбору логопеда положить схему для упражнения «Телеграф». Ребенок получает инструкцию: «Мальчику (девочке) снится сон о том, что она попал на телеграф. Давай попробуем тоже разделить слова на слоги»

Можно с помощью камешков марблс на предметных картинках выкладывать количество слогов.

2 вариант.

Цель игры: развивать умение определять количество слогов в словах.

Ход игры:

Логопед кладет на фоны со спящими детьми схемы с обозначением количества слогов в словах. Ребенок определяет, что снится девочке, а что снится мальчику.

Как видно из предложенных вариантов проведения игр с данным пособием, основная цель пособия — автоматизация и дифференциация звуков, но разнообразие картинного материала и наличие схем позволяют проводить попутно работу над развитием всех сторон речи.

Материал пособия удобен в использовании. Варианты разнообразных упражнений дают логопеду возможность гибко и выборочно использовать их в зависимости от поставленных коррекционных задач, а также речевых, умственных и психологических особенностей ребенка.

Пособие адресовано учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.

Задать вопрос