Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Значение воды в жизни человека» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (65) июнь 2023 г.

Дата публикации: 03.05.2023

Статья просмотрена: 291 раз

Библиографическое описание:

Илларионова, Я. Ю. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Значение воды в жизни человека» / Я. Ю. Илларионова, М. В. Федосова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 6 (65). — С. 64-70. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/253/8334/ (дата обращения: 27.04.2024).



Старший возраст

Участники: дошкольники 5–6 лет.

Количество детей : 5–7.

Длительность: 25–30 мин.

Педагогический замысел: углубление знаний детей о значении воды в жизни человека.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи :

*Образовательная область Социально-коммуникативное развитие

— Содействовать формированию у детей экологически грамотного поведения.

— Учить детей включаться в совместную деятельность.

— Стимулировать желание детей выполнять коллективную работу.

— Воспитывать у детей бережное отношение к воде, как к источнику жизни человека.

— Повторить с детьми правила безопасности.

*Образовательная область Речевое развитие

— Развивать у детей объяснительную речь.

— Развивать фонематический слух (работа с неречевыми звуками).

— Пополнить пассивный словарь и активизировать активный словарь за счет новых слов.

* Образовательная область Познавательное развитие

— Содействовать формированию у детей мотива познавательной деятельности.

— Продолжать формировать представления детей о воде, как об источнике жизни человека

— Совершенствовать знания детей о разных состояниях воды.

— Содействовать развитию у детей логического мышления, навыков исследовательской деятельности, установлению причинно-следственных связей.

— Уточнить с детьми значение охраны природы человеком.

*Образовательная область Художественно-эстетическое развитие

— Содействовать развитию у детей творческого воображения

*Образовательная область Физическое развитие

— Закреплять правила с детьми безопасного передвижения в групповой комнате.

— Способствовать правильному формированию у детей опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

Виды деятельности : игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская

Формы организации : подгрупповая.

Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением.

Материалы и оборудование : экран, презентация, глобус, запись музыкального сопровождения (звуки воды), материалы для исследовательской деятельности: снег, тарелка белого цвета, электрический чайник с водой, емкость для сбора капель.

Предварительная работа:

— фотовыставка «Вода в природных явлениях» (участие детей и родителей),

— сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей на чашку чая»,

— беседа с детьми о значении воды,

— чтение произведений: сказка «Капитошка. Путешествие воды», стихотворение Н. Николаенко «Дождик-душ», рассказ Н. А. Рыжовой «Как люди речку обидели», сказка «Путешествие Капельки»;

— отгадывание загадок по теме,

— дидактические игры: «Где в природе есть вода», «Кому нужна вода», «Кто в море живёт», «Как человек использует воду», «Как вода работает на человека», «Разрезные картинки» (на лексическую тему «Вода»)

— пальчиковая игра «Чистая водичка»,

— знакомство со свойствами воды (исследовательская деятельность),

— рассматривание иллюстраций о воде

Методы и приёмы :

наглядные (использование ИКТ), игровые, практические (экспериментирование), словесные (стихотворный материал).

Ход совместной деятельности с детьми:

I. Организационный момент.

Воспитатель включает аудиозапись со звуками воды (звук льющейся воды из крана, журчание ручья, кипение воды, шум дождя, весенняя капель). Детям предлагается угадать, что издает такой звук и когда его можно услышать? / Ответы детей /

Слайд 4

Воспитатель : Я вам прочту стихотворение, а вы подумайте, о чем же мы сегодня будем говорить:

«Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, море, океане.

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить». (Н.Рыжова «Вода»)

Воспитатель : Ребята, кто догадался, что мы сегодня будем изучать?/ Ответы детей/

II.Основная часть.

Воспитатель включает презентацию .

Воспитатель : П одумайте и ответьте где можно встретить воду? / Ответы детей/

В стихотворении есть для вас подсказки. (при необходимости стихотворение зачитывается еще раз)

Слайд 5

https://cloud.prezentacii.org/15/06/42671/images/screen3.jpg

Слайд 6

Воспитатель демонстрирует глобус.

https://www.geodus.com/famille/tresgrand/472615SETNEU-1.jpg

Воспитатель : Дети, что перед вами? / Ответы детей/

Воспитатель: Правильно, это глобус. Глобус — это модель нашей планеты, Земли. Так выглядит Земля, если смотреть на нее из космоса. Нашу планету еще называют «голубая», потому что вода на ней занимает 2/3 ее поверхности. Голубым цветом на глобусе отмечена вода — реки, озера, моря и океаны. Обратите внимание как ее много! Дети, как вы думаете каково значение воды? Для чего она нужна? / Ответы детей /

Слайд 7

https://fs01.infourok.ru/images/doc/3/3781/img4.jpg

Воспитатель : действительно, вода необходима человеку постоянно, для приготовления пищи, для гигиены (мытья и купания), мытья посуды и просто для питья. Вода — источник жизни.

Для употребления в пищу пригодна только чистая вода. Не всякую воду можно использовать для еды и питья. Например, в самых крупных водоемах — океанах и морях — вода соленая.

Откуда люди берут воду? / ответы детей/

«И в водопроводном кране» — говорится в стихотворении.

Воспитатель: знаете ли вы, ребята, как вода попадает в водопровод? / ответы детей /

Слайд 8

https://www.toybytoy.com/file/0030/2695.jpg

В водопровод вода попадает из водоема (озера, реки): ее качают сильные насосы, очищают от грязи с помощью фильтров. Часть воды подогревают, поэтому в кранах течет и холодная, и горячая вода.

Получить, очистить воду из реки или озера — это огромный труд.

А теперь закройте глаза и представьте себе на минуточку, что на земле вдруг не стало ни одной капли воды. Что тогда произойдет? / ответы детей /.

Все живое погибнет, потому что всем живым существам, обитающим на нашей общей планете: растениям, животным, насекомым, человеку — всем нужна вода. Следовательно, к воде нудно относиться как? (бережливо, экономно).

Слайд 9

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/040f/0016faf6-c1a938b8/img12.jpg

А как мы с вами можем сохранить (сберечь) воду?/ Хорошо закрывать кран, чтобы она зря не утекала, использовать по назначению, без надобности не лить /.

Я приготовила вот такой знак (Например: кран и перечеркнутая капля воды) повесим его в умывальной комнате, там, где мы используем воду, чтобы не забывать о бережном отношении к воде.

Слайд 10

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0dcc/0016f12b-bad7d078/hello_html_47309997.jpg

II. Где еще может прятаться вода? /ответы детей/

— Ребята, как вы думаете, а что обозначено на глобусе белым цветом? / ответы детей/.

Снег и лёд — это та же вода, только в другом состоянии — твердом. Это замерзшая вода.

Проведем эксперимент: у нас есть собранный на улице снег. Оставим его на тарелке на некоторое время, а в конце занятия посмотрим, что с ним произойдет.

А пока мы ждем, что же произойдет со снегом, поиграем в игру.

Игра «Подбери словечко» (с мячом)

Тот, кому я кину мяч, называет словечко, какая бывает вода./ Вода какая? — холодная, горячая, прозрачная, бесцветная, мутная, теплая, грязная, соленая и т. д./ Молодцы!

Слайд 11

Где еще прячется вода? Вспоминаем стихотворение «На плите у нас кипит, паром чайника шипит…»

Проведем еще один эксперимент. Нам понадобится чайник с водой. Я поставлю воду кипятиться.

Воспитатель ставит чайник греться, после кипения демонстрирует детям капли, оставшиеся на крышке внутри.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, что это? /ответы детей/

Дети, очень важно помнить правила безопасности: в чайнике вода какая? /горячая/. Горячий чайник очень опасен! Как вы думаете, почему? / ответы детей /. Может опрокинуться и обжечь. Пользоваться горячим чайником могут только взрослые.

Вода, когда закипает, превращается в пар.

Слайд 12

В природе пар можно встретить в виде тумана. Он как тонкое водяное покрывало опускается на землю.

Дети делают вывод о том, что пар — это тоже вода. Только не жидкая.

Запомнили, где прячется вода? Сейчас мы это проверим…

Дидактическая игра «Доскажи словечко» .

Воспитатель зачитывает стихотворениеО. Димаковой:

Весна — такое время года,

Снег и лёд превращается в …. (воду)

Мороз на улице, вот-вот

Водица превратится в …(лёд)

Чайник кипит — из носика парит,

Знают дети да-да-да

Пар из носика ….(вода)

Водяное покрывало

С неба сыростью упало.

Как молочный океан

По земле плывет ….(туман)

Пришло время посмотреть, что произошло со снегом.Что произошло?/ снег растаял и превратился в воду /.Что вы видите? Что осталось в тарелке? / ответы детей /

Мы наблюдаем в воде частички грязи и пыли. Происходит это потому, что во время снегопада снег собирает из воздуха частички пыли и грязь. Поэтому, несмотря на то что снег кажется белым, в нем содержится грязь и микробы.

Воспитатель: итак, снег и лед — это та же вода, только в твердом состоянии, замерзшая вода.

Чем еще полезна вода для человека? Я покажу картинки, а вы догадайтесь, где прячется вода и как она служит человеку?

Слайд 13

По рекам, морям и океанам плавают корабли, теплоходы, лодки.

Зимой по льду можно кататься на коньках, по снегу на лыжах и санках.

В воде можно плавать, это веселое времяпровождение и занятие спортом (плавание)

Вода бывает минеральной. Такая вода оказывает лечебное действие, ее можно пить для поддержания здоровья, для лечения болезней.

VI. Рефлексия.

Наше занятие подошло к концу.

Давайте вспомним, что мы сегодня изучали? /ответы детей /

О чем говорилось в стихотворении?

В чем «прячется» вода? Какая бывает вода?

Почему важно беречь воду?

Чем полезна вода человеку?

ИТОГ: Вода является самым необходимым веществом и помощником для человека. Без воды невозможна жизнь всего живого на планете. Воду надо беречь и использовать экономно.

Задать вопрос