Интегрированное занятие в подготовительной логопедической группе «Поговорим о космосе» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (65) июнь 2023 г.

Дата публикации: 03.05.2023

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Платонова, Н. А. Интегрированное занятие в подготовительной логопедической группе «Поговорим о космосе» / Н. А. Платонова, Ю. В. Сущенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 6 (65). — С. 79-81. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/253/8333/ (дата обращения: 28.04.2024).



Цель: расширение представлений детей о космосе.

Образовательные задачи:

  1. Активизировать речь, расширять словарный запас детей, дополняя новыми словами по теме.
  2. Формировать представления по истории освоения космоса.
  3. Углублять знания детей о Солнечной системе, космических объектах.
  4. Развивать фонематическое восприятие и слуховое внимание.
  5. Совершенствовать двигательные способности детей, развивать основные физические качества.
  6. Продолжать развивать умение находить решения в проблемных ситуациях, умение работать коллективно, работать по мнемотаблице.

Развивающие задачи:

  1. Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания смекалку.
  2. Развивать пространственную ориентировку.
  3. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

  1. Совершенствовать стиль партнерских отношений. Расширить кругозор дошкольников.
  2. Воспитывать у детей интерес к исследованию и познанию, бережное отношение к окружающему нас миру.
  3. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Предварительная работа:

— беседы о космосе, космонавтах; рассматривание фотографий; дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, настольно-печатные игры; просмотр мультфильмов; слушание музыкальных произведений; экспериментирование; чтение литературы по данной тематике; творческая деятельность.

Оборудование:

— компьютер, проектор, презентация, магнитные мольберты, наглядные картинки, тактильные доски, музыкальный центр, музыка.

Ход занятия

Логопед:

Здравствуйте, девочки! Педагог приветственно машет рукой

— Здравствуйте! Девочки приветствуют педагога

— Здравствуйте, мальчики! Педагог приветствует мальчиков

— Здравствуйте! Мальчики приветствуют педагога

— А теперь обратимся к гостям. Здравствуйте гости! Все поднимают руки вверх

— Здравствуйте!

Логопед: День сегодня необычный. Мне передали, что к нам в детский сад пришла очень интересная особа и хочет с вами познакомиться.

(Раздается стук в двери, под музыку № 1 заходит воспитатель в халате с чемоданчиком)

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Я специалист по отбору в отряд космонавтов, работаю в научном центре подготовки космонавтов. Зовут меня Венера Марсовна. Мне сказали, что в вашем саду очень любознательные дети. Я решила узнать сможете ли вы, когда подрастёте, попасть к нам в отряд космонавтов.

Логопед: Ребята, а каким, по-вашему, должен быть космонавт? (ответы детей: сильный, смелый, здоровый, умный, храбрый, решительный, ответственный)

Я буду называть слова, а вы будете называть противоположное ему по смыслу.

— Трусливый — смелый

— Слабый — сильный

— Ленивый — трудолюбивый

— Неуклюжий — ловкий

— Больной — здоровый

— Боязливый — храбрый

— Безответственный — ответственный

— Глупый — умный

Воспитатель: Молодцы, правильно ответили! Вы сказали, что космонавт должен быть умным. Проверим, сможете ли Вы ответить на мои вопросы.

Знаете ли Вы…

  1. Какие животные, насекомые побывали в космосе? (собаки, мыши, крысы, обезьяны, тараканы, лягушки, пчелы)
  2. Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Ю. Гагарин)
  3. Как назывался космический корабль, на котором Ю. Гагарин совершил свой первый полет в космос? ( «Восток-1» )
  4. Место запуска ракеты? (космодром)
  5. Как называется космодром, с которого стартовал космический корабль с человеком на борту? (Байконур)
  6. Как называется костюм космонавтов? (Скафандр)
  7. Как называется состояние, при котором человек и окружающие его предметы теряют вес? (невесомость)
  8. Назовите день и месяц, когда отмечается День космонавтики? (12 апреля)
  9. Почему этот праздник отмечают 12 апреля?

Логопед: Космонавт должен быть не только умным, но и внимательным. Ребята, подойдите к магнитным мольбертам. Ваша задача выбрать одну картинку, которая относится к космосу.

Логопед по очереди спрашивает у ребенка первый и последний звук в словах, в тех картинках, которые дети отобрали.

Воспитатель: А теперь отгадайте-ка загадку.

Ночью звёзды загораются

И в созвездья собираются.

Лишь одна сияет днём,

Освещая всё кругом.

(Солнце)

Ребята, а солнце это планета или звезда? (ответы детей)

Воспитатель: Совершенно верно! Солнце — это звезда. Теперь проверим Вашу сообразительность. Вам необходимо расставить планеты солнечной системы в порядке удаления от Солнца друг за другом. Выложим последовательно планеты на ковре.

Дети говорят интересные факты о планетах.

Меркурий — самая близкая планета к Солнцу. Самая маленькая планета в Солнечной системе. Меркурий самая жаркая планета.

Венера — порыта толстым слоем облаков, на ней нет кислорода, только углекислый газ. Это тоже жаркая планета. Названа в честь богини красоты.

Земля — планета, на которой мы с вами живем. На ней есть вода, кислород и животные.

Марс — на этой планете есть 4 времени года. Поверхность покрыта красными песками.

Юпитер — самая большая планета Солнечной системы. На ней бы смогли уместиться все планеты.

Сатурн — состоит из жидкости и газа. Известна своими кольцами.

Уран — «лежачая планета», 40 дней ночь — 40 дней день.

Нептун — холодная и синяя. Сильные ветра и ураганы.

(Слайд на экране — проверка)

Воспитатель:

  1. Сколько планет в Солнечной системе?
  2. Как называется самая близкая к Солнцу планета? (Меркурий)
  3. Какая планета наиболее удалена от Солнца? (Нептун)
  4. Какая планета самая большая? (Юпитер)
  5. Какую планету называют Красной? (Марс)
  6. Какая планета следует за Меркурием? (Венера)
  7. Какая планета вращается лежа на боку? (Уран)
  8. Какая планета 7-я по счету? (Сатурн)
  9. Какая планета находится между Венерой и Марсом? (Земля)

Логопед: Давайте ещё проверим последовательность планет другим способом. Приготовьте свои пальчики.

На Луне есть звездочет, он планетам вел учет

Меркурий — раз,

Венера — два-с,

три — Земля,

четыре — Марс,

пять — Юпитер,

шесть — Сатурн,

семь — Уран,

восьмой — Нептун

Воспитатель: Ребята, в наш космический центр пришел сигнал с другой планеты. Помогите расшифровать с какой планеты он поступил.

Логопед: Ребята, предлагаю решить ребус с помощью этих букв на магнитной доске. (составление слова)

Воспитатель: Уран — это седьмая планета солнечной системы. Уран не имеет твердой поверхности, это газовая планета. На эту планету невозможно посадить ракету.

Воспитатель: Ребята, а какие планеты имеют твердую поверхность? (ответы детей)

Меркурий — каменистая поверхность

Венера — горячая лава

Земля — песок, вода, земля и т. д.

Марс- поверхность покрыта красным песком

Воспитатель: Проверим Вашу ловкость и физическую подготовку. Давайте попробуем пройти по разной поверхности как настоящие космонавты.

(Тактильные дощечки и препятствия под музыку 2 )

Звучит музыка № 3 — звуки инопланетных существ.

Воспитатель: Прислушайтесь, какие интересные звуки могут издавать инопланетные существа.

Логопед: А давайте потренируемся, сможем ли мы поговорить с инопланетными существами.

— ла-ла-ра-ра (произносится утвердительно)

— су-шу-су-шу (произносится с удивлением)

— ого- ого-око-око (произносится вопросительно)

— жи-зы-зы-жи (произносится с радостью)

— зэ-зэ-сэ-сэ

— чу-тю-чу-тю

— се-ще-ще-се

— ыды-ыты-ыты-ыды

Запасное задание? Логопед: Ребята, подойдите к столу. Предлагаю и нам зашифровать послание инопланетным существам.

— Соберите предложение в правильном порядке: В, космонавт, летит, ракета.

Соединяем мы 4 слова-

И предложение готово!

Все должны мы твёрдо знать,

Как слова соединять!

— А теперь зашифруем это предложение с помощью схемы.

Логопед: На разных планетах побывали, с инопланетными существами поговорить попробовали. Осталось последнее задание для Вас. Присядьте на коврик. С помощью таблицы рассказать стихотворение.

Прогулка по городу»

Воспитатель: Молодцы! Вы успешно смогли ответить на все вопросы, выполнить сложные задания. Ждем Вас в нашем космическом центре, если выберите стать космонавтом, когда подрастете. А теперь вам нужно подкрепиться. Для вас как раз есть питание для будущих космонавтов. (Вручение Агуши)

Литература:

  1. Веракса, Н. Е. От рождения до школы инновационная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, Э. М. Дорофеева. — 5-е изд. — Москва: Мозаика-синтез, 2019. — 336 c.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказы и письма Минобрнауки РФ / [ред.-сост. Т. В. Цветкова]. — Москва: Сфера, 2014, 2015, 2016, 2017. — 96 с.: табл. — (Правовая библиотека образования).
  3. Шорыгина, Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине — первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы / Т. А. Шорыгина. — 2-е изд. —: ТЦ Сфера, 2021. — 128 c.
  4. Паникова, Е. А. Беседы о космосе. Методическое пособие / Е. А. Паникова, В. В. Инкина. — 2-е изд. —: ТЦ Сфера, 2020. — 96 c.
Задать вопрос