Психологический тренинг для педагогов на тему «Синдром профессионального выгорания» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психологическая служба

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (63) апрель 2023 г.

Дата публикации: 05.04.2023

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Чернова, М. А. Психологический тренинг для педагогов на тему «Синдром профессионального выгорания» / М. А. Чернова, Ю. Ю. Михайлова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 4 (63). — С. 15-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/248/8254/ (дата обращения: 03.05.2024).



В последнее время в России, как и в других развитых странах, говорят о профессиональном выгорании. Всевозможные образовательные реформы, внедряемые в общество, должны нести в себе не только развивающий и обучающий потенциал, но и сохранять здоровье всех участников образовательного процесса.

Умение управлять своим эмоциональным состоянием в стрессовых ситуациях, которых немало в работе — очень важно не только для самих педагогов, но и для детей, с которыми они взаимодействуют. Потому что эмоциональный фон педагога сразу же отражается на эмоциональном состоянии детей. Педагог — профессия, требующая наличия многих качеств, ведь на тебя смотрят тридцать пар глаз, копируют, многое перенимают. То есть от того, кто управляет детским коллективом, будь то класс, или группа в детском саду, зависит то, какой этот коллектив будет. Эмоции учителя, воспитателя считываются детьми моментально. В этом их обмануть почти невозможно, даже если очень хочется [3].

Здоровье, в том числе психологическое, является основополагающим фактором для благополучного и успешного становления человека, от его уровня зависит полнота, качество и активность жизни. Психологическое здоровье является одним из важнейших элементов жизни. Благодаря высоким адаптационным возможностям организма, повышаются показатели стрессоустойчивости и уменьшается риск выгорания. Синдром выгорания, часто встречается среди профессий, тесно связанных с постоянной коммуникацией. Одной из наиболее уязвимых групп можно назвать работников сферы образования — педагогов (учителей, воспитателей, специалистов в сфере образования).

Профессиональное выгорание — это состояние, развивающееся на фоне хронического стресса и ведущее к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Синдром профессионального выгорания имеет свои симптомы, причины и стадии. И начинается настолько незаметно, что не каждый может его определить.

Именно поэтому мы решили провести такой тренинг, где познакомили наших педагогов с причинами, стадиями и симптомами эмоционального (профессионального) выгорания, а также с техниками совладания в стрессовых ситуациях.

Симптомы эмоционального выгорания:

Снижение мотивации к работе,

повышенная конфликтность и возрастающее недовольство от выполняемой работы,

постоянная усталость, скука,

эмоциональное истощение,

раздражительность и нервозность.

Причины:

Внутриличностные.

Сниженное чувство собственного достоинства (самооценка), т. е. постоянное порицание себя, отрицательное отношение к себе, к результатам своего труда вызывает негативный эмоциональный фон и в конечном итоге, профессиональное выгорание.

Трудоголизм. В психологии он рассматривается как некий щит, которым человек отгораживает себя от внутренних проблем и неудовлетворенных потребностей. Трудоголиков часто сопровождает постоянный стресс в сочетании с хронической усталостью.

Интровертность как личностная характеристика. Собирательный образ интроверта — человек, сконцентрированный на своем внутреннем мире, не любящий скопления людей, предпочитающий спокойную обстановку, тишину, в одиночестве интроверт восстанавливает энергию, а при общении с людьми расходует ее.

Негативизм (в отношении взрослых людей) — когда человек проявляет негативное отношение ко всем, происходящий вокруг него событиям.

Внешние:

Неэффективный стиль руководства, к которому относят обычно:

  • Перенос решения на завтра (не откладывай на завтра то, что можно сделать сейчас).
  • Выполнение работы наполовину.
  • Стремление сделать все и сразу.
  • Стремление сделать все самому.
  • Убеждение, что человек знает все лучше всех.
  • Неумение разграничить функции.

Попытка свалить вину на других [4].

Регулярная работа в условиях временного дефицита,

отсутствие сплоченного социального окружения,

влияние социально-культурных факторов (особенно это касается чувствительных людей, подверженных внушению в разнообразных информационных новостях, сообщающих о терактах, экологических катастрофах, тревожных экономических, политических и социальных ситуациях в масштабах страны, города, организации и т. п., а также в рекламных акциях на телевидении, особенно во время какой-то важной передачи или демонстрации фильма, зачастую вызывающих не только отрицательные эмоции, ухудшение настроения, но и гнев).

Можно выделить три основные стадии синдрома профессионального выгорания у педагога:

Стадия напряжения [2]:

Переживание психотравмирующих обстоятельств

Неудовлетворенность собой

Ощущение «загнанности в клетку»

Тревога и депрессия

Стадия резистенции:

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование («сочту важным — уделю внимание данному пациенту/клиенту/человеку, будет настроение — откликнусь на его состояния и потребности»).

Неспособность контролировать эмоции в рамках морально-этических норм.

Экономия эмоций.

Попытки облегчить или сократить профессиональные обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

Стадия истощения:

Эмоциональный дефицит,

отстраненность,

чувство раздвоения собственной личности, тела, умственных процессов (деперсонализация),

всевозможные психосоматические нарушения.

Цель тренинга: определить симптомы и причины эмоционального выгорания педагога и возможность предотвращения или снятия эмоционального напряжения. Освоить некоторые оперативные техники снятия эмоционального напряжения.

Материалы: ручки, воздушные шары 5–6 шт, бланки теста «Экспресс-оценка выгорания» (В. Каппони, Т. Новак),

Участники: воспитатели и педагоги ДОУ. Количество участников: 15–18 человек.

Время работы — 45–60 минут.

Ход тренинга:

  1. Видеофрагменты фильмов о воспитателях.

http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fdisk.yandex.ru%2Fi%2F0BeY2sfpj64wKQ&4&0

2. Презентация к тренингу (ее можно скачать по ссылке из куар-кода):

http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fdisk.yandex.ru%2Fi%2F1aWKiOHKrA38lA&4&0

3. Опросник «Экспресс-оценка выгорания» (В. Каппони, Т. Новак) [2].

Экспресс оценка выгорания содержит 10 вопросов. На вопросы необходимо отвечать «да» или «нет».

Инструкция к тесту:

Тест предназначен для диагностики первых симптомов синдрома эмоционального выгорания.

На следующие предложения отвечайте «да» или «нет». Количество положительных ответов подсчитайте.

  1. Когда в воскресенье пополудни я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходного дня уже испорчен.
  2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления.
  3. Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры.
  4. То насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики).
  5. На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т. д.
  6. Коллегам (посетителям, заказчикам, ученикам и т. д.) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно.
  7. С делами по службе я справляюсь «одной левой» нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной.
  8. О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.
  9. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям.
  10. За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое.

Результаты :

0–1 балл — низкие оценки. Эмоциональное выгорание вам не грозит.

2–6 баллов — средние оценки. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.

7–9 баллов — высокие оценки. Пришло время решать: либо сменить работу, либо переменить стиль жизни.

10 баллов — критические оценки. Положение весьма серьезное.

3. Техники совладания со стрессом [1].

Эти техники которые помогут немножечко расслабить внутреннее состояние и нормализовать психику, чтобы всё не нашло до более серьезных проблем.

Первое . Ни в коем случае нельзя загонять свои эмоции вовнутрь. Их необходимо осознать и назвать. Ну, например, сейчас я испытываю страх. Я боюсь за своих близких, я боюсь за своих родных, я переживаю за своего мужа, я переживаю за себя, за своих друзей и т. д. Да, я нервничаю, да, мне страшно.

Второе . Нужно озвучивать вслух свои эмоции. Если вы можете поговорить с мужем — говорите, если вы можете говорить с друзьями — говорите, если не можете сейчас ни с кем общаться, напишите сообщение или письмо со своим возмущением и раздражением. Таким образом, вы выпустите свои эмоции наружу, а не направите их внутрь.

Третье . Если вы испытываете агрессию, то ее обязательно нужно выразить с помощью каких-либо социально приемлемых способов. Это может быть, например, какой-нибудь листочек бумажки, который можно совершенно спокойно порвать на самые мелкие кусочки, при этом написав на нем то, что вас раздражает сейчас.

Четвертое . Нужно «приземлить» наше тело, т. е. сесть на какую-то поверхность, например, на стул желательно со спинкой. Облокачиваемся полностью, ноги опускаем, стопы опускаем, руки кладём на колени. Затем начинаем перечислять все предметы вокруг, находящиеся в зоне нашей видимости: ложка, стакан, стул, стол, мебель какая-то — всё, что видим в течение нескольких минут, Тем самым вы приземлитесь внутри себя и убедитесь, что паники в этом случае точно не будет.

Пятое . Перевод раздражения и страха в руки. Предположим, сейчас я испытываю страх. Я пытаюсь найти, где я его чувствую. Ну, например, сейчас у меня страх находится в груди. Послушайте себя, вспомните себя, когда вы испытывали что-то подобное, где у вас в теле живёт это ощущение? Нужно перенести это в руки этот поток энергии в руки. Все, что есть в этот момент на руках надо снять. Приземляемся, закрываем глаза и представляем, как выглядит наша тревога и также представляем, насколько сильно у нас должны трястись руки, для того чтобы вся эта злость, раздражение, тревога, страх вышли в руки. И начинаем трясти руками. Так мы трясемся, представляя, как отсюда наша тревога, страх, раздражение выходит в руки в течение двух-трёх минут. Чтобы выплеснуть это вот таким способом.

Шестое . Медитация. Что происходит с нами в состоянии тревоги, страха, паники, вот такого эмоционального клубка — наше сознание превращается в бешеный поток, становится как белка в колесе, мысли проносятся настолько быстро, что мы не успеваем их осознавать. Наша задача — замедлиться, сфокусировать внимание на своем внутреннем состоянии, и тогда расстояние между мыслями постепенно начнет становится все дальше и дальше. Мы так же как можно удобнее садимся на стул со спинкой, дома можно надеть наушники, так чтобы вас никто не слышал, ноги можно ещё и скрестить, и начинаем слушать медитацию.

Коммуникативные игры для воспитателей.

«Веселая змейка» (массаж спины, активизация плечевого пояса).

Цель : снятие мышечного напряжения.

Сидя, ноги на ширине плеч, друг за другом все активно начинают массировать спину своего соседа:

1-е упражнение — поглаживание;

2-е — постукивание кулачками, кисти рук максимально расслаблены;

3-е — «цыпочки» , три пальца соединены вместе и ими осуществляют легкое поколачивание;

4-е — большим пальцем рук легкое прокручивание, как будто мы хотим пощекотать своего соседа;

5-е — костяшками пальцев ведущей руки повторяем очертание позвоночника снизу вверх (ладонь сжата в кулачок) ;

6-е — поглаживание.

Затем, обхватив плечи своего соседа, начинаем имитировать движения паровоза (правая рука вперед, левая — назад и наоборот) .

Упражнение на сплочение «Непослушные шарики».

А сейчас мы проверим, какой вы дружный и сплоченный коллектив. Для это нужно выйти, встать в круг, взяться за руки и не расцепляться. А мы будем бросать в круг шарики (негативные молекулы, если шарики связаны между собой). И ваша задача — не дать шарикам упасть на пол и вылететь из круга. Отбивайте их, чем хотите. При этом нельзя расцеплять руки.

Упражнение «Моечная машина».

Все участники становятся в две шеренги лицом друг к другу. Первый человек становится «машиной», последний — «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить — обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».

Игра «Гусеница» .

Педагоги встают цепочкой друг за другом. Между спиной и животом каждой пары мяч. Задача «гусеницы» — преодолеть все заранее приготовленные препятствия, не уронив мячи.

Я большая и цветная,

Гусеница озорная.

Мне на месте не сидится,

Буду с вами веселиться.

Ведущий : «Наша гусеница начала свое движение медленно, не спеша двигается гусеница и тут на ее пути встречаются несколько маленьких луж (ориентиры, которые нужно перепрыгнуть). И стала гусеница прыгать, да так чтобы не замочить свои красивые ножки. Лужи остались позади, а дорога длинная, идти еще долго и решила гусеница бежать (обегать конусы, которые расположены близко друг к другу), побежала все быстрее и быстрее… устала, остановилась, присела отдохнуть, встала, вновь пошла, и тут на пути новое препятствие — бревно, испугалась гусеница и попятилась назад. Пятилась, пятилась, но… решила не отступать и смело пошла вперед на «бревно»(натянутая скакалка), да так ловко, что бревно позади осталось. Гусеница снова пошла вперед, всем улыбается, машет рукой. Левой, правой, всем шлет воздушные поцелуи. Остановилась гусеница».

Важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и в отношении других людей и жизни вообще.

Как избежать профессионального выгорания?

Мыслите позитивно.

Найдите хобби.

Научитесь расслабляться.

Освойте методы саморегуляции.

Выработайте персональные способы самоподдержки и профилактики эмоционального выгорания

Человеческий организм от природы обладает колоссальным потенциалом, механизмами саморегуляции и восстановления сил! Возможно, наша задача — не мешать «природному» уму, которым нас наделяет жизнь? И для этого нам нужно учиться слушать себя, правильно заботиться о себе, координировать эмоции и чувства, получать удовольствие, строить теплые отношения. Проявите внимание к самим себе, и жизнь во всех её проявлениях принесет радость и силы.

Литература:

  1. Бабич О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения [Текст] / О. И. Бабич. — Волгоград: Учитель, 2017. — 122 с.
  2. Бойко В. В. Синдром «Эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] / В. В. Бойко. — СПБ.: Сударыня, 2000г. — 32 с.
  3. Порфирьева С. И. Профилактика профессионального выгорания педагога [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://chrio.cap.ru/sitemap.aspx?id=814324
  4. Гулякина В. В., Михайлов Г. С. «Конфликтология» [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://elib.oreluniver.ru/media/attach/note/2017/gulyakina_konfliktologiya.pdf
Задать вопрос