Взаимосвязь детской литературы и изобразительной деятельности в дошкольном образовании | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (63) апрель 2023 г.

Дата публикации: 21.03.2023

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Асеева, Е. И. Взаимосвязь детской литературы и изобразительной деятельности в дошкольном образовании / Е. И. Асеева, Т. Н. Пономарева, Е. В. Богданова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 4 (63). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/248/8193/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье описывается опыт интеграции образовательных областей в дошкольном образовании. Приведены примеры занятий с ориентацией на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Ключевые слова : дошкольники, изобразительная деятельность, детская литература, дошкольное образование.

Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью обеспечения качественного дошкольного образования, отвечающего требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

Современные требования к качеству дошкольного образования, введение Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее ФОП ДО), требуют новых подходов к педагогической деятельности, формированию новых взглядов на способы организации и содержание дошкольного образования.

Реализация инновационных преобразований так или иначе, затрагивает всех участников образовательного процесса. В большей степени это касается деятельности воспитателей.

Очевидно, что для повышения качества образования, необходимо максимально использовать коллаборативную возможность искусства и художественной литературы, воздействующих на психическое, интеллектуальное развитие, расширяет эмоциональный опыт и отчасти формирует картину мира дошкольника.

В научном исследовании Савостина Г. А. выдвинула гипотезу и доказала имеющуюся взаимосвязь детской художественной литературы с изобразительной деятельностью. По мнению автора такая взаимосвязь способствует развитию эмоционального интеллекта с последующей передачей в изобразительной деятельности эмоций и чувств, мотивирует эмоциональное восприятие художественной речи произведения, овладению умениями передавать изобразительными средствами образы литературных героев, красоту природы, характер взаимоотношений и др.

Цель нашего исследования заключается в разработке педагогически обоснованной системы взаимосвязи детской литературы и изобразительной деятельности, направленной на реализацию ФГОС ДО.

Объект исследования — образовательная деятельность дошкольников.

Предмет исследования — влияние взаимосвязи детской литературы и изобразительной деятельности на эффективность дошкольного образования.

Методы исследования и исследуемые . В исследовании приняли участие педагоги и дошкольники МКДОУ «ЦРР — детский сад № 3» р.п. Таловая Воронежской области. В качестве методов исследования использовалось наблюдение (научное), формирующий эксперимент и педагогический мониторинг.

Теоретическим и методологическим основаниями рассмотрения проблемы явились научные труды в области педагогики, психологии, искусствоведения, литературоведения.

Об искусстве и его роли в формировании личности рассмотрены труды А. Г. Баумгартена, В. В. Ванслова, Л. В. Вахтель, Л. С. Выготского, А. Ф. Лосева, В. А. Разумного, Б. М. Теплова и др.

Модель интеграции образовательных областей детская художественная литература и изобразительное искусство.

Рис. 1. Модель интеграции образовательных областей детская художественная литература и изобразительное искусство.

Результаты и их обсуждение . Для реализации программы дошкольного образования использовались интегрированные занятия изобразительного искусства и детской художественной литературы. Для получения наглядности и высоких результатов была разработана система занятий, представленная в виде модели. Эффективность реализации модели оценивалась уровнем сформированных компетенций и дошкольников.

Модель интеграции образовательных областей детская художественная литература и изобразительное искусство объединяет направления развития и образования дошкольников, содержательный компонент (педагогические принципы и педагогические условия) и педагогические методы.

Конечным результатом интегрированных занятий с использованием практических, наглядных, словесных и игровых методов является достижение целевых ориентиров дошкольного образования.

Приведем пример занятия. Детям читаем сказку «Три поросенка» (перевод С. Маршака). При этом, чтение не сопровождается иллюстрациями. После этого детям предлагается нарисовать понравившегося персонажа и его дом. Для рисования предлагаются цветные карандаши, акварель, фломастеры. Поддерживается инициатива каждого ребенка в выборе техники рисования альтернативными материалами, например, цветными мелками. После обсуждаем рисунки, обращаем внимание на характеристику персонажей. По желанию детей можно использовать лепку, аппликацию, коллаж по этой теме.

В творческой зоне предметно-пространственной развивающей среды выставляются поделки и рисунки детей.

Эффективность модели подтверждается проведенным мониторингом. Дети выполняли творческие задания и отвечали на тесты.

Тест 1. Покажи на какой картинке изображена сказка «Курочка ряба»

Тест 2. Найди персонажей следующих сказок: «Колобок», «Коза и семеро козлят», «Маша и Медведь». На следующей картинке нужно найти положительных героев.

Герои в сказке колобок - фото и картинки abrakadabra.fun герои любимых сказок в картинках: 2 тыс изображений найдено в Яндекс Картинках

Большинство детей с удовольствием работают с тестовым материалом, мотивированы на слушание сказок.

Таким образом, развитие устной речи детей начинается с воспитания познавательных и художественных интересов через художественную литературу и изобразительное искусство. Важным значением для выражения смысла прочитанного и передаваемого в устной речи имеет изображение сказочных героев, лепка, аппликация.

Литература:

  1. Приказ об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?index=0&rangeSize=1 (дата обращения 27.02.2023)
  2. Савостина Г. А. Взаимосвязь детской художественной литературы и изобразительной деятельности как средство повышения эффективности эстетического воспитания детей 4–7 лет: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.07: Москва, 2003, — 161 c.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения 15.03.2023)
Задать вопрос