Модель реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования на примере МКДОУ «ЦРР — детский сад № 3» р. п. Таловая Воронежской области
Авторы: Московская Наталья Павловна, Кувшинова Светлана Владимировна, Китаева Елена Викторовна
Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (63) апрель 2023 г.
Дата публикации: 16.03.2023
Статья просмотрена: 702 раза
Библиографическое описание:
Московская, Н. П. Модель реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования на примере МКДОУ «ЦРР — детский сад № 3» р. п. Таловая Воронежской области / Н. П. Московская, С. В. Кувшинова, Е. В. Китаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 4 (63). — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/248/8174/ (дата обращения: 27.04.2024).
Статья посвящена вопросам реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ «ЦРР — детский сад № 3» р.п. Таловая Воронежской области. Авторы разработали модель реализации ФОП. Поднимаются вопросы управленческой деятельности и ее влияние на успешность педагогической деятельности.
Ключевые слова: федеральная образовательная программа, дошкольники, педагоги, модель, психолого-педагогические условия.
Введение. Актуальность темы обусловлена тем, что с 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования» дошкольные образовательные организации будут реализовывать единую для всех детских садов федеральную образовательную программу (далее ФОП ДО) [1].
Федеральная образовательная программа вводит базовый уровень требований к объему, содержанию и результатам педагогической деятельности с дошкольниками в детских садах, а также способствует реализации нескольких основополагающих функций дошкольного уровня образования.
В приказе отмечено, что ФОП ДО разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) [2].
Цель Федеральной образовательной программы — создание единого образовательного пространства с учетом многонациональности и нравственно-духовных ценностей разных народов России для получения детьми равноценного дошкольного образования. Изучив Приказ, сопоставив с требованиями ФГОС ДО, нами была сформулирована цель исследования — разработка Модели реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования (на примере МКДОУ «ЦРР — детский сад № 3» р.п. Таловая Воронежской области).
Предмет исследования — образование дошкольников.
Объект исследования — Федеральная образовательная программа дошкольного образования.
Научная новизна заключается в разработке авторской модели реализации ФОП ДО.
Задачи исследования:
— Формирование банка нормативно-правовых документов, регламентирующих введение и реализацию ФОП ДО.
— Организация изучения нормативно-правовой базы в МКДОУ «ЦРР — детский сад № 3» р.п. Таловая Воронежской области.
— Обеспечение участия членов педагогического коллектива в семинарах, конференциях и других мероприятиях по введению ФОП ДО.
— Разработать модель реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования как систему интеграции требований ФГОС ДО и ФОП ДО.
Метод исследования — сравнительно-исторический анализ, позволяющий выстроить логическую цепочку, причинно-следственные связи.
Рис. 1. Модель реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования (на примере МКДОУ «ЦРР — детский сад № 3» р.п. Таловая Воронежской области)
Результаты и их обсуждение . Для изучения и дальнейшей реализации ФОП ДО была составлена дорожная карта. На основе дорожной карты разработана модель реализации ФОП ДО с 1 сентября 2023 года в МКДОУ «ЦРР — детский сад № 3» р.п. Таловая Воронежской области.
В модели сформулирована цель и этапы изучения ФОП ДО.
1-й этап — организационный — проведение педагогического совета и создание рабочей группы для разработки и управления программой.
2-й этап — обсуждение и определение изменений, дополнений, а также составление плана-графика мероприятий по обеспечению подготовки к введению ФОП ДО.
Для достижения цели настоящего исследования необходимо в совокупности решение пяти взаимосвязанных ключевых задач:
— создание организационно-управленческих и психолого-педагогических условий внедрения ФОП ДО;
— учет принципов реализации ФОП ДО, установленных требованиями ФГОС ДО;
— составление плана-графика мероприятий по обеспечению подготовки к введению ФОП ДО, в том числе работа с родителями (законными представителями) воспитанников;
— определение результатов освоения ФОП ДО дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО, т. е. учет возрастной адекватности дошкольного образования, а именно, соответствие психолого-педагогических условий, требований, методов и педагогических методик возрасту и особенностям развития каждого ребенка;
— разработка и утверждение рабочих программ педагогов и специалистов, прошедших рецензирование и получивших положительное экспертное заключение.
Для реализации второго этапа необходимо решение следующих задач:
— разработать план методической работы, которая обеспечит сопровождение подготовки к введению ФОП ДО;
— провести инструктивно-методические совещания, педагогические и психологические часы, обучающие семинары, консультации по вопросам введения ФОП;
— способствовать повышению квалификации педагогов, мотивировать их на участие в областных и региональных конференциях, совещаниях, посвященных ФОП;
— провести предварительный анализ ресурсного обеспечения в соответствии с требованиями ФОП.
Таким образом, вышеуказанные мероприятия, проводимые в рамках Модели, будут содействовать успешной реализации ФОП ДО. В свою очередь, успешность детского сада в реализации ФОП и ФГОС ДО повышает его привлекательность и конкурентоспособность.
Литература:
- Приказ об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044?index=0&rangeSize=1 (дата обращения 20.01.2023)
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ ((дата обращения 12.02.2023)