Роль взрослого в процессе формирования эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия семей с ДОУ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (63) апрель 2023 г.

Дата публикации: 11.03.2023

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Ирошникова, Е. Г. Роль взрослого в процессе формирования эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия семей с ДОУ / Е. Г. Ирошникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 4 (63). — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/248/8161/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье раскрывается понятие эмоционального интеллекта, его структура. Рассматривается значимость процесса формирования эмоционального интеллекта дошкольников. Описывается важность фигуры взрослого при развитии эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дошкольник, эмоциональный интеллект, взрослый, взаимодействие ДОУ с семьями.

Сегодня в педагогике все чаще можно встретить такое понятие, как эмоциональный интеллект. Теория эмоционального интеллекта сформировалась достаточно недавно. Но с каждым годом ей уделяется все больше внимания со стороны психологов и педагогов.

Первоначально эмоции и интеллект рассматривались, как отдельные явления, однако осознавалась их взаимосвязь и взаимозависимость.

Когнитивный интеллект и эмоции находятся в постоянном взаимодействии. Связь интеллекта и эмоций определяет результативность деятельности человека в различных сферах его жизни. Знание и понимание эмоций, способность определять, осознавать их, управлять ими является значимым навыком в жизни человека.

В отечественной педагогике изучением развития эмоционального интеллекта занимались Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др. Л. С. Выготский писал: «Как известно, отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии. Мышление при этом неизбежно превращается в автономное течение себя мыслящих мыслей, оно отрывается от всей полноты живой жизни» ... [2].

К. Д. Ушинский также отмечал важность формирования эмоционального интеллекта. По его словам, общество, которое думает только об образовании ума, совершает большой промах, ибо человек более человек в том, как он чувствует, чем как он думает.

Э. Д. Гиниятуллина считает, что к эмоциональному интеллекту относятся способности понимания эмоций, оценивания и выражения их, умение применять знания об эмоциональной сфере человека в практической деятельности, умение регулировать эмоции [3].

Е. Ю. Пономарева, пишет, что эмоциональный интеллект выступает параллельной формой рационального познания, то есть когнитивного интеллекта. С помощью эмоций индивид получает информацию, относящуюся к невербальному каналу общения. Невербальный канал, в свою очередь, несет более половины информации о собеседнике, особенностях ситуации общения и состоянии самого субъекта [5].

В научных исследованиях описывают следующую структуру эмоционального интеллекта:

— коммуникативный уровень включает в себя такое явление, как интерактивность эмоций, которое выражается в умении проявлять свои чувства в процессе взаимодействия, в режиме беседы или диалога.

— гностический уровень выражается в познаваемости своих эмоций, в умении их осознать, понять и принять.

— эвристический уровень. Человеку важно получать и ощущать новые для него эмоции, которые будут являться двигателем действий и принятия решений.

В качестве основы эмоционального интеллекта психолог П. Саловей выделяет пять составляющих [4]:

— знать свои эмоции;

— управлять эмоциями;

— мотивировать самого себя;

— распознавать чувства других людей;

— поддерживать взаимоотношения.

Эмоциональный интеллект может выполнять следующие функции в деятельности человека:

  1. Постановка целей, планирование деятельности по ее реализации, достижение целей, контроль.
  2. Выполнение роли самомотивации к осуществлению деятельности.

Эмоции — это основное звено в жизни ребенка-дошкольника. В содержании ФГОС ДО отражается важность развития эмоционального интеллекта, отзывчивости и сопереживания дошкольников. Эмоции для дошкольника являются основой адаптации и социализации в обществе, так как для полноценной жизни человеку важно понимать чувства другого — взрослого или ребенка — проявляя эмпатию.

Развитие эмоционального интеллекта дошкольников связано с психофизиологическими процессами, протекающими в этот период.

Ребенок-дошкольник, как личность, находится в постоянном процессе развития, становления, созревания. К трем годам ребенок уже имеет достаточное знание о себе. Он осознает себя в пространстве, понимает гендерную принадлежность, стремится к признанию окружающих его людей — взрослых и сверстников. У дошкольника формируется чувство собственного достоинства, а также интерес и осознание собственных достижений.

Активность ребенка в этот период способствует быстрому росту и физическому развитию. Дети дошкольного возраста неутомимы. Однако им необходима частая смена деятельности, так как внимание не концентрировано, а память направлена не на запоминание, а на узнавание.

Стремительно развивается и речевая сфера ребенка. Ребенок быстро запоминает новые слова, четверостишия. С взрослением слова ребенка складываются в логические словесные цепочки, с помощью которых он выражает потребности.

Особенную роль играет становление эмоциональной сферы. Дошкольники подвержены перепадам настроения. Дети предпочитают общество сверстников, так как общение с ними более эмоциональное. Эмоции помогают ребенку воспринимать действительность, реагировать на нее, выражать реакции на свои действия и действия других.

Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте очень значимо. Успешность развития эмоционального интеллекта зависит от участия и включенности в этот процесс взрослого. Особая важность участия взрослого в развитии эмоционального интеллекта состоит в том, что ребенок способен интуитивно усваивать определенные знания и приемы овладения эмоциями в ходе общения. Взрослый демонстрирует модели поведения, предъявляет требования, а также выполняет их, оценивает поступки.

Ю. В. Братчикова в своей статье пишет, что дети воспринимают взрослого как образец поведения, общения, выражения и контроля эмоциональных состояний [1].

Общение ребенка со взрослым является условием для его психического и личностного становления. Для дошкольника взрослый — носитель знаний, опыта, эксперт в освоении окружающей действительности.

Для детей «образцовыми» взрослыми могут являться и родители, и педагоги в ДОУ. Важно уметь выстроить взаимосвязь воспитатель-ребенок-родитель, так как при такой взаимосвязи дошкольник наилучшим образом способен усвоить социальный опыт.

Взаимосвязь воспитатель-ребенок-родитель может реализовываться через различные события, организованные в ДОУ. Это могут быть игры на понимание своих эмоций для взрослых и детей, организованные воспитателями, которые будут выступать в роли медиатора; выставки рисунков, плакатов, медиафайлов, отражающих тематику эмоций; организация совместных мероприятий, направленных на усиление эмоциональных связей между ребенком и родителем; привлечение родителей к организации предметно-развивающей среды ДОУ с целью развития эмоционального интеллекта детей — появление уголка уединения, стены эмоций, шкалы настроения.

Также важной составляющей развития эмоционального интеллекта дошкольника является индивидуальная или групповая работа педагогического состава дошкольной образовательной организации с родителями. Такая работа может быть реализована через тренинги, тьюториалы, игры.

Таким образом, формирование и развитие эмоционального интеллекта необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольникам важно понимать те эмоции и чувства, которые они переживают, так как это способствует их личностному развитию, а также активной социализации в обществе. Роль взрослого в процессе формирования эмоционального интеллекта ребенка-дошкольника очень велика. Именно взрослый способен создать такие условия, при которых ребенок сможет понимать и принимать свое состояние, обозначать свои чувства, переживать их.

Литература:

  1. Братчикова, Ю. В. Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в совместной игровой деятельности с родителями / Ю. В. Братчикова, Н. С. Волошина. — Педагогическое образование в России. — 2019. — № 7.
  2. Выготский, Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. — М. — 1982.
  3. Гиниятуллина, Э. Д. Развитие эмоционального интеллекта дошкольника / Э. Д. Гиниятуллина. — Universum: психология и образование. — 2019. — № 2 (56).
  4. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем / Д. Гоулман. — М.: Манн, Иванов и Фербер. — 2021. — 541 с.
  5. Пономарёва, Е. Ю. Сущностная характеристика природы эмоционального интеллекта / Е. Ю. Пономарёва. — Гуманитарные науки. — 2019. — № 3 (47).

Ключевые слова

эмоциональный интеллект, дошкольник, взрослый, взаимодействие ДОУ с семьями
Задать вопрос