Применение учебно-игровых пособий в коррекционно-педагогической работе по формированию фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (62) март 2023 г.

Дата публикации: 04.03.2023

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Кудрина, Л. В. Применение учебно-игровых пособий в коррекционно-педагогической работе по формированию фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Л. В. Кудрина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 3 (62). — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/245/8151/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье представлен материал о системе по формированию фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи, использовании игровых пособий для повышения качества обучения и воспитания, развития познавательной активности дошкольников.

Ключевые слова: фонематическое восприятие, фонематический слух, позиция звука, слово, звуковой анализ, задание, звуковой состав.

Применение игровых технологий в образовательном процессе имеет бесспорное преимущество при формировании фонематического восприятия. Игра для ребенка является яркой, эмоциональной, образной деятельностью, в которой ребенок чувствует себя свободно, уверенно, принимая активное участие в образовательном процессе. Задача педагога — заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. Игровая задача мотивирует воспитанников на достижение положительного результата обучения. Несовершенное фонематическое восприятие у детей с общим недоразвитием речи отрицательно влияет на становление произношения звуков, усвоение правильной слоговой структуры слова, тормозит формирование навыков звукового анализа и синтеза, без которых в будущем невозможно полноценное обучение чтению и письму. Поэтому, в группах компенсирующей направленности задача по формированию фонематического восприятия, является первостепенной.

Восприятие звуков постепенно развивается с младенческого возраста, когда ребенок начинает реагировать на звуки, затем отзывается на сказанные слова, на интонацию слова. К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребенок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав). Затем происходит бурное развитие фонематического восприятия, что служит основой совершенствования произношения.

В отечественной логопедии вопросами теории и систематизации практических упражнений и игр для развития фонематического восприятия занимались выдающиеся ученые и практики М. Е. Хватцев, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева. В методической литературе подробно описана система работы по формированию и развитию фонематических процессов.

По мнению авторов, всю систему логопедического воздействия по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:

I этап — узнавание неречевых звуков.

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

III этап — различение слов, близких по звуковому составу.

IV этап — дифференциация слогов.

V этап — дифференциация фонем.

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.

В книгах Т. А. Ткаченко, Е. Ф. Архиповой, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Смирновой Л. Н. представлен практический материал, систематизированы игры и упражнения для развития фонематического слуха.

Учитывая необходимость развития фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи, обучение провожу с первых дней пребывания воспитанников в группе в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Целенаправленную работу начинаю на материале неречевых звуков. Подбор заданий мною осуществляется от простого к сложному. На первых этапах работы вызывает интерес воспитанников набор шумовых коробочек. Ребятам нравятся «Шумовые загадки», когда педагог или ребенок выполняет разные действия с предметами за ширмой, а дети учатся различать услышанные звуки.

Знакомя с неречевыми звуками, соблюдаю определенную последовательность в обучении: по возможности показываю предмет, предлагаю прослушать как он звучит, а потом дети могут выполнить задания с зрительным контролем и без него как усложнение.

В своей практической деятельности активно использую иллюстрированные книги и яркие пособия. Вызывают интерес воспитанников группы игры и упражнения собранные в практикуме Л. Н. Смирновой, С. Н. Овчинниковой «Большая книга логопедических игр. Играем со звуками, словами и фразами», в альбоме Т. А. Ткаченко «Развитие фонематического восприятия».

Задания в пособиях расположены в определенной последовательности:

— развитие речевого внимания (восприятие содержания высказываний);

— сопоставление одинаковых звукокомплексов по мелодике (высота, сила, тембр);

— сопоставление слов близких по звуковому составу;

— сопоставление слогов;

— сопоставление звуков.

Иллюстративный материал книг помогает мне обеспечить качественную автоматизацию и дифференциацию звуков у дошкольников, поэтапно формировать фонематическое восприятие воспитанников развивать у детей слуховое внимание и память.

Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения: эмоционального контакта педагога с ребенком; интересной формы организации образовательной деятельности, побуждающей познавательную активность ребенка; сочетания приемов работы, позволяющих избежать его утомления.

Иллюстративный материал, оформленный для образовательной деятельности, помогает мне формировать у воспитанников зрительно-пространственное восприятие, устойчивое внимание, развивать у воспитанников чувство ритма. Альбомы и картотеки заданий повышают интерес к выполнению коррекционных упражнений.

Для усвоения изучаемого материала активно применяю наглядные зрительные опоры. Это ставшие уже классикой: картинки-символы для вызывания, уточнения и дифференциации изолированных звуков М. Ф. Фомичевой, зрительные символы гласных и согласных звуков Т. А. Ткаченко. Выполнениевоспитанникамиупражнений на анализ и синтез звукового состава слова с помощьюавторской символики: ускоряет процесс фонемообразования, формирует фонематическое восприятие, обеспечивает готовность к усвоению грамоты, способствует предупреждению дисграфии и дислексии у детей. В процессе логопедических занятий дети прежде всего приобретают умение контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения. Картинки — символы звуков вызывают у детей запоминающийся, яркий зрительный образ, который концентрирует, уточняет восприятие соответствующего согласного звука. Предлагаемые игры и игровые упражнения на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий.

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызывать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.

Оптимизировать логопедическую работу позволяет использование нетрадиционных игровых пособий. Оформленное мною пособие «Звуковая полянка» помогает развивать у воспитанников умение различать неречевые звуки, определять количество слогов в слове, слов в предложении, место заданного звука в слове.

В ходе выполнения заданий и упражнений закрепляется правильное произношение звуков, формируется умение давать характеристику с использованием символов. Содержание игр помогает повысить речевую активность и произвольность внимания у дошкольников, развить навыки звукового анализа, сократить количество лексико-грамматических ошибок.

Соответствие дидактического материала особенностям восприятия дошкольников, подача его в игровой форме, наиболее доступной для детей, поможет прочно освоить полученные знания, значительно повысить интерес дошкольников к деятельности. Таким образом, использование ярких, красочных пособий способствует устойчивости внимания, усилению мыслительной деятельности.

Литература:

  1. Вакуленко, Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей: справочник начинающего логопеда: Учебно-методическое пособие / Л. С. Вакуленко. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012. — 63 с.
  2. Смирнова, Л. Н., Овчинникова, С. Н. Большая книга логопедических игр. Играем со звуками, словами и фразами / Л. Н. Смирнова, С. Н. Овчинникова. — М.: АСТ, 2010. — 191 с.
  3. Ткаченко, Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника / Т. А. Ткаченко. — Москва: Издательство Гном, 2005. — 32 с.
Задать вопрос