Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе по формированию элементарных математических представлений «Космические исследователи» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (62) март 2023 г.

Дата публикации: 02.03.2023

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Абрамова, И. А. Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе по формированию элементарных математических представлений «Космические исследователи» / И. А. Абрамова, О. И. Малышева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 3 (62). — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/245/8142/ (дата обращения: 27.04.2024).



Цель : закрепить и обобщить полученные знания, умения, которые дети получили на занятиях.

Задачи:

  1. Воспитывающие:

– воспитывать активность, инициативность, самостоятельность.

  1. Развивающие :

– развивать познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, посредством включения разнообразных игровых заданий

– воображение, логическое мышление, речь детей

– уточнить представление детей о планетах космоса.

  1. Обучающие:

– закрепить счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке, развивать слуховое внимание и координацию движений

– закреплять знания детей о геометрических фигурах

– закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку

– пополнять, расширять, активизировать словарный запас детей.

Предварительная работа: рассматривание энциклопедий про космос, чтение книг о космосе, просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты», раскрашивание раскрасок о космосе, разучивание стихотворений о планетах, организация выставки «Космос глазами детей».

Методы и приемы:

  1. Игровой
  2. Наглядный
  3. Словесный
  4. Практическая деятельность

Материалы и оборудование : презентация о солнечной системе, 3 обруча с цифрами, фломастеры, изображение ракеты по точкам, звезды большие и маленькие для счёта, звёзды синие и жёлтые на релаксацию, экраны из ковролина с геометрическими фигурами, карточки с кружочками, картонные листы в клетку.

Ход занятия.

Воспитатель . Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети : Здравствуйте.

Воспитатель. Ребята, я хочу загадать вам загадку: В небе виден желтый круг и лучи, как нити. Вертится Земля вокруг, словно на магните. Хоть пока я и не стар, но уже ученый — знаю, то — не круг, а шар, сильно раскаленный (солнце).

Читает стих ребёнок.

Солнце — звезда. Это преогромнейший шар свет излучает, как будто пожар.

Ну а планеты тот свет отражают, Солнце-светило они обожают

Много планет вокруг Солнца летают. Может быть, люди на них обитают?

Давай-ка, в ракету мы сядем с тобой, помчимся от Солнца во тьме голубой!

Воспитатель: Какие вы знаете планеты солнечной системы? /ответы детей/

На каких планетах есть живые существа?/На Земле/

А может и на других планетах солнечной системы есть жизнь. Как нам узнать? /отправиться в путешествие/

Как называют людей исследующих космос?/космонавты/

На чём летают космонавты?/ракета, звездолёт

Воспитатель: На каком транспорте мы отправимся в полёт?/На ракете/

Чтобы стать космонавтами и управлять ракетой нужно пройти подготовку? / дети соглашаются/. Предлагаю пройти нашим юным космонавтам в центр управления полётами и занять учебные места

Задание 1. «Расставь фигуры».

Берём космические фломастеры и расставляем кнопки на геовизоре / картон в клетку/. Нарисуйте в верхнем левом углу один прямоугольник, в середине — два треугольника, в нижнем правом углу — три овала, в верхнем правом углу — четыре квадрата, а в нижнем левом углу пять кругов. Проверяем и исправляем ошибки, если они есть. /Воспитатель рисует на доске/

Задание 2. «Посчитай звёзды»

А сейчас, посчитаем звёзды на экране, условно обозначая их геометрическими фигурами на наших космических дорожках. Посчитайте большие звёзды и положите на верхнюю дорожку нашего «монитора» столько же кругов, а на нижнюю дорожку столько треугольников столько маленьких звёзд на экране. Сравните, каких больше? Меньше? Сделайте поровну. /Дети рассказывают как делали/

Задание 3. «Соедини точки по порядку»

Воспитатель. На листе отмечены точками контуры космического транспорта. Соединим точки по порядку и узнаем что это.

/получается ракета/

Задание 4. «Собери ракету по образцу»

В космической мастерской нужно собрать по образцу звёздный корабль./Дети на доске из ковролина из геометрических фигур выкладывают ракеты/

Воспитатель: Пора космонавтам на разминку.

Физкультминутка.

Мы в ракеты быстро сели, (дети выполняют движения руками, имитируя бег на месте)

В космос дружно полетели. (дети поднимают руки над головой и соединяют свои ладошки, образуя над головой конус)

Там красот вокруг немало! (дети разводят руки в стороны)

Земля вдали, как точка стала. (дети соединяют указательный и большой палец каждой руки, а затем соединяют руки вместе. Соединение четырёх пальцев (указательных и больших пальцев левой и правой рук показывает, какой маленькой кажется планета)

Вышли в космос — невесомы,

Всё совсем не так, как дома! (Во время звучания этих двух строк дети выполняют замедленные произвольные движения, имитируя движение в невесомости)

Возвращаемся скорей, (дети выполняют левой и правой рукой круговое движение к себе)

Чтоб не скучать нам без друзей! (дети поднимают указательный палец)

Воспитатель : Возьмите значки, посчитайте звёздочки и найдите свои космические корабли номер на которых соответствует количеству звёздочек. Занимайте места в своих звездолётах.

Чтобы взлететь нужно сосчитать от 10 до 1. Начинаем отсчёт.

/звучит музыка «Спейс»/

Посмотрите в иллюминатор, появился спутник нашей планеты. Как он называется?/Луна/

Ребёнок читает стихотворение.

Верный спутник, ночей украшенье, дополнительное освещенье.

Мы, конечно, признаться должны: было б скучно Земле без Луны!

Воспитатель: Можно найти жизнь на Луне./нет/ Почему?/нет воды и воздуха/Продолжаем полёт.

Воспитатель : Кто знает название этой планеты?

Ребёнок читает стихотворение.

Солнечной потрёпан бурей меньший из планет Меркурий,

Самый к Солнцу приближённый и ужасно обожжённый.

Воспитатель : Как вы думаете, может на Меркурии кто-то жить? Почему?/ответы детей/ Полёт продолжается.

Ребёнок читает стих

У каждой планеты есть что-то своё, что ярче всего отличает её.

Сатурн непременно узнаешь в лицо — его окружает большое кольцо.

Оно не сплошное, из разных полос. Учёные вот как решили вопрос:

Когда-то давно там замёрзла вода, и кольца Сатурна из снега и льда.

Воспитатель : На этой красивой планете изо льда и снега может кто-то жить?/нет/ Почему?/ответ детей/

Ребенок читает стих

Юпитер — планетам лидер, всех больше, с кем ни сравните.

Раскрашен он очень броско, в пёстрые полоски,

Не реки на нем и не горы — газов цветные узоры.

Воспитатель: Как вы думаете можно на Юпитере жить? Почему? /ответы детей/

Горючее в наших космических кораблях заканчивается, пора возвращаться на нашу планету. Как она называется?/Земля/

Остальные планеты исследуем во время следующего путешествия. Начинаем отсчёт от 10 до 1.

Воспитатель: Кто узнал эту планету ?

Ребенок читает стих.

Есть одна планета-сад, в этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят, птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут, в речку смотрят удивлённо...

Береги свою планету — ведь другой похожей, нету!

Воспитатель: Путешествие закончено. На каких планетах есть жизнь?/На Земле/

Что вам понравилось? Что было сложно?

Кому было интересно, берут жёлтые звёзды? Кому было скучно, синие?

Литература:

  1. А. Хайт «По порядку все планеты…»,
  2. О. Ахметова «В космосе так здорово!»;
  3. К. А. Порцевский «Моя первая книга о космосе»;
  4. Л. Обухова «Как мальчик стал космонавтом»;
  5. В. Клименетов, Ю. Сигорская «Вперёд в космос».
Задать вопрос