Организация образовательной деятельности по теме «Изображение зимующей птицы — снегиря разными средствами (рисование, аппликация, лепка)» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (62) март 2023 г.

Дата публикации: 27.02.2023

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Панкова, Е. А. Организация образовательной деятельности по теме «Изображение зимующей птицы — снегиря разными средствами (рисование, аппликация, лепка)» / Е. А. Панкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 3 (62). — С. 74-77. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/245/8140/ (дата обращения: 27.04.2024).



Занятие разработано по следующим образовательным областям: социально-коммуникативное, художественно–эстетическое развитие воспитанников средней группы.

На разных столах располагается раздаточный материал для каждого ребёнка:

— на столах для лепки : доска, салфетка, пластилин красного и черного цветов, опорная схема и образец лепки;

— на столах для рисования : половина альбомного листа, цветные карандаши, опорная схема и образец рисунка;

— на столах для аппликации : половина альбомного листа, заготовки: бумажные квадраты красного и черного цветов, большой треугольник («хвост»), маленький треугольник («лапки»), ножницы, клей, салфетка, клеёнка, опорная схема и образец аппликации.

Содержание совместной деятельности

Предполагаемый результат

Педагог

Дети

Вводная часть (фронтально)

Под аудиозапись с голосами снегирей воспитатель вносит в группу кормушку с сидящим на ветке слепленным снегирем и сообщает, что снегирю одному скучно (создание проблемной ситуации). Показывает иллюстрации снегиря, картинки с интересными фактами из их жизни. По опорной схеме разбирает строение птицы (рис. 1)

Дети выражают восхищение, высказывают свои эмоции, отклик на проблемную ситуацию — предлагают, что снегирю нужны друзья

Дети знают строение птицы, видят сходство строение тела птицы с геометрическими фигурами, называют их в ходе беседы

Динамическая пауза

Пальчиковая гимнастика:

Проговаривают слова и выполняют движения:

Дети выполняют движения согласно тексту динамической паузы, называют зимующих птиц региона

– Мы поставили кормушку,

– «Сеют» пальчиками одной руки, совершая ей круговое движение перед грудью

– В нёё насыпала зерно

– Руками поочерёдно бросают зерно в кормушку (слов клюют его собранными вместе пальчиками)

– Для голодных птиц зимою

Очень вкусное оно

– Круговые движения ладонью по животику

– Прилетайте к нам синицы,

– Присели

– Голубь, клёст и воробей

– Встали. Присели. Встали

И, конечно, ждём мы в гости

Наших красных снегирей!

– Разводят руки в стороны

Основная часть (практическая работа в малых группах, парах)

Педагог предлагает детям выбрать способ изображения снегиря, взяв соответствующего цвета резиночку (количество разных цветных резиночек примерно равное). Предложено пройти к столам. Даёт установку командирам на работу в малых группах: объяснить, что нужно сделать, а ребята должны это проговорить.

(Деятельность детей в группах осуществляется на фоне пения снегирей.)

Педагог оказывает адресную помощь командирам и членам его команды. Обращает внимание: «Соблюдайте алгоритм действий с опорой на схему! Проговаривайте, что делаете! Помогайте друг другу в работе! В случае затруднений обращайтесь к своему командиру!»

Объединяются в группы по выбору согласно изобразительной деятельности. Командиры малых групп выполняют функцию воспитателя: обучают приёмам рисования, лепки, аппликации с опорой на образец и схему изобразительной деятельности (рис. 2, 3). Дети действуют согласно технологии обучения практическим действиям (командир одновременно обучает группу), используя опорные схемы алгоритмов действий

Дети:

— объединяются в группы согласно цвету резинки;

— осуществляют выбор средств изобразительной деятельности;

— взаимодействуют в малой группе: слушают командира, выполняют действия по алгоритму, изображают снегиря через лепку, аппликацию, рисунок

Дыхательная гимнастика

Для снятия эмоционального напряжения организуется дыхательная гимнастика

Дети выполняют оздоровительную дыхательную гимнастику: вдох — руки вверх, выдох — вниз

Дети умеют правильно дышать: вдох — носом, выдох — ртом

Заключительная часть — рефлексия в группах и на общем круге

Педагог предлагает командирам и командам вопросы, которые необходимо обсудить: получилась работа в команде? все ли выполняли алгоритм действий? все ли довольны результатом работы? кто из ребят мог бы обучить других лепке, аппликации, рисованию снегиря?

Педагог предлагает детям разместить свои работы на общей композиции

Дети отвечают на вопросы воспитателя, проводят оценку своей деятельности (ставят веселые или грустные смайлики на планшете «Мои дела») и деятельности команды.

Размещают свои работы на общей композиции — кормушке (рис. 5). Предлагают покормить птиц

Дети оценивают свою деятельность с помощью индивидуальных планшетов «Мои дела» (рис. 4), оценивают деятельность своих сверстников.

Командир определяет ребенка, который способен передать знания в паре, в малой группе с опорой на алгоритм действий и схему

Опорная схема строения птицы

Рис 1. Опорная схема строения птицы

Образец и схема рисования снегиря

Рис. 2. Образец и схема рисования снегиря

Образец и схема аппликации снегиря

Рис. 3. Образец и схема аппликации снегиря

Индивидуальные планшеты «Мои дела»

Рис. 4. Индивидуальные планшеты «Мои дела»

Общая композиция

Рис. 5. Общая композиция

Комментарии

  1. Выбор птицы был сделан детьми в ходе наблюдения за питомцами в кормушке. Для мотивации детей к деятельности была изготовлена кормушка с сидящим на ветке снегирем. В начале занятия было отмечено, что одному снегирю будет очень грустно, поэтому нужно сделать ему друзей — тем самым решается задача воспитания заботливого отношения к птицам.
  2. Воспитатель предварительно (во время утреннего приема) готовит командиров будущих малых групп, в которые дети позже объединятся по цвету резиночек. С каждым командиром один на один воспитатель разбирает и отрабатывает алгоритм практических действий по рисованию снегиря, лепке снегиря или аппликации снегиря. При этом обязательно используется опорная схема (рис. 2, 3). Работа по опорным схемам способствует не только следованию ребёнка в соответствии с чётким алгоритмом действий, но и пониманию символических изображений, а это есть предпосылка формирования читательской грамотности.
  3. Во вводной части для развития образного мышления, любознательности, отмечается по опорной схеме «Строение птицы» совместно с детьми, что голова — это круг, туловище — овал; лапки, клюв, хвост — треугольник.
  4. Детям нравится быть в роли воспитателя, это мотивирует на качественное выполнение поставленной задачи, позволяет примерить к себя отношение «воспитатель — ребёнок». Кроме того, в дальнейшем ребят, которые отсутствовали, сможет обучить тот ребенок, который освоил эту деятельность, — так происходит взаимообучение практическим действиям.
Задать вопрос