«Геометрическая чехарда»: закрепление и актуализация представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (62) март 2023 г.

Дата публикации: 22.02.2023

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Ведяева, А. В. «Геометрическая чехарда»: закрепление и актуализация представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста / А. В. Ведяева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 3 (62). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/245/8120/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье дано описание авторской игры, которая предназначена для закрепления у детей дошкольного возраста представлений о сенсорных эталонах, таких как цвет, форма, размер. В игровой форме не только закрепляются и актуализируются представления о сенсорных эталонах, но и происходит развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, в том числе зрительной и вербальной.

Ключевые слова: сенсорные эталоны, дошкольный возраст, геометрические фигуры.

В отечественной педагогике особое внимание уделяется развитию восприятия и ориентирования в окружающем мире детей дошкольного возраста. Разработкой теории восприятия занимались известные педагоги Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А В. Запорожец, Л. А. Венгер и др.

Развитие восприятия ребенка происходит не спонтанно. Оно определяется условиями жизни и обучения, в ходе которого, как справедливо указывал Л. С. Выготский [1, c.5–6] ребенок усваивает общественный опыт, в том числе сенсорный, накопленный предшествующими поколениями. Этот сенсорный опыт включает в себя способы обследования предметов, а также сенсорные эталоны.

Сенсорные эталоны (англ. sensory standards) — термин, предложенный А. В. Запорожцем [3, c.112–118]. Сенсорные эталоны — это обобщенные сенсорные представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов, в них закреплены наиболее существенные качества предметов окружающего мира. В процессе накопления общественно-исторического опыта были выделены определенные системы сенсорных качеств: цвета, формы, величины предметов, геометрических фигур, высоты звука, длительности промежутков времени и др.

Усвоение сенсорных эталонов детьми происходит в течении длительного времени. Основная нагрузка в этом процессе ложится на годы школьного обучения. Однако, А. В. Запорожец считал, что определенный набор эталонов необходимо освоить уже в дошкольном возрасте.

Благодаря этим «единицам измерения», ребенок, изучая различные свойства конкретных предметов, упорядочивает хаотичные представления, полученные при взаимодействии с внешним миром. Его восприятие приобретает целенаправленный и организованный характер. В дальнейшем, встречая в жизни новые объекты, ребенок будет их сравнивать с уже знакомыми. Именно у дошкольников происходит переход от своего опыта восприятия сенсорных эталонов к общепринятым среди взрослых людей.

Л. А. Венгер [4, c.325–326], изучая этапы сенсорного развития детей раннего и дошкольного возраста, выделил основные этапы становления сенсорного восприятия.

На первом году жизни формируются сенсомоторные предэталоны. Происходит выделение пространственных свойств предметов и их величины с помощью движений тела, руки, сначала с реальным предметом, затем с воображаемым.

В 2–3 года формируются предметные предэталоны. Ребенка побуждают к узнаванию предметов и их изображений. К 3 годам ребенок уже может практически сопоставить предметы по форме и цвету путем примеривания, также при восприятии одного предмета, другой используется как образец (например, треугольные формы ребенок называет крышами).

Следующий этап — формирование сенсорных эталонов. К 4–5 годам ребенок уже может выполнить словесную инструкцию взрослого: «Покажи все круги», «Покажи все зеленые квадраты» и так далее. После выполнения задания ребенок может объяснить свои действия.

В основном к этому возрасту сенсорные эталоны уже сформированы и в дальнейшем происходит процесс систематизации сенсорных эталонов.

Развитие восприятия окружающего мира детей обусловлена различными интересами, потребностями, замыслами. Это достигается с помощью использования игровых средств, сюжетов, игр, технологий, направленных на формирование и развитие сенсорных эталонов и других представлений о предметах и явлениях.

В детском саду основное содержание сенсорного воспитания составляет ознакомление с восприятием цвета, формы и величины.

На этапе закрепления и актуализации усвоения сенсорных эталонов я использую авторскую игру «Геометрическая чехарда» .

Количество и возраст игроков

Играть могут от двух игроков (педагог и ребенок) до 4–6.

Если участвуют от 2 и более детей, то уровень освоения сенсорных эталонов у них должен быть примерно одинаков.

Игра предназначена для детей от 4 лет и старше.

Описание

Игра состоит из колоды карт. Размер карт должен быть таким, чтобы ребенку было удобно держать их в руках — 6х9 см.

На каждой карте изображена одна геометрическая фигура определенного цвета, формы и размера.

Начальный уровень: набор карточек с геометрическими фигурами основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий), размера (большие и маленькие) и известных ребенку форм (например, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

В этом случае в колоде будет 32 карты.

Количество карточек в колоде зависит от сложности игры, то есть от уровня развития представлений о сенсорных эталонах у ребенка.

Уровни сложности

Можно варьировать сложность игры дополняя или убирая карточки с новыми геометрическими фигурами. Кроме того, можно выбирать те сочетания признаков предметов, которые сложнее даются ребенку, чтобы в процессе игры он наработал определенный опыт.

Как правило, освоение величины вызывает трудности, поэтому этой теме следует уделить дополнительное внимание и предварительно научить ребенка исследованию предметов, сравнению, группировке по размеру.

Возможность подбирать уровни сложности позволяет использовать эту игру с детьми с особенностями в развитии. В данном случае можно начинать с более легких задач, например, уменьшить количество карт или начать работать с этими картами уже в процессе обучения группировке по одному качественному признаку, постепенно переходя в игровой формат.

Правила игры

Из основной колоды каждому игроку раздается одинаковое количество карт от 4 до 7 (в зависимости от сложности игры).

Карты выкладываются на столе рубашками вниз. Это нужно для того, чтобы педагог видел карты ребенка и мог регулировать ход игры: помочь в выборе карты, поддержать, либо «поддаться», создавая ситуацию успеха для ребенка.

Перед началом игры взрослый или ребенок определяет правило выкладывания карт — выбирает два признака из трёх (цвет, форма, размер).

Затем, в соответствии с установленными в начале игры правилами, игроки выкладывают поочередно по одной карте, из имеющихся на руках, в колоду сброса.

Например, если в начале игры были выбраны «цвет» и «размер», то в колоду сброса выкладываются соответствующие карты, а форма геометрических фигур в этом случае игнорируется. Т. е., если в колоде сброса находится большой желтый треугольник, то следующий игрок может выложить карту с любой фигурой желтого цвета или карту с любой большой фигурой.

Из основной колоды игроки добирают карты в случае, если на руках не оказалось нужной. В этом случае можно взять одну дополнительную карту. Если она не подходит, игрок пропускает ход.

Выигрывает тот, кто первым избавился ото всех своих карт.

Роль педагога

Роль педагога в этой дидактической игре чрезвычайно важна, т. к. именно он определяет сложность игры, вдохновляет ребенка, создает ситуацию успеха, направляет и поддерживает ребенка и, в некоторой степени, азарт игры.

В процессе игры педагог может поставить перед ребенком дополнительную задачу для того, чтобы ребенок смог преодолеть имеющиеся затруднения в понимании сенсорных эталонов. Например, проговаривать, какому сенсорному признаку соответствует карта («Я кладу карту по цвету») или описывать геометрическую фигуру («Я кладу большой квадрат», «Синий круг»).

Таким образом, посредством дидактической настольной игры «Геометрическая чехарда» закрепляются и актуализируются представления о сенсорных эталонах таких, как цвет, форма, размер. Кроме того, происходит развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, в том числе зрительной и вербальной, закладываются зачатки элементов абстрактно-логического мышления, т. к. в данной игре сенсорные эталоны используются как средство и способ обобщения при решении мыслительных задач.

Необычный формат игры способствует установлению доверительных отношений с педагогом, ребенок учится договариваться и играть по правилам. Важно, что игру «Геометрическая чехарда» можно использовать и для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, подобрав сложность игры, соответствующий уровню развития представлений о сенсорных эталонах конкретного ребенка и особенностям его личностного развития.

Развитие представлений о сенсорных эталонах является очень важным этапом развития ребенка, т. к. именно в дошкольном возрасте формируется база для более глубокого освоения представлений о системе сенсорных эталонов, принятых в обществе.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка (1928). // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. — № 4. — с. 5–18
  2. Эльконин Б. Д. Психология развития: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 144 с.
  3. Запорожец А. В. Развитие восприятия и деятельность // Избранные психологические труды. В 2 томах. Том 1. Психическое развитие ребенка / А. В. Запорожец; под. ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. — М.: Педагогика, 1986. — С. 112–118.
  4. Венгер Л. А. Восприятие и обучение. Дошкольный возраст. — М.: Издательство «Просвещение», 1969. — 365 с.
  5. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания / Акад. пед. наук РСФСР. — М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. — 486 с.
  6. https://thelib.ru/books/n_e_veraksa/poznavatelnoe_razvitie_v_doshkolnom_detstve_uchebnoe_posobie-read.html
Задать вопрос