Конструирование проблемно-игровых ситуаций как способ поддержки детской инициативы в практике работы образовательной организации | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (62) март 2023 г.

Дата публикации: 20.02.2023

Статья просмотрена: 163 раза

Библиографическое описание:

Семенова, А. В. Конструирование проблемно-игровых ситуаций как способ поддержки детской инициативы в практике работы образовательной организации / А. В. Семенова, Н. Н. Кузнецова, Е. В. Мутыгуллина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 3 (62). — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/245/8108/ (дата обращения: 27.04.2024).



Ключевые слова: проблемное обучение, дети дошкольного возраста, проблемно-игровые ситуации.

Проблемное обучение заключается в том, что детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую с помощью имеющихся знаний, умений, в том числе и познавательных, ребенок не может. Для этого он должен «переворошить» свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми знаниями и умениями. В проблемном обучении осознать проблемную ситуацию, разрешить ее дети могут в диалоге друг с другом и педагогом, который направляет поиск в нужное русло, в совместном мышлении.

Достоинства использования проблемно-игровых ситуаций являются высокая самостоятельность детей; формирование их познавательного интереса и личностной мотивации; активизируется мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Конструирование проблемно-игровых ситуаций позволяет педагогам дошкольных образовательных учреждений оказывать позитивное влияние на усвоение дошкольниками всех компонентов содержания образования, таких как знания, умения и навыки, а также опыт творческой деятельности и ценностные ориентации.

С. А. Козлова, Т. А. Куликова определяют структуру проблемной игровой ситуации: постановку задачи в виде вопросов и предположения. Значение проблемной игровой ситуации проявляется в прочном творческом усвоении и свободном воспроизведении знаний, воспитательное значение проблемной игровой ситуации будет формироваться как самостоятельным отношением к разрешению проблемной ситуации, так и возможностью осуществления совместной с другими детьми деятельности по устранению проблемы [2].

Данные авторы указывают, что для того чтобы правильно поставить и успешно разрешить проблему, необходимо разделять деятельность педагога и деятельность ребенка [2]:

— деятельность педагога предполагает создание проблемной ситуации, формулировку проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.

— деятельность ребенка включает в себя «принятие» проблемно ситуации, формулировку проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов.

В книге «Проблемные ситуации в мышлении и обучении» А. М. Матюшкин представляет следующие шесть правил их создания [3]:

  1. Чтобы создать проблемную ситуацию, перед детьми следует поставить такое задание, выполнение которого потребует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или об общих условиях реализации деятельности.
  2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям ребенка. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала и от степени его обобщения.
  3. Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.
  4. Проблемными заданиями могут быть:

а) усвоение, б) формулировка вопроса, в) практические задания. Однако не следует путать между собой проблемные задачи и проблемные ситуации. Проблемное задание может привести к проблемной ситуации только в случае учета вышеперечисленных правил.

  1. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.
  2. Очень трудную проблемную ситуацию педагог направляет путем указания ребенку причин невыполнения данного ему практического задания или невозможности объяснения им тех или других фактов.

Ю. К. Бабанский перечисляет требования к проблемным ситуациям [1]:

  1. Решение проблемной ситуации должно быть максимально направлено на самостоятельность и творческую деятельность воспитанника;
  2. Проблема должна соответствовать той информации, которую познает обучаемый, с опорой на уже имеющуюся у него информацию.
  3. Проблемная ситуация должна создавать некоторую трудность в ее решении и в то же время быть посильной, чтобы способствовать формированию потребностей в ее решении;
  4. Формулировка проблемной ситуации должна быть максимально понятной;
  5. Проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения (научности, систематичности и т. д.).

Н. Н. Хоменко и Т. А. Сидорчук предлагают алгоритм конструирования проблемно-игровых ситуаций [4]:

Шаг № 1 — обсуждение проблемного поля, из которого формируется задача.

Шаг № 2 — формулировка задачи (составляется в занимательной для ребёнка форме), вопросы: «Как быть? Что делать?» (выслушивание вариантов ответов без оценки решения, поощрение самых необычных).

Шаг № 3 — формулировка противоречия.

Шаг № 4 — ИКР (идеальный конечный результат) — сам объект решает задачу, используя свои ресурсы.

Шаг № 5 — обследование ресурсов объектов для решения противоречия.

Шаг № 6 — формулировка подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения.

Шаг № 7 — рефлексия: Что делали? Как? Зачем?

При проведении побуждающего диалога с дошкольниками, по рекомендациям Е. Л. Мельниковой, необходимо учитывать следующее: Во-первых, реплики диалога можно упрощать в соответствии с возрастом детей. Например, фразу «Какая будет тема занятия?» можно заменить синонимичными словами: «О чем будем говорить сегодня?», «Чему мы будем сейчас учиться?».

Во-вторых, дети могут молчать и не реагировать на побуждающие реплики. В этом случае воспитателю следует проговорить правильные ответы самому, тем самым показывая образец творческих действий по осознанию противоречия и формулированию проблемы.

В-третьих, дети могут давать ошибочные или неточные ответы. Педагогу нужно реагировать на них доброжелательно, например, репликами: «Так, кто думает иначе?», «Так, кто еще может сказать?». Первая часть фразы показывает ребенку, что его мысль принята к сведению, а вторая побуждает к повторному формулированию.

В МБДОУ «Детский сад № 116» г. Чебоксары в своей практической деятельности мы постоянно используем совместное с детьми решение проблемно-игровых ситуаций. Приведем в пример проблемно-игровые ситуации, проведенные нами во второй младшей группе:

1) Проблемно-игровая ситуация «Кто вымазал мишку вареньем?».

Материалы и оборудование: накрытый игрушечный стол с детской посудой, куклы Маша и Саша, медвежонок.

Этап проблемно-игровой ситуации

Действия воспитателя

Действия детей

Ситуация,

создающая мотивацию

Демонстрирует двух кукол — Машу и Сашу.

Воспитатель: «На столе красивая желтая скатерть с каймой. Куклы завтракают. Саша с удовольствием ест кашу с вареньем. А Маша? Маша не хочет кушать сама, отодвигает от себя тарелку. Мама не сердится на Машу: «я тебя сегодня покормлю. Хочешь?»

Дети наблюдают за действиями кукол

Затруднение в игровой ситуации

Воспитатель: «Ой! А кто мишку кашей и вареньем вымазал?»

Дети отвечают на вопрос: «Кукла Маша»

Открытие нового

знания или умения

Воспитатель: «Это его Маша насильно кашей кормила. Обидела медвежонка. Он кашу с вареньем любит. Но зачем его насильно кормить?»

Дети отвечают на вопрос: «если не хочет кушать, не нужно кормить»

Воспроизведение нового в типовой ситуации (первичное закрепление)

Воспитатель: «Пожалеем медвежонка! Катя, вытри ему рот и лапы салфеткой. Погладь, успокой».

Дети по очереди вытирают руки, рот медвежонку салфеткой

Тренировочное задание

Воспитатель: «Кукла Маша сама вымазалась вареньем, пока кормила медвежонка. Дима, вытри ей, пожалуйста, рот и руки салфеткой»

Дети по очереди вытирают руки и рот кукле Маше салфеткой

Итог

Воспитатель: «Не кормите медвежонка, если он не хочет. Пользы не будет. Если испачкали руки или рот, вытирайте салфетками»

Дети повторяют: «Не нужно кормить, если не хочет»

2) Проблемно-игровая ситуация «У кого мокрые штанишки?».

Материалы и оборудование: куклы Маша и Саша, игрушечный котенок, два детских горшка: один побольше, другой поменьше.

Этап проблемно-игровой ситуации

Действия воспитателя

Действия детей

Ситуация, создающая мотивацию

Воспитатель: «Маша с котенком сидят на горшках, разговаривают. Какие молодцы! У Маши большой горшок, а у котенка маленький горшок

Дети наблюдают за действиями игрушек

Затруднение в игровой ситуации

Воспитатель: «А Саша? Саша заигрался, забыл попроситься на горшок и на полу появилась лужа. Котенок щупает свои трусики. Вдруг они тоже мокрые?»

Отвечают на вопрос.

Дети: «У котенка трусики не мокрые: он сходил на горшок»

Открытие нового знания или умения

Воспитатель: ««Не волнуйся, котенок. Трусики у тебя сухие. Саша расстроен, вот-вот заплачет. Давай пожалеем его»

Дети жалеют куклу Сашу, гладят по голове

Воспроизведение нового в типовой ситуации (первичное закрепление)

Воспитатель: «Сережа, давай пожалеем его: «не огорчайся, Саша! У всех маленьких детей иногда бывают мокрые штанишки». Скажи Сережа: «Сейчас придёт мама и поменяет тебе штанишки»

Дети повторяют фразу воспитателя: «Не огорчайся, Саша! Сейчас придёт мама и поменяет тебе штанишки»»

Тренировочное задание

Воспитатель: «Ребята, давайте скажем горшку: «Не сердись, горшок! Саша про тебя не забыл. Он не успел добежать до тебя. Саша к тебе обязательно сегодня придёт. Вот увидишь!»

Дети повторяют фразу воспитателя: «Не сердись, горшок! Саша про тебя не забыл. Он к тебе придёт»

Итог

Воспитатель: «Не ругайте Сашу, не успевшего добежать до горшка. Саша про горшок не забыл. Он не успел добежать до горшка. Саша обязательно сегодня придёт к горшку»

Дети повторяют: «Саша про горшок не забыл. Он не успел добежать до горшка. Саша обязательно сегодня придёт к горшку»

Таким образом, обобщив свой практический опыт, можно выделить основные психологические условия для успешного применения проблемно-игровых ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста: проблемно-игровых ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний; быть доступными для дошкольников; должны вызывать у них собственную познавательную деятельность и активность.

Литература:

  1. Бабанский, Ю. К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников: пособие / Ю. К. Бабанский. — Ростов-на-Дону, 1970. — 31 с.
  2. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебное пособие / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 13-е изд., стер. — Москва: Академия, 2012. — 416 с.
  3. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. — Москва: Директмедиа Паблишинг, 2008. — 392 с.
  4. Мельникова, Е. Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, методика. Монография / Е. Л. Мельникова. — Москва: Баласс, 2015. — 272 с.
  5. Сидорчук, Т. А. Технологии развития связной речи дошкольников: методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко. — Ульяновск: Ульяновский дом печати, 2015. — 95 с.

Ключевые слова

проблемное обучение, дети дошкольного возраста, проблемно-игровые ситуации
Задать вопрос