Особенности организации поисковой деятельности с детьми с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (62) март 2023 г.

Дата публикации: 14.02.2023

Статья просмотрена: 52 раза

Библиографическое описание:

Чекина, А. А. Особенности организации поисковой деятельности с детьми с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении / А. А. Чекина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 3 (62). — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/245/8090/ (дата обращения: 27.04.2024).



В данной статье автор раскрывает содержание понятия инклюзивное образование. А также рассматривает роль поисковой деятельности на развитие детей с ОВЗ и раскрывает особенности организации данного вида деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья в ДОУ.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дошкольники, ДОУ, поисковая деятельность, познавательная активность, особенности организации.

В современной педагогике для обозначения совместного обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья используют термин инклюзивное образование. Его используют для обозначения образовательного процесса, в котором дети с особыми потребностями посещают обычные общеобразовательные организации. В основе данного вида образования заложена идея о том, чтобы исключить какую-либо дискриминацию по отношению к детям, то есть равное отношение и создание определенных условий для детей с особенными образовательными нуждами.

В настоящее время общество уделяет огромное внимание развитию системы инклюзивного образования. Так, разрабатываются новые методы реабилитации, программы социализации и адаптации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ. Также в настоящее время проводится большое количество мероприятий от муниципального уровня до федерального. Большая часть из них направлена на активное вовлечение такой категории граждан в социальную и общественную деятельность, а также на повышение качества их жизни, уровня самостоятельности [3, с. 199]. Все это позволит им успешно адаптироваться к миру, позволит им реализоваться и найти свое призвание, получить образование и овладеть профессией.

Что касается дошкольного образования, то важно отметить, что оно призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка дошкольного возраста, способствовать развитию его исследовательской активности и инициативности. Особое внимание среди всех возможных средств развития заслуживает именно поисковая деятельность. Поскольку она позволяет расширить словарный запас детей, развивает мыслительные процессы, чувственное восприятие, что приводит к тому, что у ребенка появляется интерес к исследованию окружающего мира [2, с. 42].

Дошкольники по своей природе исследователи и первооткрыватели, а воспитатели их проводники и помощники. Дети с ОВЗ имеют свои особенности общего развития и развития интеллектуальной активности, поисковая деятельность — это весьма эффективный способ, так как позволяет получать и принимать информацию совершенно в ином формате [4, с.11]:

– Открывает перед воспитанниками возможность экспериментировать и синтезировать полученные знания, благодаря чему дети учатся выдвигать гипотезы, предположения, устанавливать причинно-следственные связи, использовать знания из различных областей и придумывать различные способы действия;

– Стимулирует развитие творческих способностей, в результате чего, воспитанники создают оригинальный продукт их деятельности, ценный и свойственный конкретному ребенку;

– Способствует развитию самопознания и положительной самооценки детей с ОВЗ. Так как именно это особенно важно для такой категории детей, поскольку им важно чувствовать свою успешность, гордость за собственные достижения.

Поскольку дети с ограниченными возможностями здоровья имеют свои особенности, процесс организации поисковой деятельности имеет свои определенные нюансы, которые необходимо принимать во внимание [4, с. 12]. В первую очередь, стоит отметить, что этим детям необходимо больше внимание уделять познавательным задачам, которые ставятся воспитателем в соответствии с образовательной программой перед детьми. Для этого важно создавать дошкольникам проблемные ситуации на занятиях, при разнообразной деятельности, в игровой деятельности, трудовой и тд. Проблемная ситуация возникает, когда задача уже есть, но сразу ее решение детям недоступно. Необходимо усилие мысли, чтобы сопоставить уже известные факты, сделать какие-то выводы.

Далее на этапе самостоятельной деятельности детям с ОВЗ необходима помощь при выдвижении гипотез и предположений, поэтому это происходит под руководством воспитателя. Важно понимать, что мысли детей могут правильными и неправильными, а может даже и иметь противоречия. Но каждое из них должно быть обсуждено. Особенно важно выслушать все предположения детей, дать объяснение, обратить внимание, если есть противоречия. В случае если по какой-то причине ребенок не высказывает свои мысли, воспитателю стоит обратить на это свое внимание и побудить его к этому. Чаще всего на этапе анализа и оценки предположений у детей возникает интерес, который используется уже в следующем этапе поисковой деятельности — это рассмотрение вариантов проверки и проверка.

Вариантами проверки могут быть [4, с.12]:

– Наблюдения кратковременные или длительные;

– Элементарные опыты;

– Демонстрация моделей;

– Беседы и многое другое.

Заключительным этапом поисковой деятельности является формулировка выводов. Воспитателю необходимо побуждать детей самостоятельно формулировать выводы, не спеша им помогать, выслушивать все высказывания детей, задавать вопросы для правильного направления их мысли. В случае если выводы воспитанников неправильные, то можно создать и провести дополнительные опыты или наблюдения, чтобы каждый ребенок смог прийти к правильному выводу.

Таким образом, можно говорить о том, что роль поисковой деятельности в развитии детей с ОВЗ достаточно обширна. Для ее правильной организации и реализации в стенах ДОУ необходимо не только использовать и методы и приемы организации поисково-исследовательской деятельности, но и обращать внимание на индивидуальные особенности каждого ребенка с ОВЗ.

Литература:

  1. Викторова Е. И. Поисковая активность в форме вопросов у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // В сборнике: Психолого-педагогическое сопровождение образования детей с контексте ФГОС дошкольного и начального общего образования. — 2016. — С. 154–158.
  2. Карпова М. А., Голубева Т. В., Кириченко С. В. Проектно-исследовательская деятельность дошкольников с ограниченными возможностями здоровья как залог успешности дальнейшего обучения // В сборнике: Научно-исследовательская социализация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. — 2016. — С. 41–48.
  3. Красникова В. Г. Особенности обучения старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // В сборнике: Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы. — 2017. — С. 199–202.
  4. Минуллина Р. Ф. Организация поисковой деятельности дошкольников / Р. Ф. Минуллина, Р. В. Рыжманова // Образование и воспитание. — 2020. — № 1 (27). — С. 11–12.
Задать вопрос