Роль дневного сна в процессе конструктивного развития психики детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Общие вопросы дошкольной педагогики

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (62) март 2023 г.

Дата публикации: 14.02.2023

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Раскатова, К. В. Роль дневного сна в процессе конструктивного развития психики детей дошкольного возраста / К. В. Раскатова, О. А. Фомичева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 3 (62). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/245/8089/ (дата обращения: 27.04.2024).



Воспитание — это дело трудное, и улучшение его условий — одна из священных обязанностей, каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих близких.

Сократ

В жизни современного общества практически повсеместным явлением является систематическое нарушение режима дня детей-дошкольников, который старательно выстраивает система дошкольных учреждений. Многие родители не понимают важности дневного сна в распорядке дня ребенка и зачастую пренебрегают этим моментом в планировании дел. На этой почве отсутствие сна становиться регулярным, что негативно сказывается на общем физическом и психологическом состоянии ребенка.

Сон чрезвычайно важен для комфортного существования и взрослых, и детей. Но дневной сон является значительной потребностью растущего организма.

Так что же за чудодейственный секрет кроется в нескольких часах дневного сна?

Сон днём положительно сказывается на всех аспектах жизни ребенка.

Главная задача сна для ребенка — защита и разгрузка нервной системы. Во время сна отдыхает не только тело, но и мозг. За день мозг маленького человека перерабатывает огромные объемы информации и впечатлений, но его резервы не бесконечны. Для того, чтобы все увиденное и услышанное ребенком запомнилось и улеглось, нужно время, которым и является дневной сон. Таким образом, информация нормируется и воспринимается без пагубного влияния на нервную систему малыша.

Так же, сон, и дневной, и ночной, способствует выработке гормона роста. Именно поэтому дети быстрее растут во сне.

Научно доказана прямая связь между сном и активностью ребенка в течение дня. Если ребенок не получает перерыва на отдых, то становиться раздражительным и импульсивным. Так же могут проявляться агрессия и не свойственная капризность.

Помимо прочего, сон положительно влияет на работу внутренних органов.

Но, несмотря на обилие позитивных факторов сна, многие родители не соблюдают режима, ссылаясь на нарушение планов, отказ ребенка от сна, либо же вовсе не знают об этой немаловажной потребности.

Самой распространенной проблемой является отказ ребенка от дневного сна. Это скорее исключение из правил и встречается у гиперактивных детей, но чаще в случаях, когда малыш не приучен к режиму [1.с.76].

Режим очень важен для ребенка. Чтобы он без проблем засыпал, необходимо соблюдать определенные правила. Просыпаться малыш должен не позднее 8 часов утра. В таком случае к обеду он устанет и без проблем уснет в сончас. А вечером малышу нужно ложиться спать не позже 9 часов.

Дети быстро привыкают к режиму, и проблема засыпания в дневное время решается за короткие сроки.

Важно обеспечить и качество сна. По возможности нужно оградить ребенка от постороннего шума, не должны работать шумные электроприборы. Полноценный дневной сон чрезвычайно важен, и родителям стоит ответственно относиться к этому.

Но как же действовать, когда ребенок категорически отказывается от сна, хотя и испытывает в этом потребность?

  1. Одна из причин — непродуманный режим дня. Если малыш рано проснулся, то, как правило, к обеду он должен утомиться. Но если накопленная энергия не растрачена на игры и иную деятельность, ребенок может отказаться ложиться в «тихий час». Для решения этой проблемы необходимо организовать активную деятельность ребенка в первой половине дня.
  2. Детей в возрасте 4–6 лет не стоит принудительно укладывать спать, нужно пробудить в ребенке это желание, сформировав комфортные условия для сна. в комнате должно быть проветрено, можно почитать ребенку книжку или включить классическую музыку.
  3. Категорически нельзя делать сон наказанием. Если угрожать ребенку лишение чего-либо за отказ от сна, то это станет еще большей проблемой и для него, и для родителей.
  4. Нужно быть терпеливым. Дети не могут мгновенно засыпать, на это им требуется от 15 до 30 минут. В это время ребенок укладывается, ворочается, ища комфортное положение и расслабляясь. Родители зачастую неверно трактуют такое ворочание, считая, что спать ребенок не хочет вовсе. Так же фразы по типу «Улягся», «Закрой глаза», «Спи» и подобные, лишь усугубляют положение, заставляя нервничать и ребенка, и родителя [2.с 44].
  5. Дневной сон должен быть регулярным, либо его не должно быть совсем. Сегодня поспи, а завтра нет — не получится. Такие скачки сбивают внутренние часы малыша. Сон — это важный момент для отдыха ума и тела, а также неотъемлемая составляющая распорядка дошкольных учреждений. Вступив в пору детсадовской жизни, стоит научить ребенка спать днём, для его же комфорта.

Делая вывод, хочется отметить, что сон в дневное время — необходимый перерыв для ребенка. Ведь в мире так много всего нового и интересного. Чтобы оставаться активным и любознательным, малышу нужно время на отдых. Дневной сон снижает нагрузку на еще неокрепшую нервную систему ребенка, стабилизирует его эмоциональное состояние, способствует усвоению полученной информации. Всё это является важным фактором всестороннего и гармоничного развития юного человека.

Литература:

  1. В. М. Ковальзон. Роль дневного сна в развитии психологических особенностей дошкольников. М.:БИНОМ, 2015. с. 178.
  2. Дэвид Рэндалл. Наука сна. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2016. с. 304.
Задать вопрос