Развитие грамматического строя речи дошкольников с ОНР на основе логоритмики | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (62) март 2023 г.

Дата публикации: 15.02.2023

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Качалова, Т. В. Развитие грамматического строя речи дошкольников с ОНР на основе логоритмики / Т. В. Качалова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 3 (62). — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/245/8085/ (дата обращения: 27.04.2024).



Ключевые слова: дети, дошкольники, логоритмика, речевое развитие, речевые нарушения, коррекция речевых нарушений, логопедия

В систему коррекционных мероприятий с детьми, имеющими различную речевую патологию, прочно вошли логоритмические занятия.

Основополагающий принцип проведения занятий — взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия.

Логоритмические занятия, проводимые с детьми, имеющими такие нарушения, как ФФНР, ОНР, заикание, помогают в развитии и коррекции двигательной сферы, решают оздоровительные, образовательные, коррекционные и воспитательные задачи, укрепляют костно-мышечную систему детского организма; воспитывают чувство ритма и темпа; развивают ориентировку в пространстве: учат регулировать мышечный тонус в разных группах мышц, сочетать речь, музыку и движения; развивают просодику; совершенствуют психологическую базу речи (внимание, память, мыслительные процессы); автоматизируют поставленные звуки.

Особое внимание следует уделять тем задачам, которые для данной речевой патологии наиболее значимы. Так, для детей с ФФНР необходимы уточнение произношения звуков, их автоматизация, дифференциация, совершенствование артикуляционной моторики, развитие фонематического слуха и фонематического восприятия; для детей, страдающих заиканием, — совершенствование чувства ритма и темпа, умение регулировать мышечный тонус, сочетание речи с движением и музыкой, воспитание правильного речевого поведения; для детей с ОНР — работа над всеми компонентами речи, особенно пополнением и актуализацией словарного запаса, формированием правильного грамматического строя речи (обучение согласованию существительных с прилагательными, изменению существительных в роде, числе, падеже, правильному использованию наречий, предлогов несклоняемых существительных, прилагательных в разных степенях, изменению глаголов в лице и числе).

Для детей с ОНР коррекционный процесс, как правило, довольно продолжительный, а многократные повторения и закрепление грамматических категорий на разных занятиях, в том числе и на логопедических, повышают эффективность логопедической работы по преодолению аграмматизмов.

После проведения занятия по логопедической ритмике организуется изобразительная деятельность (рисование, конструирование) под руководством логопеда, педагога для передачи впечатлений, полученных на занятии, воспитания способности отражать лексическую тему в изобразительной деятельности.

Для достижения положительных результатов желательна тесная связь в работе педагогов ДОУ. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы воспитатель может использовать на других занятиях. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях.

Важно, чтобы в детском возрасте нормализация двигательной сферы ребенка и коррекция речевых нарушений осуществлялась ненавязчиво, естественно. Это способствует расслаблению и предупреждает возникновение эмоционального и мышечного напряжения. Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения помогает воспитанию правильной речи, активизирует деятельность детей в общении, в игре, в двигательных импровизациях.

Предлагаю вашему вниманию разработку одного из занятий по развитию грамматического строя речи на основе логоритмики.

Конспект логопедического занятия

Тема: «Путешествие по осеннему лесу»

Коррекционно-образовательные цели:

Закрепление представлений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Лес. Грибы. Ягоды». Формирование представлений о периодах осени, о переносном значении слова «золотая осень». Совершенствование грамматического строя речи. Расширение и активизация словаря прилагательных. Образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения). Развитие диалогической речи. Автоматизация произношения и дифференциация свистящих и шипящих звуков, сонорных звуков.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, внимания, мышления. Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики, координация речи с движением, развитие ловкости, быстроты реакции. Способствовать воспитанию красивой правильной осанки. Развитие интонационной выразительности речи.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимание, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе, формирование экологически безопасного поведения на природе.

Оборудование:

Предметные и сюжетные картинки по теме «Корзина с сосновыми и еловыми шишками, осенние листья, музыкальный центр, фонограмма пьесы «Октябрь» П. И. Чайковского из цикла «Времена года», Ю. М. Чичиков «Осень», мультимедийное оборудование: проектор, интерактивная доска, ноутбук, мультимедийная презентация в Power Point «Путешествие по осеннему лесу».

Ход занятия:

1 . Организационный момент

Звучит музыка Ю. М. Чичикова «Осень». С окончанием музыки дети здороваются: «Здравствуйте!», пропевая звуки на трех ступенях трезвучия.

Логопед. Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по осеннему лесу.

Утром в лес мы пойдем

Листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

2. Основная часть

1. Упражнение «Ветер и листья» под музыкальное сопровождение.

(Координация речи с движением).

Ветер по лесу летал.

Ветер листики считал.

(Дети бегут по кругу на носочках и взмахивают руками. Встают лицом в круг, загибают по одномупальцу на обеих руках на каждую строку .)

Вот дубовый.

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной.

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. ( Опускают руки, приседают.)

Ветер по лесу кружил.

Ветер с листьями дружил.

( Снова бегут по кругу на носочках и взмахивают руками. Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку .)

Вот дубовый.

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной.

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

Ветер кружит над тропинкой.

(Кружатся на носочках на месте .)

2. Упражнение «Кто дольше может подуть на листики»

(Развитие длительного плавного выдоха)

Логопед. Дети, к нам вместе с ветерком прилетели листики. Они такие красивые, легкие. Давайте, как ветерок, подуем на листики. Сделайте вдох через нос, вытяните губы трубочкой и подуйте на листики, не раздувая щеки.

Логопед. Интересно, чей листик дольше других сможет покружиться на ветру.

3. Беседа об осени с рассматриванием картинки

(Активизация и актуализация словаря по теме «Осень», развитие диалогической речи, формирование представления о периодах осени, о переносном значении слова «золотая осень»)

Логопед. Дети, назовите периоды осени.

Дети. Ранний, золотой, поздний.

Логопед. Какой самый красивый период осени?

Дети. Золотая осень — самый красивый период осени.

Логопед. Почему?

Дети. Когда смотришь на осенний лес, издалека он кажется золотым.

4. Двигательные упражнения «Прогулка в лес»

(Координация речи с движением)

В лес отправимся гулять.

Будем весело шагать.

(Дети маршируют.)

По тропиночке пойдем

Друг за дружкою гуськом.

(Ходят «змейками» между «кочками». Бегут на носках.)

На носочках встали

И к лесу побежали.

Ноги выше поднимаем,

На кочки мы не наступаем.

(Ходят высоким шагом, перешагиваячерез «кочки».)

И снова по дорожке

Мы весело шагаем

(Маршируют.)

5. Игра «Скажи правильно»

(Работа над общими речевыми навыками, над вопросительной интонацией, развитие фонематических представлений. Автоматизация произношения и дифференциация свистящих и шипящих звуков.)

Логопед. Мы идем в лес за сосновыми шишками?

Девочки повторяют с вопросительной интонацией, мальчики отвечают с утвердительной интонацией.

Логопед. Мы идем в лес за еловыми шишками.

Девочки повторяют с вопросительной интонацией, мальчики отвечают с утвердительной интонацией.

6. Пальчиковая гимнастика «Шишка»

(Развитие тонкой моторики, ловкости, тактильных ощущений)

Шишку я держу в руке.

Зажимаю в кулаке,

Разжимаю и ладошками катаю.

7. Игра «Какие шишки?»

(Развитие зрительного восприятия и внимания, активизация и актуализация словаря по теме «Лес». Расширение словаря прилагательных)

Логопед. Какие шишки у ели?

Дети. Шишки у ели большие, коричневые, шершавые, овальные.

Логопед. Какие шишки у сосны?

Дети. Шишки у сосны маленькие и круглые.

Логопед. Надо сплести корзинку для грибов.

8. Пальчиковая гимнастика «По грибы»

Мы корзинку сплетем,

За грибами пойдем.

(Скрестить пальцы обеих рук, кроме большого пальца (дно корзинки).

Большие пальцы соединить кончиками в виде дуги (ручка корзинки).

Рука лежит на столе, пальцы выпрямлены.)

Это — волнушка, (Потянуть за большой палец.)

Это — чернушка, (Потянуть за указательный палец.)

Это — опенок, (Потянуть за средний палец.)

Это — масленок. (Потянуть за безымянный палец.)

Это — сыроежка. ( Потянуть за мизинец.)

Собирай, не мешкай! ( Обхватить все пальцы ладонью другой руки.)

9. Игра «Что лишнее?»

(Развитие зрительного внимания и восприятия, совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения)

Логопед. Хочу проверить, хорошо ли вы знаете, какие грибы считаются съедобными, а какие ядовитыми. Назовите лишние грибы и объясните почему.

Дети. Лишние грибы — бледные поганки, потому что они ядовитые, а белые грибы, сыроежки, опята — съедобные.

Логопед. Назови лишние грибы и объясни почему.

Дети. Лишние грибы — мухоморы, потому что они ядовитые, а лисички, подосиновики, подберезовики — съедобные.

Логопед. Вы хорошо знаете съедобные и ядовитые грибы. С вами можно идти в лес за грибами.

10. Проговаривание текста с движениями «Мухомор»

Мухомор на тонкой ножке

Вырос на лесной дорожке.

(Дети ставят руки на пояс и встают на одну ногу.)

Ждет прихода грибников

(Встают на носочки, поднимают руки вверх. Подносят руку ко лбу ладонью вниз и смотрят вдаль, поворачиваясь слева направо.)

Кто сорвать его готов?

(Вопросительно пожимают плечами. слегка разводя руки в стороны.)

Знают грибники

(Назидательно грозят пальчиком.)

прекрасно.

(Гладят животики.)

Мухоморы есть опасно!

(Вытягивают руки вперед ладонями от себя (отталкивающее движение).

Логопед. Лес полон грибов! Под громкую музыку мы будем ходить по лесной полянке, под тихую — будем срезать грибы и класть их в корзинку.

Логопед. В осеннем лесу мы можем найти не только грибы, но и ягоды.

11. Пальчиковая гимнастика «За ягодами "

(Развитие мелкой моторики)

Раз, два, три, четыре, пять,

В лес пойдем мы погулять.

(Пальчики обеих рук «здороваются начинают с больших. Обе руки идут» пальчиками.)

За черникой.

За малиной.

За брусникой,

За калиной.

Клюкву мы найдем

(Загибают пальчики, начиная с больших.)

И братишке отнесем.

12. Игра «Что лишнее?»

(Развитие зрительного внимания и восприятия. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения).

Логопед. Назови лишнюю ягоду и объясни почему.

Дети. Лишняя ягода — вороний глаз, потому что она ядовитая, а ежевика, черника, клюква — съедобные ягоды.

Логопед. Черный глаз, вороний глаз.

Смотрит из травы на нас.

Лежит ягода в розетке —

Вы ее не ешьте, детки.

13. Игра «Какое? Какой? Какая?»

(Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными). Развитие фонематических представлений, автоматизация произношения и дифференциация сонорных звуков)

Логопед. Когда мы вернемся из леса, сварим варенье из ягод.

Из черники (какое?) —... (черничное) варенье

Из малины (какое?) —...

Джем из земляники (какой?) —... (земляничный) джем

Джем из ежевики (какой?) —...

Пастила из брусники (какая?) —... (брусничная) пастила

Пастила из клюквы (какая?) —...

Логопед. Что дарит лес осенью людям?

Дети. Лес дарит осеню людям грибы и ягоды.

Логопед. Надеюсь, вы не перепутаете съедобные грибы и ягоды с ядовитыми.

3. Итог.

(Снятие эмоционального и мышечного напряжения).

Логопед. Пора отдохнуть!

Дети ложатся на ковер. (Звучит тихая и нежная музыка)

Логопед. На маленькой полянке мы отдохнем,

Любуясь святой лесной красотою.

И кружит нам голову сласть кислорода

И все этот наша родная природа.

Логопед. Вот и подошло к концу наше путешествие, пора возвращаться в группу. Давайте споем волшебное слово «До свидания!»

Дети поют с повышением и понижением тона.

Дети уходят из зала (леса).

Закрепление лексической темы проходит в изобразительной деятельности. Воспитатель проводит беседу с детьми по рисункам.

Таким образом, логоритмические занятия способствуют развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию всех видов движений, развитию памяти, внимания, мышления.

Литература:

  1. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М., 1985
  2. Воронова А. Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5–7 лет. Методическое пособие. М., 2006
  3. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В., Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием. СПб., 2021
  4. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2005
Задать вопрос