Театрализованная деятельность и сказкотерапия как средство развития и становления речи дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (62) март 2023 г.

Дата публикации: 08.02.2023

Статья просмотрена: 82 раза

Библиографическое описание:

Вильбергер, И. Г. Театрализованная деятельность и сказкотерапия как средство развития и становления речи дошкольников / И. Г. Вильбергер, О. В. Панова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 3 (62). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/245/8074/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье описывается характер совместной деятельности воспитателей в детском саду. Научная новизна исследования в разработке системы развития и становления речи дошкольников. Внешний облик коллаборации педагогов представлен в виде модели, реализация которой доказала свою эффективность.

Ключевые слова: театрализованная деятельность, сказкотерапия, дошкольники, речь, модель.

Введение . Актуальность темы исследования обусловлена тем, что речь является важным элементом человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир и формировать собственную картину мира, приобретать опыт общения, аккумулировать знания для передачи их последующим поколениям. В речи соединяются различные линии психического и эмоционального развития человека.

Развитие речи в дошкольном возрасте закладывает основу социализации и успешного обучения в школе, о чем зафиксировано в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). Содержание основной образовательной программы дошкольного образования в ФГОС ДО обеспечивает, среди прочего, речевое развитие ребенка как средства общения и культуры.

Анализ теоретических позиций известных ученых и практиков в области дошкольной педагогики сложившейся практики речевого дошкольников позволяют отметить противоречие между наличием традиционных способов, методов, приемов организации образовательной деятельности, направленной на развитие речи у детей и необходимостью учета их мотивации с опорой на взаимосвязь образовательных областей в детском саду.

Важность разрешения данного противоречия требует создания условий для развития речи дошкольников, которые будут отличаться от традиционных методов и будут способствовать многоаспектным действиям на основе потребностей детей проявлять себя в театрализованной деятельности и участвовать в занятиях сказкотерапии.

Методологическую основу исследования составили теоретические положения о закономерностях речевого развития дошкольников Л. С. Выготского, Н. И. Гуткина, А. В. Запорожца, В. Д. Еремеевой, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна, Ф. А. Сохина, Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, Д. Б. Эльконина и др.

Цель и задачи исследования

Цель исследования — теоретическое обоснование и практическое обеспечение процесса развития речи у дошкольников средствами театрализованной деятельности и сказкотерапии.

Задачи исследования :

  1. Изучить научную литературу по проблеме развития речи у дошкольников.
  2. Разработать и внедрить в образовательный процесс Модель развития речи дошкольников средствами сказки и театрализованной деятельности.

Научная новизна — разработка системы развития и становления речи дошкольников в ДОО.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие дошкольники и педагоги МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 16» г. Воронежа.

Методы мониторинга и эффективности модели: наблюдение; формирующий эксперимент; игры.

Модель развития речи дошкольников средствами сказки и театрализованной деятельности.

Рис. 1. Модель развития речи дошкольников средствами сказки и театрализованной деятельности.

Модель развития речи дошкольников средствами сказки и театрализованной деятельности отражает внешнее выражение системы взаимодействий педагогов по двум образовательным областям. Взаимодействие осуществляется в соответствии с созданными специальными педагогическими условиями и на основе педагогических принципов развития речи у дошкольников в ДОО. Все это вполне очевидно, создаёт условия для развитая у дошкольников, предполагающих качественную устную речь, которая осуществляется в форме диалога и монолога.

Театрализованная деятельность и сказкотерапияоказывают большое влияние на речевое развитие ребенка, так как стимулируют активную речь и совершенствуют артикуляционный аппарат. Сказкотерапия способствует коррекции эмоциональной сферы и через использование чувственных образов и интонации, соответствующих характеру героев и их поступкам.

Результаты и их обсуждение

Модель развития речи дошкольников средствами сказки и театрализованной деятельности выражает совокупность педагогически-заданных требований к освоению основной образовательной программы дошкольного образования. Внутрисистемные связи педагогики существуют как в коммуникативном общении, так и в процессе образовательной деятельности, т. е. в данном случае реализуются принципы субъектно-объектной и субъектно-субъектной связи. Такое взаимодействие выступает как механизм детерминирующего воздействия на личность ребенка при целенаправленном развитии речи.

Данные эффективности реализации модели показаны в таблице и подтверждают свою эффективность. Оценка уровня речевых способностей оценивалась по трехбалльной системе, где 1 балл — низкий уровень, 2 балла — средний уровень и 3 балла — высокий уровень. Подсчитывалось среднеарифметическое значение, т. е. сумма всех значений в распределении деленное на их количество.

Таблица 1

Сравнительный анализ эффективности модели развития речи дошкольников средствами сказки и театрализованной деятельности

Название методики

2021 год

2022 год

Разница

«Бал Золушки» сказка +театр

1,45

2,21

0,76

Театрализованная игра «Кот и мыши»

2,13

2,67

0,54

Терапия сказкой «Жила-была Баба Яга... Психологические и культурологические аспекты образа»

1,08

2,54

1,46

Из таблицы видно, что наилучший результат в развитии речи — это терапия сказкой, которая позволяет снять негативные эмоции, напряжение и мотивирует на создание собственных дополнений к сказке.

Таким образом, реализация ООП ДО в соответствии с принципами речевого развития, учетом возрастных закономерностей психического развития дошкольников и интеграцией сказкотерапии и театрализованной деятельности показала свою эффективность. Для дошкольников важно быть услышанными при проведении сказкотерапии и еще не мало важно ощутить свою значимость в театральной и художественно-эстетической деятельности.

Литература:

  1. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку: Учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. М.: Ось-89, 2007. — 144 с.
  2. Карпова, С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6–7 лет / С. И. Карпова, В. В. Мамаева. — М.: Речь, Сфера, 2018. — 144 c.
  3. Речевое развитие дошкольников. Теоретические основы и новые технологии. — М.: Русское слово — учебник, 2015. — 168 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/
Задать вопрос