Взаимодействие учителя-логопеда с родителями и педагогами ДОУ как необходимое условие в развитии и обучении детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (62) март 2023 г.

Дата публикации: 09.02.2023

Статья просмотрена: 68 раз

Библиографическое описание:

Комарова, А. С. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями и педагогами ДОУ как необходимое условие в развитии и обучении детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования / А. С. Комарова, Н. Н. Омельченко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 3 (62). — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/245/8071/ (дата обращения: 27.04.2024).



В данной статье рассмотрено взаимодействие учителя-логопеда с родителями и педагогами ДОУ, как необходимое условие в развитии и обучении детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования.

Ключевые слова: взаимодействие, логопедия, взаимодействие с родителями, ДОУ, дошкольное образование, инклюзия, инклюзивное образование.

Актуальность выбранной темы высока, необходимо качественное взаимодействие учителя-логопеда с родителями и педагогами ДОУ для работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования. В настоящее время в системе образования все больше внимания уделяется работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Инклюзия — это одна из наиболее обсуждаемых тем в современном образовании. Это процесс, который направлен на обеспечение равного доступа к образованию для всех учащихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Главная цель этого процесса — создание для каждого ребенка возможности развиваться.

Цель данной статьи: изучить взаимодействие учителя-логопеда с родителями и педагогами ДОУ, как необходимое условие в развитии и обучении детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в детском саду важно. На этом этапе логопеду необходимо показать и доказать родителям важность и нужность оказания их ребёнку психолого-медико-педагогической помощи. Некоторые родители боятся статуса ОВЗ и категорически против того, чтобы взаимодействовать со специалистами, опасаясь того, что это отразится в документах и за их ребёнком сохранится, в их понимании, понятие «ненормальный». Далее предстоит плодотворно и слаженно работать, так как большую часть времени ребёнок проводит дома, и только родители несут ответственность за своего ребёнка, а педагоги ДОУ должны оказать им помощь, так как обладают необходимыми для этого знаниями и умениями. В помощь логопедам и родителям при работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития, в настоящее время предлагается большое количество разнообразных дидактических игр, пособий, методических рекомендаций. Однако, как показывает практика, при всем многообразии представленных материалов, родители не всегда правильно ими пользуются [1].

Взаимодействие должно быть направлено на повышение педагогической культуры родителей, на формирование у них психолого-педагогических знаний, умений и навыков. В ходе работы с родителями надо показать им, что логопед — это не только «врач», но и педагог, который может помочь ребенку в развитии речи. Родители должны знать, что каждый ребенок имеет право на получение квалифицированной логопедической помощи, поэтому логопед в детском саду должен работать с каждым ребенком индивидуально [2].

Для формирования мотивации родителей можно использовать приём — «Почта для родителей» (стенд со специальными кармашками в раздевалке группы, где каждый маленький разноцветный кармашек закреплён за ребёнком и родители видят результат работы с их чадом по формированию правильного звукопроизношения и итогах конкурсов, выставок, проводимых учителем — логопедом, а также несколько больших прозрачных кармашков для информирования о теме недели и рекомендациях по их закреплению дома).

В ходе работы над формированием мотивации детей также идёт включение родителей в коррекционный процесс. Можно использовать, к примеру, такое задание как «Наши успехи» (небольшой стенд в раздевалке группы, на котором изображены предметные картинки, закреплённые за каждым ребёнком, и дорожка продвижения — введения в речь нарушенных звуков). Каждый ребёнок знает свои картинки и дорожки. При входе в группу он сразу знакомится со своими дорожками, в которых обозначено, какие звуки он должен произносить. И в течение дня у него есть возможность посмотреть на свою дорожку, проверить, как продвинулся он в этом направлении. Для этого можно предложить ему присесть на стульчик, который стоит на некотором расстоянии от дорожки, и поговорить с воспитателем, чтобы он посмотрел, правильно ли он произносит звук. Через активизацию основных потребностей ребёнка дошкольного возраста, а в частности: мотивы личных достижений, стремление к самоутверждению, соревновательный мотив, развивается интерес к коррекционно-развивающей деятельности.

И от того, насколько правильно будет организовано взаимодействие логопеда и родителей, напрямую зависит успех работы учителя-логопеда. В современном обществе, где все больше внимания уделяется вопросам воспитания детей, роль семьи в становлении личности ребенка возрастает. К сожалению, в настоящее время проблема семейного воспитания приобрела особую остроту [3].

Необходимо взаимодействие логопеда с воспитателями ДОУ, ведь очень большая нагрузка ложится на их плечи, так как их обучение ведётся одновременно и с детьми с нарушениями в развитии и с обычными детьми в одной группе, в одном образовательном пространстве. Перед воспитателем встаёт важный вопрос — как организовать весь процесс, чтобы не затормозить полноценное развитие одних детей и помочь развиваться другим.

Поэтому, основным и важным направлением работы с воспитателями, является повышение их компетентности в вопросах речевого развития детей. Чем больше они понимают смысл своих обязанностей, тем лучше их выполняют. Разобраться в нюансах речевого развития детей позволяют многочисленные индивидуальные консультации, беседы на темы: «Основные направления работы воспитателя с детьми с ОВЗ», «Этапы речевого развития у детей», «Особенности детей с нарушением речи». Ещё одна важная форма взаимодействия — это проведение совместных проектов: учитель-логопед, воспитатель и родители с детьми («По дороге к школе» — закрепление знаний по обучению грамоте, «Словесный калейдоскоп», «Речевая карусель» — закрепление лексической темы, «Незнакомые словечки» — развитие словаря детей) [4].

Воспитатель должен быть не просто помощником логопеда, а стать его единомышленником, верным помощником во всех вопросах коррекционно-развивающего обучения ребёнка. А это требует от воспитателей большого напряжения, а иногда и дополнительных затрат времени на подготовку детей к занятиям. Также воспитатели должны быть готовы к тому, что в процессе обучения логопед будет привлекать их к помощи, к участию в занятиях. В этом случае они должны быть хорошо знакомы с методикой проведения занятий с детьми, используемыми логопедом материалами. Воспитатель должен знать основы педагогики и психологии, владеть знаниями по теории и методике логопедической работы. Логопед должен постоянно взаимодействовать с воспитателем, помогать ему в разработке и реализации индивидуальных программ развития детей, участвовать в подготовке и проведении интегрированных занятий. Воспитатель должен иметь представление о логопедическом сопровождении группы, знать основные направления коррекционно-развивающей работы и уметь их эффективно осуществлять.

Итак, для эффективного взаимодействия необходимо:

  1. Проводить коррекционную работу с детьми совместно с педагогами.
  2. Вести работу по профилактике речевых нарушений и нарушений в эмоционально — личностной сфере у детей.
  3. Вести просветительскую работу среди родителей по проблемам предупреждения и коррекции речевых и психоэмоциональных нарушений у детей, опираясь на свой опыт работы.

Заключение

Эффективное взаимодействие педагогов с родителями — это не только педагогическое просвещение, но и психолого-педагогическое воздействие. Чтобы родители понимали необходимость взаимодействия с логопедом, нужно работать над формированием у них уверенности в том, что их ребенок способен преодолеть все трудности в развитии и обучении. Работа эта проводится совместно, и результат, как правило, приносит свои плоды. Логопедическая работа в дошкольном образовательном учреждении, в том числе и в нашей группе, проводится не только с детьми, но и с их родителями. Это необходимо для того, чтобы родители были в курсе происходящих событий, понимали, что происходит с ребенком, видели, что он развивается и делает успехи.

От этого зависит формирование правильной речи у ребёнка, а значит, и его успешное развитие. Для того чтобы родители понимали, как важна их роль, нужно использовать разные методы и способы. Одним из таких способов является родительское собрание. Родительские собрания могут проходить как в традиционной форме, так и в нетрадиционной. Родители должны знать о проблемах своего ребенка, понимать, что эта проблема решается. В этом им могут помочь рекомендации по проведению занятий с детьми и занятия с детьми дома. Для того чтобы родители были в курсе всех проблем, связанных с нарушениями речи, им необходимо регулярно посещать логопедические занятия, проводимые учителем-логопедом. У родителей должна быть возможность посетить занятия логопеда в любое удобное для них время.

Необходимо взаимодействие логопеда с воспитателями ДОУ, ведь очень большая нагрузка ложится на их плечи, так как их обучение ведётся одновременно и с детьми с нарушениями в развитии и с обычными детьми в одной группе, в одном образовательном пространстве. Перед воспитателем встаёт важный вопрос — как организовать весь процесс, чтобы не затормозить полноценное развитие одних детей и помочь развиваться другим.

Литература:

  1. Лосева С. М. Логопедическая работа с умственно отсталыми дошкольниками. — М.: Редкая птица, 2020. — 160 с.
  2. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учеб. пособие для вузов / И. И. Мамайчук. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 318 с.
  3. Медико-биологические основы дефектологии: учеб. пособие для академического бакалавриата / Р. И. Айзман, М. В. Иашвили, А. В. Лебедев, Н. И. Айзман; отв. ред. Р. И. Айзман. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 224 с.
  4. Микляева Н. В. Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии. — М.: Юрайт, 2020. — 522 с.
  5. Соловьева Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для СПО / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 191 с.
  6. Соловьева Л. Г. Логопедия. — М.: Юрайт, 2020. — 192 с.
  7. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. — М.: Юрайт, 2020. — 216 с.
  8. Шашкина Г. Р. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: логопедическая ритмика: учеб. пособие для СПО / Г. Р. Шашкина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 215 с.
Задать вопрос