Технологическая карта организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность) «Великие люди России» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (61) февраль 2023 г.

Дата публикации: 01.02.2023

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Викторова, Ю. П. Технологическая карта организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность) «Великие люди России» / Ю. П. Викторова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 95-99. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/8053/ (дата обращения: 27.04.2024).



Продолжительность : 30 минут

Целевая аудитория: Подготовительная группа

Тип занятия: фронтальное

Вид занятия: типовое с использованием здоровьесберегающих и STEAM-технологий

Цель: создание эмоционального впечатления посредством соотнесения звуковых, зрительных и словесных образов.

Знакомство с разнохарактерными музыкальными сказочными героями из оперы Римского-Корсакова («Белка», «Лебедь»), картиной Врубеля «Царевна- Лебедь» и фрагментами сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»;

Задачи:

  1. Организовать деятельность для прослушивания произведения композитора Н.А Римского-Корсакова, его оперы «Сказка о царе Салтане»,
  2. Обеспечить развитие у детей музыкальной памяти, тембрового слуха, развивать творческое воображение, эмоциональный отклик на музыкальные произведения,
  3. Содействовать пробуждению у детей интереса к музыкальному искусству,
  4. Способствовать воспитанию уважения к известным людям России, потребности к самостоятельному общению с высокохудожественными произведениями искусства.
  5. Способствовать укреплению здоровья детей через использование дыхательной гимнастики, зрительно-сигнальных сюжетов по системе В.Базарного, самомассажа в пении и игре, арт-терапии, расслабляющей гимнастики для глаз, логоритмических упражнений.

Планируемые результаты:

– Знать композитора А. Н. Римского-Корсакова и его пьесы с разнохарактерными музыкальными «портретами», знать портрет А. С. Пушкина и его сказки, узнавать картину Врубеля «Царевна-лебедь»

– Уметь определять характер музыки, давать характеристику музыкального произведения.

– Использовать полученные знания в практической деятельности: самостоятельное общение с высокохудожественной музыкой.

Технологии: STEAM-технология, здоровьесберегающая технология В. Ф. Базарного — построение образовательной деятельности в режиме зрительных горизонтов.

Методы и приёмы:

– словесные (стихи, диалог, вопросы к детям, ответы детей, уточнения, пояснения и др.);

– наглядные (Умный Кубарик из конструктора Йохокуб, демонстрация презентации, картина Врубеля «Царевна-Лебедь», картинки с изображением инструментов, «коробочки впечатлений» метод наглядного моделирования — для проведения рефлексии);

– практические (исполнение песни, двигательная импровизация, игра на нестандартном оборудовании (орехи), слушание музыки);

– методы контроля и самоконтроля.

Дидактическое обеспечение: мультимедийная презентация, йохокуб, картина Врубеля «Царевна-лебедь»

Техническое обеспечение: фортепиано, ПК, экран , проектор.

Дополнительное оборудование:

– 2 круглых стола застеленные листами ватмана на подгруппу детей, краски, спонжи на палочке, лебеди из бумаги

– 5 коробочек;

– Орехи (нестандартное ДМИ)

– Перышки

Музыкальный материал :

Песенка приветствие — «Хей, Хей привет тебе»;

Логоритмитческая игра- « Море»

Р.н.п «Во саду ли во огороде»

фрагменты оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» тема Лебедь, Белка

Видео ролик на музыку Римского Корсакова Белка

Стихи А. С. Пушкина

Основные термины и понятия:

Михаил Александрович Врубель

Художник

Поэт

Композитор

Флейта, скрипка, валторна

Симфонический оркестр

Этап занятия

Ход занятия

Формируемые УДД

  1. Организационный момент

Цель этапа: -организация внимания проверка готовности.

Эмоциональный настрой

Дети входят в зал под песню «Россия», встают в круг

Приветствие

Мы сегодня не одни,

Гости к нам сюда пришли.

Повернитесь поскорей,

Поприветствуйте гостей! Машем ручкой.

парами друг к другу повернитесь,

— вы друг другу улыбнитесь.

Познавательные: быстрое включение детей в занятие

Коммуникативные исполнение приветствия выразительно,

Личностные : развитие доброжелательности и эмоционально-

Коммуникативная игра-Приветствие «Хей, хей, привет привет!» Т. Боровик

Улыбки — у нас дело привычное

Потому что настроение — хором : отличное!

нравственной отзывчивости.

Коммуникативные взаимодействие с детьми в парах Регулятивные: настроится на продуктивную работу.

  1. Актуализация знаний.

Цель этапа:

мотивирование к деятельности; формирование способности формулировать учебную задачу.

1 сторона кубарика- Пушкин

2 кубарика сторона- три девицы

3 сторона -Портрет Римского-Корсакова+

Море с кораблем

Под какую песню вы заходили в зал?(фрагмент вступления)

Мы уже говорили о символах России, вспоминали народные песни. А сегодня поговорим о великих людях России, а поможет нам замечательный «умный кубарик», который пришел к нам в гости ( steam -технология)

Кто это великий человек?

Ответ : Александр Сергеевич Пушкин. Русский поэт, известный во всем мире

( зрит-сигнальные сюжеты по здоровьесберегающей системе Базарного )

c-dur: ступени 5–6–5, 54321:

«Раз,два три, коврики займи» разбегаются по массажным коврикам, разложенным по залу

«Раз, два, три- Пушкина найди» находят глазами портрет Пушкина на углах муз.зала.

«Раз, два, три-цифру назови »(озвучивают хором цифру у портрета

Какие сказки Пушкина вы знаете? Подсказки вы найдете на стенах (переключение зрения с близкого на дальнее)

Ответы : «Сказка о царе Салтане» , «Сказка о золотом петушке» , «Сказка о рыбаке и рыбке» .

Какую сказку спрятал кубарик? (три девицы- картинка)

Одному великому русскому композитору так понравилась сказка Пушкина, что он написал на ее сюжет музыкальную сказку-оперу (разворачиваем куб) кто этот композитор?

Дети: Римский-Корсаков!

«Раз,два три, коврики займи» разбегаются по массажным коврикам, разложенным по залу

«Раз, два, три- Р-Корсакова найди» находят глазами портрет на углах муз.зала.

«Раз, два, три-цифру назови »(озвучивают хором цифру у портрета

Ребята, какие три чуда в сказке Пушкина и опере Римского-Корсакова были на острове Буяне?

Пора увидеть еще одно чудо! на чем добирались купцы по морю?

Дети: На корабле

Отправляемся!

Логоритмическая игра, звучит фрагмент тема моря

Ветер по морю гуляет(волны)

И кораблик подгоняет,(махают руками над головой)

Он бежит себе в волнах(лодочка)

На раздутых парусах(Руки над головой)

Мимо острова крутого,(Расцепляют пальцы, приседают на корточки)

Мимо города большого,(Встают, тянутся вверх)

Пушки с пристани палят,(Хлопают)

Кораблю пристать велят.(Топают)

Вот мы и на берегу моря сказочного острова, присаживайтесь

Познавательные:

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные:

взаимодействуют с педагогом

Регулятивные:

принятие поставленной задачи

Регулятивные : развитие умения осмысливать полученную информацию.

  1. Знакомство с новым материалом

Цель этапа:

Знакомство с темой белки из симфонической сюиты три чуда

Показ анимации из мультфильма

4.Картинка белка

кто нас встречает? Послушайте и посмотрите!

тема «Белка» А. Н. Римский-Корсаков.

(Индивидуальное обращение) кто нас встречал?

— а что за песня звучит, узнали? (фрагмент на фортепиано)

Дети : Во саду ли во городе.

У этой песни нет автора, а когда песню придумал не композитор, а народ, мы говорим, что она…?

Дети: она народная

Римский Корсаков использовал эту песню для темы Белочки.

А какие стихи про белку в сказке А. С. Пушкина?

«..Белка песенки поет да орешки все грызет,

А орешки не простые в них скорлупки золотые»..

Познавательные: слушать музыкальное произведение, размышляя над вопросом педагога

. Коммуникативные: формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

  1. Практическая работа

Цель этапа: развитие у детей творческого воображения, музыкальной памяти и эмоционального отклика на музыкальные произведения.

Организация вокально-хоровой и исполнительской деятельности на нестандартном ДМИ

5 сторона -инструменты на чем играли(выбрать нужный из 8 картинок предложенных на Кубарике)

Сюрприз от лебедя-

перышки

Белочка приготовила сюрприз

(игрушка белочка + Орехи)

покатайте по ладошкам, Постучите

какие они на ощупь?

— Давайте сделаем эксперимент соединим народную песню, музыку Римского-Корсакова

Исполнение «Во саду ли Во городе»+

Ритмическая импровизация

Посмотрите на Кубарик и выберите: На каком инструменте играли в симфоническом оркестре, когда танцевала белочка?

Дети: Флейта

«Раз,два три, коврики займи» разбегаются по массажным коврикам

«Раз, два, три- Флейту найди» находят глазами карточку с флейтой на углах муз.зала.

«Раз, два, три-цифру назови »(озвучивают хором цифру под карточкой

Наше путешествие по острову продолжается

Звучит музыка тема «Лебедь»

М. Р. Послушайте музыку. Какое еще чудо встретилось на острове?

Дети: Лебедь

Знаменитому русскому художнику Михаилу Врубелю (портрет) так понравилась музыка сказочной оперы Римского-Корсакова, что она вдохновила его написать картину, посмотрите

картина «Царевна- лебедь»

Врубель изобразил момент превращения- перья остались, но уже видна красавица царевна в богато украшенной короне

«Раз,два три, коврики займи» разбегаются по массажным коврикам

«Раз, два, три- Врубеля найди» находят глазами портрет Врубеля на углах муз.зала.

«Раз, два, три-цифру назови »(озвучивают хором цифру под портретом

  • Как вам кажется, как можно изобразить волны в движении?

Звучит тема Лебедь (арттерапия), слушание-рисование

На 2 столах большие куски склеянного ватмана, в середине бумажные лебеди, дети рисуют широкими спонжиками волны двигаясь под музыку по кругу (хороводом), создавая волну краской по ходу движения.

Посмотрите! Чьи перышки?

Дети: Лебедя

М. Р. Какие они?

Дети: легкие, нежные,

М.Р.: Давайте с ними поиграем, если мы будем правильно выдыхать, дуть сильно и долго, перышко сможет красиво танцевать в воздухе, давайте попробуем сдувать их ладошки вверх и ловить аккуратно на ладошку, попробуйте у вас обязательно получится

Дыхательная гимнастика с ладошки сдуваем перышки- (релаксация)

Как красиво получилось, очень волшебно, положите перышки на стульчики

Коммуникативные: исполнять музыкальное произведение со сверстниками — хором, играть в едином ритме, слушать друг друга

Регулятивные: осуществлять контроль своего участия в вокально-хоровой и оркестровой деятельности

Познавательные: осознанно строить речевое высказывание в устной форме; обосновывать своё мнение;

Личностные: проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкального произведения.

Познавательные: устанавливают отношения между услышанным (пьесой) и вопросом. Размышляют о характере музыки и нарисованными волнами.

Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками (работа группами)

Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действия в соответствии с требованиями поставленной задачи.

  1. Обобщение

Цель этапа: контроль и оценка своей деятельности

Упражнение для разгузки глаз-греем ладони, скрещиваем, закрываем глаза (Выполняем сидя на полу)

Подведение итогов с помощью Йохокуба

М.Р.: скажите в какой сказке мы побывали?

А какие великие русские люди помогли нам в нее попасть? Воспользуйтесь подсказками на углах нашего зала

—А. С. Пушкин, Н. А. Римский –Корсаков, М.Врубель

мы вспомнили сказку, увидели картину, услышали музыку, и она помогла нам поиграть и провести время интересно .

Нам пора возвращаться с волшебного сказочного острова, для этого начинаем волшебство, наши глазки сегодня много смотрели. Нам помогали, закроем их – и шепотом:

Вот сейчас я вас погрею

Вот сейчас вас пожалею

Глазки вы мне лучший друг

Помогаете увидеть все вокруг!

Глазки открываем

— вот занятию конец- кто играл, тот молодец! А кто молодец?

Регулятивные:

контролируют правильность ответов

Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Коммуникативные: выражение своего отношения к музыкальным произведениям, его героям

  1. Рефлексия

М.Р:

А еще мне бы очень хотелось узнать, а что вам сегодня больше всего понравилось делать- Перед вами «коробочки впечатлений», когда вы будете уходить, оставьте фишку (модель занятия-картинки поющего ребенка, орех, ухо, перышко, кисти)

Личностные: дают оценку своего эмоционального состояния

Задать вопрос