Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе изодеятельности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (61) февраль 2023 г.

Дата публикации: 01.02.2023

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Парамонова, Д. И. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе изодеятельности / Д. И. Парамонова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 44-45. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/8031/ (дата обращения: 28.04.2024).



Детство — жизненный период, в котором закладываются основные черты и способности личности. Ребёнок восприимчив к предметам и явлениям окружающего мира во всём их многообразии и полноте. Образовательный процесс в ДОУ направлен на формирование всесторонне развитой личности, самостоятельно мыслящей, способной к эстетическому пониманию действительности и сути искусства, стремящейся воплощать свои идеи в творческом виде.

Ключевые слова: художественно-эстетическое развитие, лепка, рисование, создание условий, способности.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Эстетическое воспитание является существенной частью многостороннего развития личности маленького человека. В процессе художественно-эстетического воспитания возникают творческие, культурные ценности.

Художественно-эстетическое воспитание включает в себя знакомство ребенка с искусством, эстетикой развивающей среды, изобразительной деятельностью (рисование, аппликация, лепка, музыкой, культурно-досуговой деятельностью, конструированием и ручным трудом. Решающая роль детского сада — создание условий для развития интересной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все начинается с первого дошкольного опыта, который ребенок получает в стенах дошкольного мира, от родителей, взрослых, которые научат ребенка любить и понимать окружающий мир. Встреча детей с искусством — это именно тот момент, который раскрывает в детях творческий потенциал, дает полную возможность адаптироваться им в социальной среде. Что изображает ребенок? На что он ориентируется в рисовании: на то, что видит, что знает о предмете, или на то, что переживает? Этот вопрос всегда интересовал психологов и педагогов. Ребенок изображает всю действительность, как он себе ее представляет. Рисунок включает весь опыт малыша: то, что он видит, знает и чувствует. Он отражает внешний вид предмета, знание о нем и двигательно-осязательный опыт. С помощью речи дошкольник поясняет содержание изображения, устраняет возможное расхождение между элементами рисунка и деятельностью. Такие пояснения для него очень важны, поскольку рисунок адресован другому человеку и должен быть ему понятен.

По ходу рисования ребенок обращается ко взрослому, когда стремится узнать его мнение о рисунке или просит помочь и т. д.

Один из лучших способов развития художественно-эстетических навыков у детей младшего дошкольного возраста — необычное рисование. Развитием нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Микляева Н. В., Е. М. Седова и т. д. Это дает стимул для развития способности креативно мыслить. Существуют различные формы такого рисования:

— С помощью трафаретов -трафарет может быть внутренним (с прорезями, отверстиями, соответствовать изображению домашних и диких животных и др.) или имеющим четкие внешние границы, представленным в виде изолированной формы (геометрические фигуры, овощи, фрукты и др.). В зависимости от вида трафарета техники работы с ним различны: обведение по контуру (прижав к листу бумаги) и тампонирование по краям трафарета; обведение внутри формы (по ее границам) и закрашивание силуэта (с помощью тампона или кисточки). Интереснее будет работать ребёнку с трафаретом, изготовленным собственноручно. Чтобы ребенок смог изготовить трафарет нужна небольшая предварительная работа. Поиграйте с ребёнком в игру «Дорисуй» — даётся часть изображения, а другую часть рисунка надо зеркально дорисовать.

Можно рисовать еще такими способами: листьями, штампами, ватными палочками, ладошками В этом случае краску наносят на штамп или то, что его заменяет, и делают узор на бумагу, можно использовать разные цвета.

С детьми были проведены занятия на темы: Град, град! (рисование ватными палочками); Цветок для мамочки (рисование с использованием трафарета) где мы широко использовали эти средства.

Также очень увлекает детей рисование с помощью мокрой бумаги. Разница от обычного рисования в том, что краску наносят на заранее влажный лист и она растекается, создавая интересные узоры. При этом ребенок учится наблюдать за тем, что получается, направлять процесс рисования. Эту технику мы применили в рисовании на тему: Цыплята и одуванчики. Детей увлек процесс изучения создаваемых самой краской образов цыплят.

Наши поиски интересного для детей охватывают и лепку. Занятия лепкой развивают индивидуальность художественный вкус, приучают к организованности и аккуратности. Для наилучшего эффекта от занятий лепки, слепленную детьми фигурку используют для представления сказок. Лепили с ребятами героев любимой сказки «Колобок». Дети были очень увлечены в лепке, проигрывали сказку уже с готовыми героями,

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание и развитие действительно занимает важное место во всей системе воспитательно-образовательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, — все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания. Мы же стараемся через разнообразие средств работы с детьми, а также применяемых на занятии техник поддерживать живой интерес к изобразительной деятельности. Использование творческих заданий помогает нам довольно успешно осуществлять художественно-эстетическое развитие наших воспитанников.

Литература:

  1. Егорова, Н. Приглашение к творчеству / Н. Егорова // Дошкольное воспитание — 1999. — № 1. — С.3–6.
  2. Гогобридзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / Под ред. А. Г. Гогобридзе, О. В. Солневой. — СПб.: Питер, 2015. — 464 с.
Задать вопрос