Лэпбук как инновационная технология в развитии дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Константинова, Л. Н. Лэпбук как инновационная технология в развитии дошкольников / Л. Н. Константинова, И. С. Яковлева, О. В. Иванова, О. Н. Укина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/8024/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассматриваются специфика и своеобразие лэпбука как инновационной формы подачи материала, важного для развития дошкольника.

Ключевые слова: лэпбук, дидактический материал, инновационные технологии.

Важнейшей и ключевой целью дошкольного образования является проявление у ребенка заинтересованности к изучению окружающего мира, математики, культуры и т. д. Уже в дошкольном возрасте необходимо закладывать интерес к познанию, иначе ребенку в школе будет тяжело даваться учёба. К примеру, математика нелегкий предмет. Не у всех детей есть задатки к математическим вычислениям, но этот предмет нужен абсолютно всем. Часто сложности в познании этой науки (равно и других предметов) влекут за собой потерю интереса к изучению предмета. Задача педагогов ДОУ сделать приобщение к обучению в дошкольном возрасте в занимательной игровой форме, тогда быстрее и легче будет усваиваться учебный материал, не пропадет желание к учёбе [1].

Подача информации в форме дидактических упражнений, игр издавна используются в процессе образовательной деятельности дошкольных учреждений, их использование не прекращается и поныне. Но педагогами детского сада используются и новые формы организации образовательного процесса с дидактическими материалами. К инновационным технологиям относится так называемая тематическая папка — лэпбук (Lapbook). Самодельная многофункциональная папка с разными кармашками, конвертиками для раскладывания карточек; окошками, дверками, за которыми спрятаны изучаемые материалы, подвижными частями. В одной такой папке собирается и раскладывается материал по какой-нибудь определенной тематике. Лэпбук создаёт хорошие условия для увеличения привлекательности содержания учебного материала, возрастает его легкость понимания и осознанность при изучении предмета для любого ребенка. В начале занятий с таким материалом детям будут интересны больше игровые действия, а позже появится увлечение и самим предметом.

Благодаря возможности самому с ребятами создать лэпбук по любой тематике, можно заинтересовать предметом изучения даже самого не увлечённого ребёнка дошкольника. Изначально их начинает увлекать только тематическая папка, игровые процессы, а позже у детей появляется интерес и к самому материалу изучения, собранного в замысловатой папочке. Несомненно, во время игры с лэпбуком развивается память, мышление, самостоятельность, творческие способности. Во время игровой деятельности дети усваивают предложенный материал, узнают новое, закрепляют ранее изученный материал. А близкие люди, родители и педагоги, помогают в развитии этих навыков у ребенка.

Для чего педагогу применять Лэпбук?

Во-первых, лэпбук может помочь осуществить организацию материала по исследуемой проблеме и правильно разложить использованный материал, сделает их ясными и легкодоступными любому ребёнку.

Во-вторых, лэпбуки помогут результативно и в короткие сроки закрепить пройденную тему в занимательной детям игровом виде. В свободное время ребенок берет лэпбук и с интересом изучает книжку, рассматривает разложенные материалы. Наглядное и привлекательное оформление лэпбука непроизвольно притягивает внимание воспитанников.

В-третьих, можно и нужно привлекать детей к работе по созданию лэпбука, тем самым у них формируются умение работы в коллективе, умение самостоятельности, умение работы с ножницами, бумагой, клеем.

В-четвертых, работа над лэпбуком приучает детей старшего дошкольного возраста к работе над совместными проектами, необходимыми им в школьном возрасте.

В-пятых, тематические пособия можно проектировать и выполнять индивидуально отдельному ребенку, учитывая его пробелы в освоении материала [2].

В условиях наличия в группах детей, носителей чувашского и русского языков удобно в одном лэпбуке совмещать материалы по ознакомлению с культурой и бытом, языком обеих народов. В этом случае удобно проводить групповые занятия и носители чувашского языка помогают другим детям знакомиться со своим языком и наоборот.

В нашем детском саду мы совместно с родителями своими руками изготовили лэпбук «Наша Чувашия» для знакомства старших дошкольников с Чувашской республикой и ее культурой.

Для занятий по безопасности мы подготовили лэпбук «Пожарная безопасность». В работе приняли участие и родители, и дети. Родители принесли необходимый материал (картинки, иллюстрации) по пожарной безопасности, а воспитатели с детьми отобрали нужные и интересные на взгляд детей дидактические игры, стихи, пословицы, загадки.

Таким образом, использование дидактического материала в виде лэпбука позволяет собрать различные карточки, раздаточный материал, небольшие книжки в одной папке и поможет развить у ребёнка творческое мышление, научит думать и изучать заданную тему, формирует способности для дальнейшего самостоятельного изучения материала.

Такая подача материала привлечёт ребёнка к предмету изучения, и он не раз возьмёт эту папку в руки, чтобы просмотреть, поиграть с ним, а значит, сам этого не замечая, заново изучит пройденный материал.

Исходя из опыта применения в работе со своими воспитанниками — это инновационная и многообещающая форма подачи материала, занимающая на сегодняшний день своё место в дошкольном образовании.

Литература:

  1. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф.— Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162–164.
  2. http://www.rosettastone.com/homeschool/articles/what-is-lapbooking
Задать вопрос