Театрализованная деятельность и сказка как средство развития моторики и личностного потенциала дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (61) февраль 2023 г.

Дата публикации: 26.01.2023

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Ометова, Н. А. Театрализованная деятельность и сказка как средство развития моторики и личностного потенциала дошкольников / Н. А. Ометова, Г. С. Донских. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/8017/ (дата обращения: 28.04.2024).



Статья раскрывает возможности интегрированных занятий в детском саду в области личностного развития и развития моторики дошкольников. Разработана авторская модель развития моторики и личностного потенциала дошкольников. Достоверные различия на начальном этапе и мониторинговом срезе через три месяца реализации модели показали ее эффективность.

Ключевые слова: театрализованная деятельность, дошкольники, мелкая моторика, сказка, личностное развитие.

Введение . Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из задач ставит обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и форм дошкольного образования, предоставление возможностей формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья дошкольников. Актуальной проблемой дошкольного образования является обеспечение благоприятных условий жизни и воспитания ребенка, формирования основ полноценной личности, укрепление тесной связи и взаимодействия педагогов в дошкольной образовательной организации.

Личностное развитие ребенка в детском саду зависит от многих факторов, так как в дошкольном детстве происходят изменения в личностном развитии, что отражается в формировании мотивационной и волевой сферы, психической деятельности, проявляющейся в преобладании познавательных и социальных мотивов. Формирование самооценки и социальной позиции навыков саморегуляции, произвольности также является приоритетной задачей педагогов ДОО, так как самооценка ребенка зависит от того, как говорят о нем взрослые.

Успешность или неуспешность развития личности ребенка определяется по изменениям во всей структуре психической деятельности, по изменению активности и появлению основных новообразований личности, по сформированности учебной мотивации при подготовке к школе.

Изучая научные труды по проблеме личностного развития ребенка методами театрализованных игр на занятиях с музыкальным руководителем, не было обнаружено, что эта тема целенаправленно изучена. Однако существует множество научных исследований, которые тем или иным образом соприкасаются с этой темой. К примеру, И. В. Лесняк считает, что специфика развития коммуникативных навыков у дошкольников средствами театрализованной деятельности заключается в том, что используются различные символические средства в различных сферах познания и передачи информации. Это реализуется в межличностных отношениях, которые служат основой личностного развития [1].

Л. В. Макаренко, проведя эмпирическое исследование доказала, что собственная театрализованная деятельность дошкольников целесообразна так как эта деятельность является разновидностью игровой деятельности, а значит оказывает влияние на психическое развитие детей [2].

Основываясь на интеграции образовательных областей в детском саду, была предпринята попытка коллаборации педагогов для объединения целей развития личностного потенциала у дошкольников и развитие моторики как средства психического развития. Наиболее эффективными и доступными средствами развития координационных способностей и моторики являются театральные и танцевально-ритмические композиции, музыкально-ритмические игры, пальчиковый театр и дидактические сказки.

Исследование Н. В. Тихомировой основано на выявлении закономерностей управления моторикой и совершенствование двигательных функций детей в процессе их индивидуального развития. Автором получены информативные данные, основанные на показателях тонкой моторики, которые являются критерием оценки функциональной готовности к систематическому обучению детей в школе. Выявить специфику развития моторики у дошкольников в образовательном процессе детского сада мы пытались методом изучения научных представлений о двигательном развитии детей, о влиянии моторики на успешность в овладении сенсомоторным компонентом речи при помощи сказок [3].

Целью исследования является интеграция образовательных областей «Музыка» и «Воспитательная деятельность» для успешного развития моторики и личностного потенциала дошкольников.

Предмет исследования процессличностного развития и развитие моторики у дошкольников на музыкальных занятиях и образовательной деятельности воспитателя.

Объект исследования особенности личностного развития и развитие моторики у дошкольников

Научная новизна заключается в разработке авторской модели развития моторики и личностного потенциала дошкольников.

Решались задачи, позволяющие достичь поставленную цель.

Методы исследования и испытуемые

В исследовании приняли участие педагоги и дошкольники МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 142». Исследование длится с 2021 года. Проведено четыре мониторинга.

Методы исследования в рамках реализации модели: пальчиковый театр; кукольный театр; сенсомоторные упражнения «Снеговики», «Смешарики»; театрализованные игры «Гномики в лесу», «Паровозики», «Красная шапочка».

Использовался метод наблюдения, заключающийся в целенаправленном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта и предмета.

Модель развития моторики и личностного потенциала дошкольников

Рис. 1. Модель развития моторики и личностного потенциала дошкольников

Модель развития моторики и личностного потенциала дошкольников представляет собой замысел ожидаемого результата, выраженного в процессе целенаправленного развития и формирования личности ребенка. Определен смысл и дана характеристика общим педагогическим принципам развития личности дошкольника, а также индивидуальные варианты психического развития ребенка. Проведенные мониторинги показали достоверную разницу в развитии моторики и личностного потенциала дошкольников.

Однако, отмечено, что есть дети, которые имеют трудности в выполнении задач сенсомоторного развития. Например, игра «Сяду, лягу, потянусь», у некоторых детей вызывает трудности в выполнении. Путают порядок выполнения действий. На музыкальных занятиях не все дети вовремя произносят текст своей театральной роли, отвлекаясь на посторонние звуки или оклики других детей.

Таким образом, создание условий для личностного развития и развития моторики будет успешным с учетом активной целенаправленной деятельности его участников. При организации образовательной деятельности делается акцент на педагогические принципы развития личности. Принцип интеграции образовательных областей предполагает формирование необходимых представлений, знаний и умений дошкольников. Современные тенденции развития музыкальной культуры и театрализованных музыкальных занятий в детском саду влияют на передачу эмоций и чувств через музыкальный звук, что является фактором развития личности. Интегрированные занятия воспитателя с музыкальным руководителем способствуют развитию моторики детей, так как для участия в театрализованных мероприятиях необходима концентрация внимания, точность выполнения движений в сценках и танцевальных постановках.

Литература:

  1. Лесняк И. В. Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков дошкольников. Автореферат дисс. к.пед.наук, — Тамбов, — 2011. — 26 с.
  2. Макаренко Л. В. Педагогические условия формирования театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 Бердянск, 1994. — 185 с.
  3. Тихомирова Н. В. Сенсорный и двигательный компоненты тонкой моторики рук у дошкольников: Дис.... канд. биол. наук: Кострома, 2004. — 109 c.
Задать вопрос