Формирование основ питания у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к здоровому образу жизни | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (61) февраль 2023 г.

Дата публикации: 31.01.2023

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Бондаренко, О. И. Формирование основ питания у детей дошкольного возраста в процессе приобщения к здоровому образу жизни / О. И. Бондаренко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 19-20. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/8012/ (дата обращения: 27.04.2024).



Важнейшей задачей каждого взрослого является формирование у ребенка определенных знаний в области питания [5]. О. А. Маталыгина считает, что ребенок старшего дошкольного возраста при помощи взрослого может и должен оценивать свое питание.

Возможно ли юном возрасте выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознавать ответственность за своё здоровье?

Если будут созданы определённые условие — конечно, можно.

Для этого необходимо создать максимальное погружение ребёнка в особо завораживающую, организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми.

При новой организации жизненной среды, активизация методов профилактики требует решения не только организационно-методических проблем, но прежде всего изменения управленческих подходов к оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и соответственного изменения его структуры.

Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в игре.

В дошкольном возрасте формируется стереотип, от правильной организации питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья взрослого человека [1], утверждает С. А. Алексеева.

Рациональное питание, которое отвечает всем физиологическим потребностям растущего организма в пищевых веществах и энергии, обеспечивает гармоничное развитие ребенка.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена область «Физическое развитие», в которой среди прочих задач — овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Особое внимание должно уделяться правильному питанию, ведь именно оно — одна из главных составляющих физического развития ребенка [8]. Проблема правильного и здорового питания стоит очень остро.

С каждым днем современные люди все чаще отказываются от правильного питания, отдавая предпочтение различным заведениям быстрого питания, где предлагаются блюда с большим количеством жиров и углеводов, а овощи, зелень, фрукты, молочные продукты и рыба используются в большей степени для декорирования и в недостаточном количестве, которое необходимо для здорового питания, и все это сказывается на здоровье человека.

На сегодняшний день актуальны вопросы формирования основ правильного питания у детей дошкольного возраста, здоровое питание «рациональное, сбалансированное питание, обеспечивающее поступление пищевых, биологически активных веществ, в соответствии с физиологическими потребностями, поддерживающие функциональное состояние организма на высоком уровне, организованное с учетом принципов щадящего питания» [4].

В дошкольном возрасте благоприятнее всего прививать детям правильные, полезные привычки правильного питания, такие как культурные традиции питания, формирование вкусовых пристрастий, которые помогут им в повседневной жизни.

В работе с детьми по формированию основ правильного питания и культуры приема пищи используются различные формы работы: познавательные игры-занятия, экскурсии, игры, досуги, развлечения, викторины.

Важным методом в формировании основ культуры питания, по мнению Р. Г. Алексеевой, является чтение художественной литературы, которая помогает обогатить словарный запас детей, приобщить к фольклору, учит детей быть вежливыми, гостеприимными, воспитывает культуру поведения за столом и формирует культурно-гигиенические навыки, развивает кругозор.

Особую роль в дошкольном возрасте играет игра, так она является наиболее действенным способом познания и взаимодействия с окружающим миром.

Чтобы ребенок рос здоровым, также особую роль играет взаимодействие с родителями в вопросе правильного питания детей, и для этого используются различные методы помощи родителям — это папки-передвижки, консультации, рекомендации по основам правильного питания.

Главная и важная для жизни привычка каждого человека — это здоровый образ жизни, и в приоритете каждого дошкольного учреждения стоит одна из задач — максимальное взаимодействие с семьями воспитанников, так как в раннем детстве закладываются основы здорового образа жизни, ведь чем раньше помочь ребенку понять ценность здоровья, осознать цель своей жизни, побудить и дать ребенку самостоятельно и активно учиться формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создаёт фундамент будущего благополучия личности.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.

Литература:

  1. Алексеева А. С. Организация питания детей в дошкольном учреждении [Текст]: пособие для воспитателей детского сада/
  2. А. С. Алексеева, Л. В. Дружинина, К. Ладодо.-М.: Просвещение, 1990–210 с.
  3. Вдовина Л. Н. Формирование культуры здорового питания у детей дошкольного возраста, как составляющая и укрепляющая здоровье /
  4. Л. Н. Вдовина-Пенза: Научно-издательский центр «Актуальность. РФ», 2015.
  5. Интернет: издательство «Фарос Плюс», статьи о правильном питании детей
  6. Маталыгина О. А. Все о питании детей дошкольного возраста.- М.:Фолиант, 2009–272 с. Мищенко О. В. Диалог с родителями о питании дошкольников
  7. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой,
  8. М. А. Васильевой издание 3-е, исправленное исполненное. Издательство Мозаика-Синтез Москва, 2014
  9. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.- Москва_:_2013.-32 с.
Задать вопрос