Музыкально-педагогическая деятельность как основа формирования управленческого опыта педагога-музыканта | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (61) февраль 2023 г.

Дата публикации: 25.01.2023

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Усцелемова, Н. Л. Музыкально-педагогическая деятельность как основа формирования управленческого опыта педагога-музыканта / Н. Л. Усцелемова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/8008/ (дата обращения: 28.04.2024).



Педагогическая деятельность педагога-музыканта на практике связана со всеми аспектами работы дошкольного образовательного учреждения. Отсюда следует, что проблема изучения управленческого опыта органично вплетена во все управленческие и организационные вопросы дошкольной организации, и независимо от них не может быть решена. Исследование управленческого опыта педагога-музыканта выступает специфическим аспектом при изучении большинства проблем управления. Такая расстановка позволяет говорить о наличии «большого фронта», в котором формируется управленческий опыт [1].

Проблема формирования управленческого опыта педагога-музыканта является категорией междисциплинарных научных проблем, что означает самостоятельный предмет изучения в комплексе родственных дисциплин. С другой стороны, проблема изучения управленческого опыта актуализирует некоторые внепсихологические аспекты деятельности педагога-музыканта: обучающий, организационный, социологический, социальный и др. Исследование опыта управленческой деятельности достаточно затруднительно в плане научного обоснования, так как предметом изучения считается «неуловимая» область — психическая личностная реальность. Анализ внешнего состояния управленческого опыта является необходимым этапом и условием его познания, и, одновременно, недостаточным для всестороннего раскрытия исследуемой проблемы [2]. Главный принцип изучения путей формирования управленческого опыта педагога-музыканта — необходимость сочетания внешнего анализа и внутреннего анализа, т. е. объективированного содержания и имплицитного содержания.

Настоящий принцип считается основополагающим в педагогике и деятельностной психологии, так как дуальность двух планов познания способно обеспечить наилучшее представление о всем многообразии изучаемой проблемы формирования управленческого опыта.

Следует определить психологическую сущность управленческого опыта педагога-музыканта путем фундаментальной классификации, согласно которой все существующие типы и виды музыкально-педагогической деятельности подразделяются на две категории — индивидуальную и совместную, на основании чего психология деятельности предполагает два раздела: психология индивидуальной деятельности и психология совместной деятельности [3].

Психология индивидуальной деятельности как наука получила развитие наиболее интенсивнее в сравнении с психологией совместной деятельности. Специфичность управленческого опыта в рамках музыкально-педагогической деятельности педагога-музыканта состоит в том, что он является одновременно индивидуальным и совместным. Тем самым управленческий опыт характеризуется как качественный тип деятельности, аккумулирующий в себе два типа деятельности — индивидуальную и совместную.

По факту, управленческая деятельность педагога-музыканта имеет ряд «управляемых субъектов», поскольку является совместной. Однако, при этом она является индивидуальной, так как требует реализации всех методов и средств, характерных для структуры индивидуальной деятельности. Кроме того, индивидуальная деятельность педагога-музыканта, направленная на решение проблемы управления детским коллективом и их творческой деятельностью кардинально изменяется, поскольку представляется в развернутом виде, при этом находится в режиме ответственности и повышенной сложности [4].

Совместная деятельность, организуемая педагогом-музыкантом, строится не как обыкновенная кооперация, но по типу иерархии. Поэтому, совместная деятельность имеет сложную организацию. В психологическом плане управленческий опыт педагога-музыканта является синтезом индивидуальной и совместной деятельности с дошкольниками, коллегами, администрацией, родителями. В процессе совместной деятельности происходит «отрицание» и усиление главных аспектов индивидуальной и совместной деятельности.

Организационная природа формирования опыта управленческой деятельности в качестве индивидуально-совместной характеризуется ее принадлежностью к особому типу музыкально-педагогической деятельности и объясняет присутствие некоторых основных психологических особенностей. Она характеризуется опосредованной связью с итоговыми результатами функционирования дошкольного образовательного учреждения. Принимая участие в административной работе, педагог-музыкант влияет на создание конечного результата проекта [5].

Управленческая деятельность педагога-музыканта качественно дифференцируется от исполнительской, поскольку управленческая деятельность очень специфична по своему роду деятельности, что предполагает воздействие на всех участников деятельности с целью вовлечения в совместную творческую деятельность.

Педагог-музыкант в процессе педагогической деятельности имеет дело со многими субъектами деятельности, между которыми складываются отношения. формирование опыта управленческой деятельности осуществляется не стихийно, а последовательно, путем обогащения коммуникативного и профессионального взаимодействия. Главным, здесь, является организация творческой деятельности детей, т. е. деятельность по организации других «деятельностей». Данная тенденция организации деятельности изучается в теории деятельности как основное для управленческой работы, что обозначается понятием метадеятельности [6].

Управленческая деятельность педагога-музыканта достаточно специфична по должностному статусу ее субъекта — музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения. Данный статус носит двойственный характер, так как музыкальный руководитель является членом педагогического коллектива дошкольной организации, и одновременно, стоит над ней в силу своего иерархического положения, что порождает ряд трудностей управленческого характера [7]. Поэтому, еще одним признаком формирования опыта управленческой деятельности педагога-музыканта является сочетание двух основных аспектов ее организации — иерархического и коллегиального с учетом их оптимального согласования.

Формирование опыта управленческой деятельности характеризуется по условиям, которые следует разделить на внешние и внутренние. К внешним условиям следует относить временные ограничения жесткого плана, информационную недостаточность, высокую ответственность, неорганизованность и нерегламентированность труда, дефицит трудовых ресурсов, возникновение стрессовых ситуаций [8].

К внутренним условиям следует отнести необходимость выполнения многочисленных действий одновременно, работа в режиме многозадачности, противоречивость нормативных предписаний, отсутствие нормативов, отсутствие оценочных критериев музыкально-педагогической деятельности, множественная подчиненность педагога-музыканта различным вышестоящим лицам, что порождает противоречивость требований, неупорядоченность, формальная алгоритмизованность деятельности.

В целом, музыкально-педагогическая деятельность педагога-музыканта сводится к двум аспектам: обеспечение технологичности педагогического процесса и организация межличностных взаимодействий.

Литература:

  1. Попова, Н. А. Инновационная школа: управленческие аспекты деятельности в условиях изменения парадигмы образования//Современная высшая школа: инновационный аспект. -2018. -№ 2. -С. 97–101.
  2. Султанова, Т. А., Ткачева, Е. В. Сущностные особенности управления современной образовательной организацией.//Молодой ученый. -2019. -№ 19. -С. 613 -616.
  3. Болотина Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб.пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 218 с.
  4. Ивасенко А. Г. Разработка управленческих решений: учебное пособие / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова, Е. Н. Плотникова. 4-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2014. 175 с.
  5. Неусыпова Е. А. Основные методологические подходы к проблеме формирования организационно-управленческой культуры в профессиональной подготовке педагога-музыканта // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. № 20.
  6. Чемоданова, О. Н. Совершенствование управления коммуникационными процессами в современных организациях с использованием инновационных технологий//Вестник Финансового университета. -2018. -№ 6 (66). -С. 21–26.
  7. Бордовский, Г.А., Нестеров, А.А., Трапицын, С. Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. — 169 с.
  8. Зеленкова Е. В. Компетентностный подход в высшем музыкально-профессиональном образовании // Высшее образование в России. 2010. № 11.
Задать вопрос