Методическая разработка «Интерактивная игра-квест «С Алисой в стране чудес»» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (61) февраль 2023 г.

Дата публикации: 24.01.2023

Статья просмотрена: 397 раз

Библиографическое описание:

Левитина, М. Ю. Методическая разработка «Интерактивная игра-квест «С Алисой в стране чудес»» / М. Ю. Левитина, Н. Ю. Терехова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 112-115. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/8006/ (дата обращения: 27.04.2024).



Данная методическая разработка представляет собой сочетание элементов интерактивной игры-квеста и традиционного выпускного праздника для подготовительной группы ДОУ.

Желательно разделить помещение на несколько зон с возможностью их временного закрытия (занавес, ширмы, подвижные модули). Действие каждой картины происходит в новом пространстве. Этот прием придаст игре интригу, поддержит интерес детей к происходящему, будет мотивировать к дальнейшим действиям.

Цель : создать у детей праздничное настроение, вызвать различные эмоции и чувства (восторг, удивление, веселье, гордость, печаль, радость).

Задачи : показать достижения и успехи каждого ребенка в различных областях; развивать творческие, познавательные, интеллектуальные способности; закрепить интерес детей к школе, положительную мотивацию к получению знаний.

Роли (исполняют взрослые): Алиса, Кролик, Шляпник, Заяц, Гусеница, Чеширский Кот, Королева, Кухарка.

Оборудование и материалы : игрушки — мягкие игрушки, куклы, машинки; кувшин с надписью «Выпей меня»; дверь (картон); 4 замочка — пазла, 1 большой замок; бутафорская чашка; подушки по количеству участвующих +1; ковер; мышка — би-ба-бо; детские музыкальные инструменты, планшет и плоскостные магнитные фигуры ингредиентов кекса, магнитная доска, бутафорский кекс; улыбка на палочке; декорации «Королевский зал», «Дерево», «Домик», «Часы»; «Гриб»; фотографии с улыбками детей; большие карты, буквы; письма с ребусами. Костюмы для героев. Музыкальный материал. Слайд-шоу. Музыкальный центр. Экран. Компьютер.

Предварительная работа с детьми : разучивание песен, танцев, стихов; чтение сказки «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла (или просмотр мультфильма).

Ход игры-квеста

Картина 1: Центр музыкального зала. Сбоку, у занавеса, расположена дверь.

Торжественный вход детей, стихи и песни про детский сад, школу, игрушки. Танец «Прощайте, игрушки» Е. Зарицкой (по окончанию танца из одной из коробок с игрушками появляется Алиса).

Ведущий: Здравствуйте ! Вы кто?

Алиса: Здравствуйте! Просто не знаю, кто я сейчас такая. Нет, я, конечно, примерно знаю, кто такая я была утром, когда встала, но с тех пор я всё время то такая, то сякая — словом, какая-то не такая. Вообще-то, зовут Алиса. Я пришла пожелать вам доброго пути. Ещё я хочу вам подарить необычное путешествие — да-да, именно путешествие. В страну чудес!

П оявляется Кролик: оббегает зал, достает часы смотрит на них, прячет часы в карман.

Кролик: Ах, ах, я опаздываю … (Кролик скрывается за дверью).

Алиса: Как здорово! Чудеса уже начинаются! Разве бывают кролики говорящие? Последуем –ка за ним.

Картина 2: Часть зала, с одной его стороны, на полу лежит связка маленьких замочков, на столике стоит кувшин.

Алиса (пытается открыть дверь): Ничего не понимаю. Кролик же как-то прошел здесь? А он такого же размера, как и мы. ( Видит кувшин, на котором написано «Выпей меня»). Раз написано — надо выпить, хотя…. А вдруг живот заболит? И пахнет как-то странно. Нет, я, пожалуй, не буду пить это ( Обращает внимание на связку маленьких замочков ).

Алиса: Что это такое? Может, попробуем все-таки открыть? А как? Надо подумать! ( достаетконфету, начинает жевать ее ). Не получается. Давайте вместе думать? Вот вам тоже волшебные конфетки в красивых фантиках. Думайте, а фантик не выбрасывайте! Ура! Придумала! У кого красный фантик — подходите сюда. ( Алиса по цвету фантика делит детей на 5 команд. Каждая команда собирает пазл из своего замочка, на получившемся рисунке собирается цифра. Замочек крепится к большому замку на аналогичную цифру. Выполнив задания, дети, вслед за Алисой, проходят в дверь за 2-й занавес (2-й занавес открывается).

Картина 3: Стоят необычные часы, стрелки показывают 5 часов. Шляпник и Заяц, замерев, сидят на подушках, на ковре. Перед ними 1 чашка.

Шляпник замечает детей, встает, идет по ковру им навстречу. Заяц суетится, поправляет ковер.

Шляпник: Кого я вижу! Алиса! Дети! Проходите! ( Рассаживает детей, Алису на подушки таким образом, чтобы между Алисой и Шляпником оказалась пустая подушка).

Заяц: Проходите, проходите, присаживайтесь.

Шляпник: Как вас много! Мне нечем дышать! ( Заяц подскакивает, начинает обмахивать Шляпника и детей)

Шляпник (обращаясь ко всем): Асколько сейчас времени? Что и взрослые не знают? Так я и думал! ( бой часов ). Время пить чай. (Шляпник и Заяц показывают небольшую пантомиму «Пьем чай»)

Шляпник: А знаете ли вы … ( задумывается)

Алиса: Ну, может быть, и знаем.

Шляпник: Первая задача! ( задает детям логическую задачку на внимание) Бой часов. Шляпник и Заяц переглядываются, пересаживаются на соседние подушки. Выразительно смотрят на детей и Алису. Жестами показывают, что нужно сделать так же (ситуация «Задача. Бой часов. Пересаживание» повторяется еще 2 раза).

Шляпник: Ачто у нас к чаю?

Заяц: Надо разбудить Мышку Соню и спросить ее! ( Шляпник ставит игрушечный домик с игрушкой би-ба-бо на ковер).

Алис а: Как разбудить?

Заяц (стучит по коленкам): Вы делайте так. ( (Дети и Алиса стучат по коленкам, Шляпник и Заяц щекочут Мышку).

Заяц ( растерянно ): Никак не разбудить.

Шляпник ( решительно): Что ж, придется принять более звучные меры!

Оркестровая игра «Перезвон часов» (Фиксики «Часики идут»)

Шляпник незаметно одевает игрушку Мышки на руку; вынимает ее из домика. Мышка «зевает».

Шляпник: Что ты хочешь мне сказать? Не знаешь, что у нас к чаю?

Мышка «зевает» и снова «засыпает».

Заяц ( неожиданно очень громко): Я знаю — кекс!

Под музыку появляется Кухарка с «кухней» (магнитная доска на колесиках).

Дети поднимаются с ковра, подходят к «кухне».

Игра «Вкусный кекс» (задание на внимание, анализ, синтез, логику)

Кухарка приглашает детей на «кухню» и предлагает «испечь» кекс. Дети «читают» рецепт и процесс приготовления кекса. Одновременно кухарка на планшете, где нарисована плита и прикреплена кастрюля, передвигает плоскостные фигурки ингредиентов в кастрюлю. Затем из кастрюли «вынимают» кекс (тоже плоскостной) и «ставят его в духовку» (в духовке кто-то меняет плоскостное изображение на объемное бутафорское).

Песня по выбору (по окончании вынимают кекс из духовки).

Все: Прекрасный кекс! Чудесный кекс! Какое блюдо!

Шляпник и Заяц несут блюдца, но неожиданно раздается бой часов, кухарка забирает кекс и уходит. Шляпник и Заяц застывают. Занавес закрывается.

Картина 4: центральная часть зала.

Алиса: Да, вот и попили чай с кексом. Ну, ничего. Не будем унывать.

Рядом со зрителями появляется дым и «вырастает» гриб (гриб из ткани).

Алис а: Смотрите-ка, вот еще чудо какое! Присядем, посмотрим! (Дети рассаживаются на стулья. Из-за гриба появляется Гусеница).

Гусеница ( рассматривая детей ) : О, какие гости пожаловали! А я вас знаю. И вот что скажу, мои друзья: Если задуматься, то понимаешь: жизнь и сложна, и чудесна — сегодня о крыльях ты только мечтаешь, а завтра летаешь легко и прелестно. Вам в детском саду и легко, и приятно дружить, отдыхать и учиться. Но вот уже вход в школьный мир необъятный… Туда полетите, как птицы. И в садике славно, и к школе готовы. Здесь любят давно, там — готовы любить. Вы здесь получили всех знаний основы. Страну новых знаний пора вам открыть. Вы знаете, когда я училась в школе, нам показывали опыты. Я даже один помню ( Гусеница показывает фокус).

Снова неожиданно пробегает Кролик, бормочет.

Гусеница (вслед Кролику): Если вы всегда спешите, то можете пропустить чудо! ( Алиса пытается бежать за Кроликом).

Гусеница ( утомленно ): Ой, ну идите уже.

У края занавеса появляется улыбка (на палочке), а затем — Чеширский Кот.

Чеширский Кот ( ходит между детей, говорит тягуче ): Куда это вы так торопитесь? Нехорошо. Как-то скучно! Поиграете со мной? ( неожиданно резво ): Ну-ка, скопируйте меня! Только вот такое движение делать никак нельзя! (показывает «запрещенное движение»)

Подвижная игра — танец по показу «Запрещенное движение».

Чеширский Кот (довольно): Хорошо меня скопировали! Молодцы! А теперь — замри! Улыбнулись! Я скопировал ваши улыбки! ( подходит к дереву, стоящему около окна). Смотрите! ( снимает с дерева вуаль, там — фото с детскими улыбками, сзади фото — номера). Стойте, стойте! Вы — то себя узнаете, а вот эти очаровательные люди? (показывает на родителей) На этом дереве — по 2 улыбки ваших детей. Найдите их и проверьте по номерочку. Приступайте.

Игра для родителей «Найди улыбку своего ребенка». ( Родители находят фото с улыбкой своего ребенка, сверяют у Кота соответствие номера с именем ребенка).

Чеширский Кот: Надо же, справились. Что ж, я дарю вам чудесные улыбки ваших детей! Улыбайтесь на здоровье!

Картина 4: Открывается занавес. Королевский зал (декорации). Звучат фанфары.

Воспитатель: Внимание! Внимание! Бал Ее Королевского Величества начинается! Прошу всех занять свои места!

Появляется Кролик, бежит между детей, что-то ищет.

Кролик ( всем сообщает ): Менуэт, менуэт! ( бормочет ) Ну, где же мои перчатки!? ( громко ) Ой, а где моя пара?!

Танец «Менуэт» (танцуют дети и все персонажи). По окончании танца пары выстраиваются друг напротив друга. Выходит Королева.

Алиса: Уважаемая Королева…

Королева ( перебивае т): Я всё знаю! Что вы хотели мне сказать?

Алиса: Эти дети скоро пойдут в школу.

Королева: В школу? Да вы посмотрите, какие они маленькие! Еще, наверное, ничего не умеют.

Алиса: Ничего подобного. Они много знают и умеют.

Королева: Ну что ж, посмотрим. Карты мне! ( Приносят большие карты, на которых написано «Азбука», «Арифметика», «География» …)

Королева: Присаживайтесь! ( все садятся вокруг Королевы на подушках) Королева вытягивает карту «Азбука» и берет стопку маленьких карточек с загадками.) На этих картах буквы веселые живут, Они стихи читают и песенки поют! Заданье трудное мое, вы сразу не поймете: В начале слова и в конце вы буквы те найдете. (по мере чтения стихов-загадок дети называют букву, часто повторяющуюся в словах. Алиса помогает детям, Шляпник, Чеширский кот, Гусеница, Заяц помогают Королеве).

1. Мышонку мама-мышка шептала: «Шалунишка!

Шумишь, шуршишь, болтаешь, ты маме шить мешаешь!» (Ш)

2. Открыло утром солнышко хрустальное оконышко,

Очень — очень горячи солнца рыжие лучи. (О)

3. «Ква — ква!» — кричит квакушка. «Ку — ку!» — кричит кукушка

Целый день по лесу: «ква-ква», «ку-ку!». (К)

4. Аист аисту твердит: «Пропадает аппетит.

Мне б попробовать на вкус ананас или арбуз». (А)

5. Летний ливень, летний ливень. В лужах солнышка лучи.

Летний ливень, летний ливень, лучше землю промочи. (Л)

Из полученных от Королевы букв дети составляют слово «Школа».

Королева: Что, и песню про букварь знаете?

Песня с инсценировкой «Урок» ( муз.Т.Попатенко, ср. М. Ивенсен)

Королева: Ладно, буквы знаете! Проверю дальше. ( Вытягивает карту Арифметика.Кролик подбегает к Королеве, шепчет).

Королева: Ладно, ладно, не тараторь! Если дети правильно посчитают, то ты найдешь свои перчатки.

Задание «Реши задачу» (из любого сборника по занимательной математике для детей дошкольного возраста).

Королева: Молодцы! А теперь — где же искать перчатки? Угадайте.

Задание «Где перчатки» (задание на ориентировку детей в пространстве).

Кролик ( после того, как дети угадали ): Все понял, я сам, сам, сам, сидите! ( бежит, но не туда, дети его поправляют)

Алиса: Да что же он все не там бегает! ( кричит) Кролик, там холодно, теплее, еще теплее! ( Кролик находит перчатки у родителей).

Королева: Да, можно сказать, что дети готовы, но можно сказать, что не готовы. Или готовы? Или не готовы?

Алиса: Как это не готовы!

Королева : Вот что, разнесите-ка эти письма адресатам. И идите уже! Мне пора… ( Отдает Алисе пачку писем. Алиса с детьми выходят из зала. Все персонажи машут детям рукой, затем меняют декорации, медленно уходят. Для родителей показ слайд –шоу «Как взрослели наши дети». Дети несут письма сотрудникам детского сада, которые ждут их в группе. Сотрудники отгадывают ребусы из писем, получившиеся слова прикрепляют на плакат в обозначенное место. Получится фраза «Спасибо за ваше внимание, заботу, труд». Дети поднимаются в зал со стороны зрителей.

Алиса (оглядывается): Ах, как все изменилось! Неужели все чудеса закончились?

Ведущий: Конечно, нет! Чудеса только начинаются! Они ждут вас в школьной жизни. Только их нужно увидеть. Как эти шарики. ( Пока говорит воспитатель, Алиса исчезает. На ее месте появляются шарики. Дети берут шары) .

Танец с шарами «Ты постой, мое детство» . Вконце танца — отпускают шарики к потолку , встают полукругом.

Дети: Мы расстаемся с детским садом,

И все-таки грустить не надо,

Ведь золотым осенним днем

Все вместе в школу мы пойдем.

Дошкольное детство уходит однажды,

И это сегодня почувствует каждый.

Уходят игрушки: машинки, качалки,

И книжки-малышки, и куклы-пищалки.

Но нам не забыть этот мир разноцветный

И садик наш добрый, уютный и светлый,

И теплые руки, и ласковый взгляд,

Все: Спасибо, спасибо за все, детский сад!

Песня «До свиданья, детский сад» ( сл. и муз. Т. Морозовой)

Задать вопрос