Значение музыкальной сказки во всестороннем воспитании и развитии дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бабушкина, Н. И. Значение музыкальной сказки во всестороннем воспитании и развитии дошкольников / Н. И. Бабушкина, А. Н. Смецкая, О. В. Крюкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/8005/ (дата обращения: 27.04.2024).



Одна из главных ролей в воспитании ребенка отводится музыке. Именно в детском саду ребенок получает первые знания о музыкальных произведениях, начинается становление музыкального воспитания, на основе которого, в дальнейшем формируется личность ребенка.

Особая роль в жизни ребенка отводится сказкам, их влияние и значение неоценимо. Важное значение в детском возрасте приобретает музыкальная сказка, она сопровождает ребенка, начиная с самого раннего возраста и является одним из способов привлечения к добру, красоте, человечности. Именно на музыкальных сказках строится эстетическое воспитание ребенка, она способствует разностороннему и гармоничному развитию дошкольника. Тут наблюдается идеальное сочетание специфики музыки как отдельного вида искусства с одной стороны и специфики детского восприятия и тревожными ожиданиями чего-то нового с другой.

Игры-сказки с использованием музыки и элементов музыкальных произведений имеют большое значение для развития ребенка. Музыкальные игры-сказки используются в работе с детьми не только в составлении праздничных мероприятий, но и в режимных моментах. Они развивают у ребенка художественный вкус, певческие навыки, вызывают радостные эмоции. Способствуют развитию речи, четкости дикции, речевых интонаций. Одно из основных требований для педагога при работе с музыкальной сказкой — хорошее знание используемой сказки.

Работа с музыкальной сказкой делится на несколько этапов. В начале педагог читает детям сказку, включая необходимую по сюжету музыку и песни. Затем происходит обсуждение прослушанной сказки, дети делятся между собой своими мыслями и впечатлениями о прослушанной сказке. Спустя время воспитатель вновь читает детям сказку, дошкольникам желательно дать прослушать музыкальную сказку не менее 3 раз для лучшего понимания и запоминания.

D:\Наташа\ФОТО САД ВСЕ\фото театр\IMG_20190320_093536.jpg

На втором этапе работы с музыкальной сказкой педагог начинает активно включать детей, привлекая их к разучиванию сказки, работа ведется сидя на стуле. Для удобства работы и контроля детей, воспитатель может разделить их на подгруппы и отдельно работать с малыми группами.

Следующим, важным этапом является подключение игры, в процессе которой происходит дальнейшее разучивание музыкальной сказки. Воспитатель показывает детям, откуда они выходят герои сказки, где становятся, как дальше передвигаться. Но, в тоже время, воспитателю следует предоставить детям свободу в выборе движений и поз их героя. Не стоит давать готовых штампов и образцов, можно лишь немного корректировать характерные особенности героев (например, лисичка хитрая, осторожная, ходит мягко, движения плавные; медведь большой, ходит косолапо, наступает тяжело; зайчик быстрый, осторожный, ищет место, где можно спрятаться или укрыться от опасности; петух ходит гордо, голову держит высоко, хлопает крыльями, и т. д.), и поощрять самостоятельность и творчество детей.

Нужные атрибуты и реквизит можно внести в музыкальную игру на четвертом этапе.

D:\Наташа\ФОТО САД ВСЕ\фото театр\IMG_20190320_104408.jpg

На заключительном этапе дети завершают свои образы, используя все элементы костюмов. Это поможет им лучше вжиться в роль, привыкнуть к своему образу и запомнить свои действия и движения, добавят яркости и эмоциональности образу и герою. Одевая костюм, ребенок чувствует себя уже настоящим артистом.

Текст сказки может читать воспитатель, а можно эту роль поручить кому-нибудь из воспитанников, с хорошей памятью, четкой речью, выразительным чтением и артистичностью. Сказку можно дать и как самостоятельное представление, если она не включена педагогами в сценарий праздника.

Использование музыкальной сказки в работе с детьми способствует воспитанию ценностного отношения к музыкальной и художественной культуре, которое, в свою очередь, очень важно для личностного становления детей.

Кроме того, использование в работе с детьми музыки способствует и коррекционной работе с детьми, в первую очередь, она способствует коррекции и развитию эмоциональной сферы дошкольника, позволяя достичь определенного психологического состояния. Музыка обладает своим «языком», своей «речью». Музыка и вся связанная с ней театральная, актерская, игровая деятельность могут вызвать в ребенке особую потребность, это — желание общаться» с нею, а по мере необходимости и возможности и «рассуждать» о музыке. Именно этот факт позволяет успешно использовать музыкальные сказки в воспитании и всестороннем развитии ребенка, его личности и ее составляющих.

Помимо всего прочего, большое значение музыкальная сказка имеет для интеллектуального развития ребенка, способствует развитию воображение и фантазии дошкольника, помогает научиться слышать и понимать музыку. Но и музыка «наполняет сказочные образы живым биение сердца и трепетом мыслей. Музыка вводит ребенка в мир добра» (В. Сухомлинский). Большой толчок дает сказка ребенку к развитию добрых чувств, сопереживанию, веры в свои силы, учит понимать внутренний мир героев, защищать слабых.

Благодаря музыкальному содержанию сказки усиливают свое нравственное влияние на ребенка, усиливается духовность сказки, их эмоционально-чувственное воздействие. Музыкальная сказка — это возвышенное, эмоционально яркое изложение каких-либо сказочных событий, имеющих духовно нравственное содержание. Установка на восприятие, определенный настрой способствуют пробуждению в слушателях соучастия, сопереживания, сотворчества.

Учитывая роль сказки, как носителя нравственных и социальных ценностей и идеалов, особое внимание необходимо уделять содержательному аспекту, характерологическим особенностям героев, диалоговой речи в произведении. Среди основных групп социально-нравственных норм, усваиваемых в дошкольном возрасте, можно назвать: нормы внутрисемейных отношений, нормы поведения, социальные и моральные нормы саморегуляции и организации межличностных отношений, предпочтения в выборе идеала развития, эстетические представления и многое другое. Преподнесенные языком сказки эти нормы закладывают мировоззренческую и нравственную основу личности.

Литература:

  1. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития. — М.; «Владос», 2000г.
  2. Метлов Н. А. Музыка — детям — М.: Просвещение, 1985;
  3. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду М.Просвещение, 1981
  4. Новикова Г. П. Музыкальное воспитание дошкольников, М., АРКТИ, 2000
  5. Радынова О. П., Музыкальные игры-сказки, М., 2003
Задать вопрос