Эстетическое воспитание детей старшей группы детского сада | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (61) февраль 2023 г.

Дата публикации: 19.01.2023

Статья просмотрена: 65 раз

Библиографическое описание:

Тищенко, Л. Г. Эстетическое воспитание детей старшей группы детского сада / Л. Г. Тищенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/7970/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассматривается эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, ребёнок.

Развитие дошкольника включает в себя обучение и воспитательно-формирующее влияние этого процесса на личность ребёнка, определяя их единство и органическую взаимосвязь, оказывающие влияние на умственное, мировоззренческое и нравственно-эстетическое развитие личности. Методическим ориентиром развития ребёнка в детском дошкольном учреждении (ДОУ) является создание условий его всестороннего развития с целью реализации программы дошкольного образования различной направленности.

Процесс развития ребёнка в детском саду многогранен. Его содержательными компонентами являются интеллектуальное, государственно-патриотическое, нравственное, правовое и эстетическое воспитание.

Остановимся на эстетическом воспитании, под которым обычно понимают воздействие на ребёнка в целях развития эмоционально-чувственной сферы их духовного мира.

Детство — период развития человека, в котором ребёнок учится воспринимать мир, приобретает необходимые навыки, усваивает культуру своего народа и общества [1].

Ребёнок дошкольного возраста любит помогать, легко утомляется. Его воображение хорошо развито. Он доверчив, может путать факты и вымысел. Легко воспринимает хорошо представленную информацию, например, в игровой форме. Однако ребёнок нуждается в одобрении и похвале.

Для каждой группы дошкольников воспитатель использует разные приёмы в обучении, ориентируясь на возраст и индивидуальности детей.

Вследствие этого перечислим основные направления эстетического воспитания дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей в рамках ДОУ.

1) приобретение теоретических знаний:

— изложение современного понятия эстетики и красоты;

— развитие эстетического восприятия окружающего мира и художественных образов;

— знакомство с героико-патриотической тематикой в современном искусстве, сказках, былинах, живописи и развитие интереса у детей к ним;

2) формирование практических умений и навыков:

— формирование эстетического отношения к внутренней и внешней среде детского сада, которая может видоизменяться;

— привитие эстетического отношения субъектам и объектам ДОУ;

— привитие эстетического отношения к одежде, внешнему виду;

— формирование отношения к патриотической тематике в театре, кино, литературе, живописи и прочее;

— формирование позитивной мотивации к продуктивному творчеству;

— формирование выразительности речи (выразительность речи, темп речи, тембр голоса, логическое ударение, интенсивность произнесения, мелодика речи и прочее), детей нужно учить говорить неторопливо, внятно, ритмично, останавливаться в конце предложения [2, c. 19].

Именно так понимают эстетическое воспитание. ДОУ выступает как средство сохранения культуры и развития воспитанников.

Как известно, все содержательные компоненты процесса воспитания в ДОУ направлены на улучшение процесса развития личности ребёнка. Остановимся на некоторых аспектах этого сложного вида деятельности.

Во всех видах деятельности в ДОУ эстетическое воспитание выявляет содержащийся в них эстетический элемент и превращает его в средство эстетического развития, образования, формирования личности ребёнка.

В нравственно-правовой деятельности особое внимание уделяется поведению ребёнка и всей группы детей, межличностным отношениям, стимулирование потребности каждого ребёнка в моральном совершенствовании.

В интеллектуально-речевой деятельности вычленяется культура речи, красота умственного труда и объективных сторон действительности.

В трудовой деятельности подчеркивается безукоризненность целей процесса труда, его результатов и тех отношений, которые возникают в ходе трудовой коллективной деятельности детей, например, уборка территории ДОУ вместе с родителями и воспитателями.

В учебной деятельности при знакомстве с окружающим миром, миром искусства раскрывается совершенство видимого мира в его формах, красках, линиях, соотношениях и композициях.

В процессе обучения математике, чтению, письму одновременно и в органическом единстве с развитием эстетических потребностей, понятий и вкусов детей следует обращать серьезное внимание на эстетику их поведения. Воспитатель должен смотреть как ребёнок стоит, как он выражает свои мысли, каков тон его обращения к другим детям и взрослым, какова его культура речи. Воспитатель должен постоянно напоминать ребёнку, что прежде чем, что-то сделать, нужно обязательно подумать. Как говорится в китайской пословице: если ошибся дорогой, то можно вернуться; если ошибся словом — ничего сделать нельзя.

Во всех видах деятельности (рисование, лепка, физкультминутка и прочее) необходимо заботиться о чёткой организации занятия, объяснять детям о необходимости бережного отношения к оборудованию. Воспитанников нужно приучать, что чистота и порядок в помещении (игровой комнаты, спальни и прочее) способствуют сохранению их здоровья.

Скуки и безразличия к обучению у детей не должно быть. Процесс обучения в ДОУ должен быть наполнен гаммой переживаний, главным образом положительных эмоций и чувств от своих успехов, но и отрицательных — от отдельных неудач.

На формирование интереса к учению оказывает влияние целая совокупность педагогических факторов и методических приемов. Одним из них является эстетика изучаемого предмета, требующего наличия хорошего методического обеспечения.

Выявление мировоззренческих и нравственно-эстетических аспектов изучаемого материала математики, окружающего мира не представляют собой особой стадии или этапа обучения. Оно выступает как органическая часть осмысления и усвоения знаний и выработки практических навыков и умений ребёнка. Раскрывая факты, организуя работу детей по применению усваиваемых знаний на практике, воспитателю необходимо добиться осмысления и овладения излагаемого материала. Так, рассматривая любое явление природы, воспитатель должен подчеркивать красоту его математического описания, основанную на законах природы. Например, собирая осенние листья на площадке, можно посчитать жилки листа или обратить внимание на симметрию формы листа (рис. 1), а затем нарисовать понравившийся экземпляр (рис. 2).

Сочетание трудовой деятельности и обучения математике

Рис. 1. Сочетание трудовой деятельности и обучения математике

Рисование как продолжение работы на природе

Рис. 2. Рисование как продолжение работы на природе

В познавательно-творческом проекте «Эстетика ДОУ…», над которым мы работали в течение года с учетом психологического типа ребёнка, использовались художественные произведения, связанные с разными периодами истории нашей страны, сказки, легенды, стихотворения поэтов нашей страны и мира. В нём мы сочетали трудовую деятельность с обучением математике, чтения, рисованию. Это позволило улучшить диалогическую и монологическую речь ребёнка, ее интонационную выразительность, пополнить словарный запас детей, совершенствовать умение ребёнка формулировать и задавать вопросы, повысить его мотивацию к обучению математике.

Литература:

  1. Детство [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki
  2. Тарасенко Т. Н. Педагогические условия эффективного развития выразительности речи у детей дошкольного возраста //Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. —№ 1 (28). — С. 19–21.
Задать вопрос