Конспект организованной образовательной деятельности «Игра-моделирование сказки «Кот, Петух и Лиса» во второй младшей группе с использованием цветных счетных палочек Кюизенера
Автор: Санькова Татьяна Александровна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (61) февраль 2023 г.
Дата публикации: 18.01.2023
Статья просмотрена: 63 раза
Библиографическое описание:
Санькова, Т. А. Конспект организованной образовательной деятельности «Игра-моделирование сказки «Кот, Петух и Лиса» во второй младшей группе с использованием цветных счетных палочек Кюизенера / Т. А. Санькова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 136-138. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/7967/ (дата обращения: 28.04.2024).
В статье автор представляет подробный конспект непосредственно образовательной деятельности «Игра-моделированиесказки «Кот, Петух и Лиса» с использованием STEM-оборудования: Цветных счетных палочек Кюизенера.
Ключевые слова: сказка, палочка, Кот, Петух, Лиса.
Цель: развитие связной речи детей, формирование элементарных математических представлений через сказку (метод моделирования).
Задачи:
— Развивать связную речь детей посредством моделирования.
— Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, учить понимать содержание, сопереживать героям;
— Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию.
— Упражнять детей в конструировании из палочек Кюизенера по схеме.
— Закрепить представление детей о форме, длине, цвете.
— Развивать способности к моделированию и конструированию, умение работать со схемами, алгоритмами.
— Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже).
— Развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику пальцев рук.
— Развивать познавательные и творческие способности детей, речь детей, расширять словарный запас.
— Развивать зрительное восприятие, абстрактное мышление.
— Воспитывать умение сотрудничать.
Предварительная работа:
- Чтение сказки детям воспитателем в группе и дома родителями.
- Рассматривание иллюстраций к разным изданиям сказки.
- Загадывание загадок о животных.
Материалы и оборудование: проектор, мультимедийная презентация, схемы, Цветные счетные палочки Кюизенера, аудиозапись, карнавальный костюм Петушка.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
— Ребята, какое у вас настроение?
— Давайте поделимся нашим хорошим настроением друг с другом. Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
— Ребята, мы сегодня с вами отправимся в сказочное путешествие. Для того, чтобы попасть в сказку, надо сказать волшебные слова. Идемте по кругу и повторяйте за мной:
Раз-два, раз-два —
Выше ноги детвора.
По дорожке побежим,
В гости к сказке поспешим.
Сюрпризный момент.
— Вот мы и очутились в сказочной стране!
— Посмотрите, ребята, а кто нас встречает? (кот и петух)
— А давайте подумаем, из какой сказки к нам пришли эти герои? («Кот, Петух и Лиса»).
— Вспомните, какая история с ними произошла.
Физминутка.
Жили Котик с Петушком
У лесной опушки.
Но однажды Лисонька
Подкралась к избушке.
Утащила Петушка
За высоки горы.
Смелый котик в лес пошел.
И нору Лисы нашел.
Умный Котик спас дружка
Петю-Петю-Петушка.
— Ребята, наши гости предлагают нам поиграть в сказку. Согласны?
2. Основная часть.
— Дети, посмотрите, что лежит на столах?
— Наши гости предлагают вам, ребята, с помощью этих палочек рассказать сказку «Кот, Петух и Лиса».
— Присаживайтесь все за столы.
— Давайте вспомним, с чего начинается сказка?
— Посмотрите на палочки. Давайте определим, какой палочкой, у нас будет Лиса? Ее иногда называют «рыжей плутовкой». Она какая? Большая или маленькая? Какую палочку возьмем? (оранжевую)
— Где живет Лиса? Давайте построим для нее нору.
— Теперь определим, какой палочкой у нас будет Петушок? Он красивый, с ярким хвостом и перышками.
— Петушок по размеру больше или меньше Лисы?
— Каким цветом у него перышки, хвост?
— Возьмите любую яркую палочку. Это у нас будет Петушок.
— Построим домик для Петушка.
— Кого мы забыли найти?
— Какой палочкой у нас будет Кот?
— Он больше или меньше Лисы? А Петушка?
— Куда ходил Кот?
— А что такое ярмарка?
— Давайте построим качели на ярмарке.
— А теперь давайте вместе поиграем в сказку (воспитатель начинает, дети по очереди продолжают. Пока кто-то из детей рассказывает сказку, остальные проигрывают действия сказки на палочках).
«В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром ушел на ярмарку, а Петя-петушок оставался дом стеречь. Петушок все в избушке прибирал, пол чисто подмел, вскочил на жердочку, песни поет и кота ждет.
Бежала как-то лиса, услыхала, как петух песни поет, захотелось ей петушиного мяса попробовать. Вот она села под окошко да и запела…»
— Какую песню пела Лиса Петушку?
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко —
Дам тебе горошку.
— Какими палочками можно обозначить горошек?
Петушок слушает и не выглядывает. Лиса бросила в окошко горсть гороху. Петушок горох склевал, а в окно не выглядывает. Лиса и говорит:
— Что это, Петя, какой ты гордый стал? Смотри, сколько у меня гороху, куда же мне его девать?
Петя выглянул, а лиса его — цап-царап — схватила и понесла. Петушок испугался, закричал:
— Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы! Котик-братик, выручи меня!
А кот в это время был на ярмарке. Приходит кот домой, а петушка-то и нет. Погоревал, погоревал кот — делать нечего. Надо идти выручать товарища — наверное, его лиса утащила. Пошел кот опять на ярмарку, купил там себе сапоги, синий кафтан, шляпу с пером да музыку — гусли. Настоящий музыкант стал.
— Что такое гусли?
Какой палочкой их можно обозначить?
Идет кот по лесу, играет в гусельки и поет:
Стрень, брень, гусельки,
Золотые струнушки,
Стрень, брень, гусельки,
Золотые струнушки.
Звери в лесу дивятся — откуда у нас такой музыкант появился? А кот ходит, поет, а сам все лисий дом высматривает. И увидел он избушку, заглянул в окошко, а там лиса печку топит. Вот котя-ко-ток встал на крылечко, ударил в струнушки и запел:
Стрень, брень, гусельки,
Золотые струнушки.
Дома ли лиса?
Выходи, лиса!
Самой лисе нельзя от печи уйти, она пекла блины. И говорит лиса петушку:
— Ступай, Петя, погляди, кто меня там зовет, да скорей возвращайся!
Петя-петушок выскочил на крыльцо, а кот схватил петушка да понесся домой что было мочи. С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним и не показывается.
— Ребята, наши гости рады, что вы рассказали вместе с ними сказку. И предлагают вам повеселиться.
Подвижная игра «Ходит по двору Петух…»
Трух- тух- тух! Трух- тух-тух!
Ходит по двору петух.
Сам со шпорами, хвост с узорами.
Под окном стоит. На весь двор кричит.
Кто услышит. Тот бежит!
— Ну вот мы и побывали в гостях у сказки. Пора нам прощаться с ее героями и возвращаться домой. Встаньте в круг, ребята, скажем вместе волшебные слова:
Обежим, побежим
И домой поспешим.
Сказка кончилась, и мы
Все домой идти должны.
3. Рефлексия.
— Вот мы и в группе. Ребята, понравилось вам наше путешествие?
— В какую сказку мы отправимся в следующий раз?
Литература:
- Волосовец Т. В., Маркова В. А., Аверин С. А. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
- Народные русские сказки: из сборника А. Н. Афанасьева. — СПб., Издательская группа «Лениздат», «Команда А», 2013.
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2022.
- Санькова Т. А. Конспект НОД «Игра-моделирование сказки «Кот, Петух и Лиса» (Счетные палочки Кюизенера) II младшая группа. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://sankovamdou31.edumsko.ru/folders/post/3100015 (дата обращения: 18.01.2023).