Конспект непосредственно образовательной деятельности с приоритетным направлением «познавательное развитие» в подготовительной к школе группе «Плох обед, если хлеба нет» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (61) февраль 2023 г.

Дата публикации: 19.01.2023

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Трандина, О. П. Конспект непосредственно образовательной деятельности с приоритетным направлением «познавательное развитие» в подготовительной к школе группе «Плох обед, если хлеба нет» / О. П. Трандина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 143-146. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/7961/ (дата обращения: 27.04.2024).



Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально–коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  1. Закрепить знания о хлебе как одном из величайших богатств на земле.
  2. Расширить представления о многообразии хлебных продуктов.
  3. Обобщить и уточнить знания о труде людей, связанных с выращиванием и производством хлеба, воспитывать уважение к ним.
  4. Формировать представление о выращивании злаков от зерна до колоска.
  5. Развивать у детей познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
  6. Развивать познавательные способности детей.

Образовательная область «Речевое развитие»:

  1. Уточнять и систематизировать словарный запас детей названиями злаков, сельскохозяйственной техники, хлебобулочных изделий.
  2. Активизировать словарный запас словами, характеризующие хлебобулочные изделия: ржаной, пшеничный, батон, калач, каравай и т. д.
  3. Совершенствовать умение вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

  1. Развивать способность слушать литературные произведения в виде стихотворений, загадок, пословиц эмоционально реагировать на их содержание.
  2. Развивать предпосылки к реализации самостоятельной игровой деятельности детей.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  1. Устанавливать доброжелательные отношения со взрослыми и сверстниками, развивать умение выслушивать ответы других детей.
  2. Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию.
  3. Развивать умения согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.

Образовательная область «Физическое развитие»:

  1. Развивать двигательную активность детей, предупреждать утомляемость.
  2. Развивать умение двигаться в соответствии с текстом.

Методы и приемы:

Практические: решение проблемных ситуаций: «А какого продукта у вас на столе нет?»

Наглядные: просмотр презентации «Как хлеб на стол пришел», предметные картинки, хлебобулочные изделия, рассматривание карт-схем.

Словесные: беседа, чтение загадок, рассказ воспитателя о дневном приеме пищи, рассказ пекаря «Каким бывает хлеб?», прослушивание стихотворения, педагогическая оценка.

Игровые: игровая ситуация «Интерактивная экскурсия на хлебобулочный комбинат», физкультминутка: «В землю зернышко попало».

Предварительная работа: чтение стихов о хлебе, пословиц и поговорок, народных сказок, чтение произведений А.Пришвина, К.Паустовского о хлебе.

Форма проведения: интерактивная экскурсия.

Материалы и оборудование: демонстрационный: проектор, экран, ноутбук; презентация на тему: «Как хлеб на стол пришел», хлебобулочные изделия; раздаточный: подносы, муляжи обеденных блюд, карты-схемы, столовые приборы.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации

совместной деятельности

Игровая

Игровая ситуация: «Интерактивная экскурсия на хлебобулочный комбинат».

Цель: мотивация детей к предстоящей деятельности.

1. Игровое упражнение «Накроем стол»

Цель: знакомство детей с составом обеда, понятием «меню».

2. Дидактическая игра: «Отгадайте название хлебобулочного изделия?»

Цель: закреплять знания детей о разных видах хлеба, развивать познавательный интерес, слуховое, зрительное восприятие и связную речь

Коммуникативная

1. Рассказ воспитателя о дневном приёме пищи, загадывание загадок о хлебе.

Цель: пополнить и систематизировать знания детей о дневном приеме пищи.

2. Ситуативная беседа: «Обеденное меню».

Цель: уточнить и систематизировать словарный запас детей по теме.

2. Рассказ пекаря «Каким бывает хлеб».

Цель: познакомить детей с различными видами хлебобулочных изделий

Познавательно-исследовательская

Проблемная ситуация: «Какого продукта у вас в меню нет?»

Цель: способствовать развитию простейших логических структур мышления

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение загадок, стихотворений.

Цель: Развивать внимание, логическое мышление, выразительность речи. Активизировать чувственное восприятие художественного слова. Способствовать образному восприятию стихотворений

Двигательная

Физкультминутка «В землю зернышко попало».

Цель: развивать двигательную активность детей, умения сочетать слово с движением

Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи (с обозначением образовательной области)

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

«Познавательное развитие»: Обобщать и уточнять знания о труде людей, связанных с выращиванием и производством хлеба, воспитывать уважение к ним.

«Художественно-эстетическое развитие»: развивать способность слушать литературные произведения в виде загадок и желание их отгадывать

Игровая ситуация «Интерактивная экскурсия на хлебобулочный комбинат»

Созданы условия для повышения мотивации к образовательной деятельности

Воспитатель побуждает детей включиться в игровую ситуацию и приглашает в интерактивную экскурсию на хлебобулочный комбинат.

— Сопровождать нас будет сотрудник хлебобулочного комбината, пекарь Елена Николаевна, по совместительству наша родительница.

Показ презентации на тему: «Как хлеб на стол пришел?», после просмотра презентации воспитатель и Елена Николаевна загадывает детям загадки:

— Есть такие слова:

«Он всему голова»,

Хрустящей корочкой одет

Мягкий черный, белый (хлеб)

—Из меня пекут ватрушки

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто

Положить меня должны (мука)

—Ты не клюй меня, дружок,

Голосистый петушок,

В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду.

В нем тогда таких как я,

Будет целая семья (зерна)

Дети включаются в деятельность, предложенную воспитателем.

Просматривают презентацию, передвигаются по группе и отгадывают загадки

Деятельностный

«Физическое развитие»: развивать двигательную активность, предупреждать их утомляемость.

«Художественно– эстетическое развитие»: развивать способность слушать литературные произведения в виде потешки, эмоционально реагировать на ее содержание

Физминутка

«В землю зернышко попало»

Созданы условия для снятия утомляемости и статического напряжения, для удовлетворения детской потребности в движении, а так же для повышения эмоционального настроения

Воспитатель подводит к итогу:

— как трудна дорога хлеба к нашему столу, а был то он сначала маленьким зернышком и предлагает выполнить действия по тексту:

В землю зернышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (поднимают руки над головой)

Дождик землю поливал

И росточек подрастал,

(медленно встают)

К свету и тепле тянулся

И красавцем обернулся

(крутятся вокруг себя)

Дети выполняют движения по тексту

«Познавательное развитие»: систематизировать знания детей о дневном приеме пищи

Рассказ воспитателя о дневном приеме пищи

Словарный запас пополнен новыми словами. Активизирован познавательный интерес

Воспитатель беседует с детьми, о дневном приеме пищи, предлагая им рассказать, что они знают об обеде?

Воспитатель задаёт наводящие вопросы:

— В какое время суток обедают? — Сколько блюд должно входить в обед?

— А как называется перечень всех блюд?

Воспитатель обращается к гостье: — — Елена Николаевна, а где обедают ваши сотрудники хлебобулочного комбината?

Елена Николаевна приглашает ребят в столовую

Дети внимательно слушают рассказ воспитателя высказывают свои предположения.

Дети отвечают на вопросы воспитателя

«Речевое развитие»: совершенствовать умение вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание.

«Социально- коммуникативное развитие»: продолжать развивать навыки свободного общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками в игровой и практической деятельности.

«Познавательное развитие»: развивать у детей познавательную активность, любознательность, стремление к самоконтролю

Ситуативная беседа «Обеденное меню»

Воспитатель задаёт вопросы:

— Какие блюда мы относим к первым?

— Какие ко вторым?

— Что можно приготовить на третье?

— Что такое салат?

предлагает детям рассмотреть ассортимент столовой и проговорить детям разнообразие салатов, первых блюд, вторых и третьих блюд

Дети отвечают на вопросы, высказывают свои предположения

Систематизирован словарный запас детей по теме

Игровое упражнение в малых подгруппах «Накроем стол»

Воспитатель предлагает объединиться в мини-группы, пройти к раздаточным столам с подносами и самостоятельно выбрать блюда из предложенного ассортимента.

Воспитатель вместе с Еленой Николаевной поочередно подходить к столам детей задаёт вопросы:

— расскажите, пожалуйста, что у вас сегодня на обед?

Предлагает детям провести взаимоконтроль: проверить, на сколько правильно составлено меню у другой подгруппы

Дети включаются в деятельность, предложенную воспитателем: работают в подгруппах, составляют меню обеда, на подносы ставят блюда и сервируют столы.

Осуществляют взаимоконтроль

«Познавательное развитие»: развивать логическое мышление, умение рассуждать и отвечать на вопросы.

«Речевое развитие»: активизировать словарный запас словами, характеризующие хлебобулочные изделия: ржаной, пшеничный, батом, калач, каравай и т. д

Проблемная ситуация «Какого продукта у вас в меню нет?»

Воспитатель озвучивает проблемную ситуацию вопросом: Какого вкусного продукта нет у вас на столах?, Как вы думаете будет ли сытен ваш обед, коль на столах у вас хлеба нет?

Дети отвечают на вопросы, высказывают предположения

Созданы условия для развития логического мышления

Рассказ пекаря «Каким бывает хлеб?»

Елена Николаевна рассказывает о разнообразии хлебобулочных изделий, выпекаемых на хлебобулочный комбинате и предлагает посетить хлебный магазин

Дети внимательно слушают, рассматривают

Созданы условия для развития словарного запаса детей

Образовательная область «Познавательное развитие»: способствовать развитию простейших логических структур мышления

Дидактическая игра «Отгадайте название хлебобулочного изделия»

Созданы условия для закрепления умений ориентироваться в пространстве, для развития зрительного, слухового внимание и памяти

Воспитатель предлагает детям отгадать сорт хлеба по описательным картам — схемам.

Елена Николаевна выдает угаданные хлебобулочные изделия и предлагает подать их к столу

Дети поочередно выбирают карточку и отгадывают сорт

хлеба.

Дети заканчивают сервировку стола хлебобулочными изделиями

Подведение итогов

Рефлексия

Осознание себя как участника познавательного и творческого процесса

Заключительный

Рефлексия. Работа с пособием «Лестница здоровья и правильного питания

Предлагает найти место для пазла «Хлеб и хлебобулочные изделия» в «Лестнице здоровья и правильного питания»

Дети заполняют свою «Лестницу здоровья и правильного питания»

Задать вопрос