Игровые технологии и художественная литература как средство познавательного и всестороннего развития дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (61) февраль 2023 г.

Дата публикации: 14.01.2023

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Евсюкова, М. Н. Игровые технологии и художественная литература как средство познавательного и всестороннего развития дошкольников / М. Н. Евсюкова, Л. Н. Ломакина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 32-35. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/7950/ (дата обращения: 27.04.2024).



Статья посвящена исследованию возможностей игровых технологий и художественной литературы в вопросах познавательного и всестороннего развития дошкольников. Авторами разработана модель педагогического сопровождения дошкольников в процессе образования и развития. Эффективность модели проверена эмпирически через реализацию основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО).

Ключевые слова: игровые технологии, художественная литература, дошкольники, развитие.

Введение. Актуальность проблемы исследования обусловлена возрастающим влиянием развития инновационных педагогических технологий на современный образовательный процесс в детском саду.

В соответствии с реализацией «Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года» многие ученые обращают внимание на современные направления и практические разработки для достижения цели педагогического сопровождения участников образовательного процесса. Следовательно, для организации эффективного педагогического сопровождения в дошкольной образовательной организации необходимо учитывать изменения, которые происходят в личностной, ценностной, мотивационной и эмоциональной и сферах дошкольников в разных возрастных группах.

Обращение к изучению влияния художественной литературы на всестороннее развитие дошкольников опирается на социокультурный опыт народа, лежащий в основе развития и воспитания ребенка.

По мнению С. В. Варнакова формирование картины мира и отражение в сознании ребенка многообразия материального и духовного мира, осуществляется при помощи знаковых систем и языка, которые несут определенную смысловую информацию, оказывая регулирующее воздействие на сознание и поступки дошкольников [1].

Ученые М. М. Бахтин, Ю. К. Беседа, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Н. С. Махина, М. Ю. Савченко и др. считают, что важнейшим проводником опосредованной коммуникации дошкольников являются произведения художественной литературы. То есть, в художественной литературе заложен огромный педагогический потенциал для развития личности ребенка. Педагогическая ценность художественной литературы в том, что педагог имеет возможность легко установить эмоциональный контакт с ребёнком, развивая одновременно эмоциональный интеллект и всесторонне развивает дошкольников.

Изучая возможности игровых технологий, мы опирались на исследования С. В. Арутюняна, Е. М. Беспаленко, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, В. М. Григорьева, С. Л. Рубинштейна, в которых широко представлена проблема изучения интеллектуального развития дошкольника.

Концепция познавательного развития ребенка изложена в трудах М. А. Холодной, где на первый план выходит интеллектуальное развитие через игру.

А. Ю. Ярецкая дала определение технологии развивающей игры как «…совокупности методологических подходов, педагогических принципов, методов, средств и условий, обеспечивающих процесс игры в соответствии с установленными игровыми этапами» [3].

Изучение научно-методических трудов, педагогических исследований позволило сформулировать цель исследования — разработка модели педагогического сопровождения дошкольников в процессе образования и развития.

Объект исследования — познавательное и всестороннее развитие дошкольников.

Предмет исследования — игровые технологии и художественная литература как средство познавательного и всестороннего развития дошкольников.

Научная задача исследования заключается в разработке модели педагогического сопровождения дошкольников в процессе образования и развития как эффективного средства реализации ООП ДО.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие педагоги и дошкольники МК ДОУ Воронцовский детский сад Павловского района, Воронежской области.

Методы исследования: педагогические кейсы; развивающие, сюжетно-ролевые, дидактические, творческие и подвижные игры.

Результаты и их обсуждение

Разработанная модель включает: цель; функции; содержательные компоненты и направления деятельности (прикладная, теоретическая и просветительская). Оценка результативности показала эффективность модели. К примеру, дети с удовольствием решали педагогические кейсы. Строились и проводились кейсы в игровой форме. Один из примеров кейса для дошкольников. После прочтения сказки Сутеева В. Г. «Яблоко» детям предлагается посмотреть картинку и решить кейс.

заяц гонится за ежом

  1. Когда, в какой момент зародился конфликт? Что стало его причиной?
  2. Предложите выход из сложившейся ситуации.
  3. Можно ли было бы избежать конфликт?

Модель педагогического сопровождения дошкольников в процессе образования и развития как эффективного средства реализации ООП ДО

Рис. 1. Модель педагогического сопровождения дошкольников в процессе образования и развития как эффективного средства реализации ООП ДО

Мониторинговые срезы, проводимые каждые три месяца показали, что коллаборация педагогов в области образовательных областей «Художественная литература» и «Игровые технологии» способствует более успешному познавательному и всестороннему развитию дошкольников.

На основании этого был сделан вывод, что игровые технологии в сочетании с изучением художественной литературы выступают эффективным средством развития и воспитания детей. Художественная литература и игровые театрализованные образовательные события являются действенным средством всестороннего развития и воспитания дошкольников, оказывает влияние на развитие и обогащение детской речи.

Было выявлено, познавательный интерес дошкольников как избирательная деятельность на познание предметов и явлений окружающего мира, активизирует психические познавательные процессы и развивает познавательные возможности.

Литература:

  1. Варнаков, С. В. Педагогические основы использования художественной литературы в социально-нравственном воспитании ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Дисс…к.пед.наук. Нижний Новгород, 2000, — 163 с.
  2. «Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года» (утв. Минобрнауки России от 19.12.2017). URL: https://legalacts.ru/doc/kontseptsija-razvitija-psikhologicheskoi-sluzhby-v-sisteme-obrazovanija-v-rossiiskoi/ (Дата обращения 12.01.2023)
  3. Ярецкая, А. Ю. Развивающая игра как средство интеллектуального воспитания старших дошкольников. Дисс… к. пед. наук. Воронеж, 2016.- 221 с.
Задать вопрос