Использование «правильных» игр в развитии детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Организация игровой деятельности

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (61) февраль 2023 г.

Дата публикации: 11.01.2023

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Охотникова, И. Ю. Использование «правильных» игр в развитии детей дошкольного возраста / И. Ю. Охотникова, Н. Н. Аввакумова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/7939/ (дата обращения: 28.04.2024).



Авторы напоминают о важном значении познавательного развития ребенка, делятся личным опытом по использованию разнообразных игровых пособий и дидактических игр.

Рождение ребенка на свет — это значительное и самое важное событие в каждой семье. Окружающие взрослые не жалея денег приобретают разнообразные игрушки, пособия, не вникая и не знают порой о пользе или их вреде. Через несколько месяцев после рождения, у малыша постепенно появляются первые эмоции на игрушки, и уже в один год, начинает выделять среди них «любимые» по разным признакам.

Современный ритм жизни, активное использование разнообразных гаджетов, соцсетей и др. отнимает много времени у родителей от общения со своими детьми. Многие родители даже не задумываются кажется, что порой с раннего возраста проводят много времени в телефонах, компьютерных игр, но это, к сожалению, не так. Много говорится о вреде долгих «зависаний»: портится зрение, осанка, не развивается крупная и мелкая моторика, не развивается речь, т. к. телефон не требует живого общения. Отмечается, что чем больше времени ребенок проводит с гаджетом, тем больше он отдаляется от родителей, уходя в свой, виртуальный мир. А шансов построить доверительные отношения становится меньше, т. к. живое общение заменяется «экранным».

По мнению опытных педагогов, вместо «экранного времени» с детьми важно и нужно играть, в самые обычные игры с близкими, а по вечерам устраивать «семейные посиделки», но, к сожалению, задачи по формированию игрового опыта детей ложатся зачастую, на плечи воспитателей.

Игра — это своего рода школа, в которой ребенок играя познает правила, усваивает нормы поведения людей, их отношение к труду, обществу, постигает личностные взаимоотношения. Это основная форма деятельности, в которой формируется общественное поведение самих детей, их отношение к жизни, друг к другу.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для накопления представлений об окружающем мире, так считают педагоги МБДОУ «Детский сад № 165» г.Чебоксары, где проводятся дети по-настоящему играют. С раннего возраста воспитатели активно используют игры на сенсорное развитие детей: пирамидки, кубики, разнообразные мячи, крупное Лего, которые активно обогащают представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п.

И чем больше представлений действия с разными предметами освоит ребенок, тем обширнее и безошибочнее его действия станут в будущем, правильные игрушки, должны способствовать накоплению личного опыта. Чем больше действует с мелкими предметами ребенок (собирает, перебирает, нанизывает и т. д.), тем лучше развивается мелкая моторика детей и в последствии — речь.

Обучение детей играм — довольно сложный процесс, возможный при определенном уровне нервно-психического развития. Игры по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможны при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Большое разнообразие дидактических игр типа «Лото», «Пазлы», «Домино» и др., могут быть использованы по-разному, главное, чтобы время игры прошло с пользой для всех. Каждая новая игра, выполнение правил, беседы в ходе игр, обеспечивают приток новых впечатлений, но и обеспечивают общее всестороннее развитие ребенка.

Чем старше становится ребенок, тем разнообразнее и сложнее становятся игры: задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес, дети, не отвлекаясь, подолгу упражняются в преобразовании фигур, перекладывая палочки по заданному образцу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умение.

Основное назначение любой игры — это способствовать усвоению и закреплению ранее полученных знаний, и развитию умственных способностей, ребенок должен научится выполнять определенные игровые правила и игровые действия. Важно первое время именно учить выполнять правила, уметь играть в коллективе сверстников, уступать и ждать свою очередь, если нужно, в игре выявляются особенности каждого ребёнка, его интересы, хорошие и дурные черты характера. Очень часто дети повторяют в своих играх те впечатления, которые только что пережили, пытаются комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.

Дети анализируют определенные жизненные ситуации из личного опыта в сюжетно-ролевых играх, или при обыгрывании строительной постройки делают выводы, предопределяя свои действия в схожих ситуациях в будущем. Взрослому очень важно быть рядом с ребенком «нечаянно» предложить играть в нужную игру, немного опережающее его развитие, потихоньку «подтолкнуть», вызвать интерес к правильным играм.

Как замечено многими практикующими педагогами дети наиболее раскрываются в театрализованных и сюжетно-ролевых играх, педагогическая задача усложняется самой природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.). Группируются неформальные детские объединения, постепенно проявляются разные черты характера детей, привычки, интересы, представления об окружающем, различные умения. Игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.

Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях, как насыщенно — продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета), исполнительское (речевое, двигательное) и оформительское (декорации, костюмы и т. д.), которые могут объединяться, а также, умение способствует навыкам дружеских взаимоотношений, живому диалогу друг с другом.

Поэтому организации игровой деятельности в ДОО отводится важная и особая роль в образовательном процессе, от педагога требуется методически грамотное и постепенное введение разных видов игр, в зависимости от возраста и интересов детей, в качестве самостоятельной деятельности детей, и как средство организации познавательной, творческой

Игра для детей — это способ вырасти и стать большим, умным, а главное умным, и успешным в будущем.

Литература:

  1. Береславский Л., Береславская А. Современные игровые методики развития интеллекта. Занимательные задания для детей 2–6 лет. Москва: Школьная пресса, 2010.
  2. Воскобович В. В. и его развивающие игры.// еженедельник «Школьный психолог», Первое сентября. — 2000. -№ 37.
  3. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников» — Москва, Просвещение, 1990.
  4. Комарова Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера? — Москва, Гном и Д, 2007.
Задать вопрос