С полочки музея — в игру. Формирование позитивной модели поведения дошкольников при организации и внедрении в систему дошкольного образования проекта «Мини-музей «Здравствуй, театр!» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (61) февраль 2023 г.

Дата публикации: 09.01.2023

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Олейник, Е. Н. С полочки музея — в игру. Формирование позитивной модели поведения дошкольников при организации и внедрении в систему дошкольного образования проекта «Мини-музей «Здравствуй, театр!» / Е. Н. Олейник. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/7925/ (дата обращения: 28.04.2024).



Многолетний опыт работы с дошкольниками убеждает нас в том, что детей необходимо учить играть. Ведь известно, что дети не рождаются с готовым игровым опытом. А играя с детьми, используя такие необходимые сегодня технологии, как сказкотерапия, куклотерапия, музыкотерапия и другие, возможно решить одну из главных задач — создание условий для психологической и педагогической работы, в которой возможно как можно ближе подойти к внутреннему миру ребёнка и помочь ему преодолеть то, что тормозит его развитие.

В нашем ДОУ традиционными стали так называемые музыкальные игровые представления с детьми, которые, на наш взгляд, оказывают многоплановое воздействие на личность дошкольника. В их основе –внимание к ценностям малышей и наше желание играть вместе с ними. Вот уже более 10 лет распахнул свои двери полюбившийся всем мини-музей «Здравствуй, театр!»

Цели и задачи мини-музея «Здравствуй, театр!»

Формирование познавательных интересов дошкольников.

Приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра.

Привлечение родителей к культурно-досуговой деятельности детского сада.

Расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности. Обогащение предметно-развивающей среды детского сада.

Развитие моторики, речи, предоставление условий как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей), сочинение сценариев, сказок. Приобщение к театральному искусству через вовлечение в театральное творчество.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

Принцип опоры на интересы ребёнка.

Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников.

Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого.

Принцип наглядности.

Принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Содержание и формы работы в мини-музее «Здравствуй, театр!»

Изучение литературно-исторических источников, соответствующих профилю музея.

Систематическое пополнение фонда музея с привлечением деятельности родителей воспитанников дошкольного учреждения).

Обеспечение сохранности музейных предметов.

Составление перспективных и календарных планов работы музея.

Создание и обновление экспозиции, стационарные и передвижные выставки.

Досуги, развлечения, театрализованные постановки с использованием кукол и различных видов театра.

Экскурсии, проводимые воспитателями и детьми подготовительной группы.

Выступления перед детьми других групп и гостями музея.

Выставки работ детей по изобразительной деятельности, ручному труду.

Занятия с использованием технологии «Сказкотерапия»: различные импровизации, этюды с куклами с целью преодоления эмоциональных трудностей у дошкольников.

Экскурсии для родителей.

Внедрение данного проекта в систему дошкольного образования

— проект «Мини-музей «Здравствуй, театр» в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;

— является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;

— способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

— помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

По душе пришлась нам работа с куклами: в сказочных театрализованных представлениях мы используем ростовые куклы, куклы-марионетки, би-ба-бо, мягкие игрушки. Многие куклы для представлений созданы руками педагогов и родителей. Для кукловодов сшиты несколько комплектов костюмов (по временам года) В качестве декораций активно используются различные тематические презентации, анимационные изображения на экране.

Надо сказать, что и сами воспитатели, родители и все посетители музея всегда просят разрешения поучаствовать в импровизируемом представлении и делают это с большим удовольствием, с неподдельным интересом наблюдая за движениям игрушек. Встречи с театральными куклами близки, доступны и понятны детям. Они помогают им расслабиться, снимают напряжение, создают радостную атмосферу.

В чём же отличие предлагаемых нами игровых представлений с куклами от традиционных театрализованных постановок?

В первую очередь, это отсутствие длительных репетиций и тренажа. При написании сценариев и организации сказочных представлений мы стараемся создавать такие ситуации, в которых дети смогли бы стать нашими «соавторами», могли подсказать повороты сюжета. Именно поэтому наши постановки — это «живой» процесс. Для нас важна идея экспромта. Детское творчество — первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. И ценность экспромта заключается не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе.

Дети приходят на встречу со сказкой, не зная линии сюжета предстоящего представления. Педагоги с куклами в руках рассказывают увлекательные сказочные истории. Однако заранее подготовленный на занятиях репертуар помогает дошколятам применить свои знания и умения для того, чтобы помочь сказочным героям в различных ситуациях, предложить свой путь выбора решения создавшихся по ходу сказки проблем. А сказочный сюжет позволяет ребёнку проявить творческие способности, показать свои возможности в игровой, танцевальной, музыкальной деятельности.

Участвуя в подобных играх, у детей повышается эмоциональная отзывчивость, внимание, обогащается информация о себе, об окружающем мире, о социальных отношениях. Дети учатся вести себя в различных ситуациях, применяя положительный опыт на примере поведения сказочных героев, социально адаптируются. У них формируется позитивное оптимистичное отношение к жизни, межличностные отношения. Важным является развитие у детей познавательной активности и творческих способностей. В процессе работы над сказками дети проявляют такие нравственные качества, как терпимость, отзывчивость, щедрость.

Взаимодействие педагогов ДОУ с детьми при помощи музыкально-игровых представлений проходит очень плодотворно и интересно. Находясь не в обыденной, а в драматической реальности ребенок и педагог эмоционально защищены. Возрастает их доверие друг к другу. Педагог получает информацию о мировоззренческих позициях ребёнка, помогает сформировать правильное положительное отношение к событиям и скорректировать по мере необходимости его эмоциональное состояние и поведение.

Наши совместные театрализованные игры очень увлекают детей, развивают их воображение, фантазию, творческие способности, делают более эмоционально отзывчивыми. В процессе работы над сказками дети проявляют такие нравственные качества, как терпимость, отзывчивость, щедрость. Ребёнок учится доброжелательно общаться в коллективе сверстников, не замыкаться при взрослых.

Разумеется, в бурной детсадовской жизни есть и концертная деятельность, и драматизации сказок в исполнении детей. Но такая форма организации досуговой деятельности, как музыкальные игровые представления с куклами из музея, на наш взгляд, является важной составляющей воспитательного и образовательного процесса детей дошкольного возраста.

Применение игровых сказочных ситуаций с куклами в процессе воспитания детей необходимо в силу эффективности этого средства воспитания. Совместной игрой в сказку можно передать ребенку, родителям и педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации. Понимая, что его всегда слушают и слышат, ребёнок становится более инициативным и открытым. А ведь это так важно и педагогам, и родителям.

Литература:

  1. Алексеенко, В. В. Играем в сказку: воспитание и развитие личности ребенка 2–7 лет / В. Алексеенко, Я. Лощинина. — Москва, 2008. — 220 с.
  2. Буренина А. И. Театр всевозможного. Вып.1: От игры до спектакля — СПб., 2002
  3. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Путь к волшебству: (теория и практика сказкотерапии): книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева; худож. Р. И. Шустров; ред. Г. А. Седова. — Санкт-Петербург, 1998. — 349 с. — (Ребенок и взрослый 21 века).
  4. Киселёва М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. –Речь, СПб, 2006
  5. Якубенко Л. Т. Внедрение музейной педагогики в ДОУ. Управление ДОУ. 2009. № 7
  6. Олейник, Е. Н. Музейная педагогика в образовательном процессе ДОО / Е. Н. Олейник. — Текст : электронный //: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/09/16/proekt-mini-muzey-zdravstvuy-teatr (дата обращения: 09.01.2023).
Задать вопрос