Проект «Невероятные приключения на необитаемом острове» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (61) февраль 2023 г.

Дата публикации: 07.01.2023

Статья просмотрена: 214 раз

Библиографическое описание:

Шайдуллова, В. А. Проект «Невероятные приключения на необитаемом острове» / В. А. Шайдуллова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 153-156. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/7924/ (дата обращения: 28.04.2024).



ЦЕЛЬ:

— развитие поисково-исследовательской деятельности и познавательной активности детей (для педагога)

— найти решение проблемы: «Как выжить на необитаемом острове?» (для детей)

ЗАДАЧИ:

— закреплять умение формулировать свою мысль, делать умозаключения;

— развивать умение аргументировать свой выбор;

— развивать умение находить нестандартные решения выявленных ситуаций;

— придумывать новые способы использования обычных вещей;

— развивать способность к созданию определенного продукта;

— совершенствовать умение использовать накопленные практические навыки экспериментирования с объектами живой и неживой природы; создания предметов — заменителей;

— активизировать речь;

— совершенствовать стиль партнерских отношений.

Вид проекта : исследовательский, групповой, долгосрочный.

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Этапы реализации проекта:

—подготовительный;

—основной;

—итоговое мероприятие «Презентация «Ленты выживания»

Ожидаемые результаты проекта:

—повышение уровня познавательной активности;

—развитие поисково-исследовательской деятельности детей;

—активизация речевой деятельности

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

—подбор художественной и познавательной литературы для чтения детям;

—подготовка материала для проведения опытнической деятельности;

—подготовка материала для изобразительной и конструктивной деятельности,

—оформление ширмы-консультации для родителей «Что такое проектная деятельность в детском саду?»

—подбор дидактического материала (иллюстраций, картин, фотографий);

—составление коллекций речных камней и ракушек;

—подготовка атрибутов для сюжетно-ролевых игр;

—создание модели необитаемого острова

ОСНОВНОЙ ЭТАП:

РАБОТА С ДЕТЬМИ:

—чтение художественной и познавательной литературы:

  • Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»;
  • энциклопедия «Открой мир вокруг себя»;
  • журнал «Настоящие насекомые и их знакомые»;
  • Я. Длуголенский «О моряках и маяках»;
  • просмотр художественного фильма «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»;
  • беседа на тему: «Опасные животные необитаемых островов»;
  • рассматривание иллюстраций (энциклопедии); «Корабли»;
  • занятия по ознакомлению с окружающим миром: «Необитаемый остров — растительный и животный мир»; «Как добывали огонь»;
  • занятия по изобразительной деятельности: «Необитаемый остров», «Что мне больше всего запомнилось из книги Д.Дефо»;
  • цикл наблюдений за снегом;
  • опыт по фильтрации воды с помощью песка;
  • дидактические игры;
  • сюжетно-ролевые игры «Морское путешествие», «Спасение Робинзона».

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

—Консультация «Что такое проектная деятельность в детском саду?»;

—Сбор материалов о необитаемых островах (Интернет, энциклопедии);

—Создание модели необитаемого острова;

—Подготовка метериалов для коллекций (речные камни и ракушки);

—Совместная деятельность с детьми — конкурс поделок из природного материала «Мое жилище на необитаемом острове».

Результат:

— Активное участие в проекте детей, родителей

— Заинтересованность детей темой необитаемых островов, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.

— Дети приносили литературу для чтения, поделки из природного материала и материал для коллекций;

— Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, проявление творчества и детальности в работе;

— Активизация познавательной активности: дети стали больше задавать вопросов, искать на них ответы самостоятельно или с помощью взрослых в энциклопедиях, сети «Интернет»; размышлять, делать умозаключения;

— Активизация речевой деятельности: дети стали делать развернутые высказывания, строить сложные предложения.

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ПРОЕКТУ

«Презентация «Ленты выживания»

Проблема : «Как выжить на необитаемом острове».

Игровая мотивация : «Помоги маленькому Робинзону, попавшему на необитаемый остров».

Цель:

  1. развитие поисково-исследовательской деятельности и познавательной активности детей (для педагога)
  2. найти решение проблемы: «Как выжить на необитаемом острове?» (для детей)

Задачи:

1) развивать поисковую деятельность детей; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор; способность находить нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций, придумывать новые вариантные способы использования обычных вещей;

2) развивать у детей способность к созданию определенного продукта;

3) совершенствовать уровень накопленных практических навыков:

— экспериментирование с объектами живой и неживой природы;

— создание предметов-заменителей, дополняя их соответствующими деталями, элементами;

4) активизировать словарный запас, совершенствовать навык диалогической речи;

5) совершенствовать стиль партнерских отношений.

Материал и оборудование : «Лента выживания», мольберты, бросовый материал, магнитофон, аудиозаписи.

Ход занятия

Старый моряк приносит бутылку со странным письмом и просит детей ее прочитать. (Дети расшифровывают записку с рисунком: цветик-семицветик с оторванными лепестками, от последнего лепестка отходит стрелка с пальмой и человеком, а от него — стрелка к человеку, просящими о помощи).

Воспитатель (читает записку): «Нашел цветик-семицветик», загадывал разные желания и не заметил, как с последним лепестком загадал желание — оказаться на необитаемом острове. И больше лепестков не осталось. Спасите!!!»

Моряк: Я, кажется, знаю. Где находится этот остров. Надо немедленно начинать спасательную операцию.

Воспитатель : Дети, давайте подумаем, как можем оказаться на острове?

Дети: Мы можем поплыть на корабле, полететь на самолете. Но для самолета на необитаемом острове нет посадочной площадки.

Воспитатель: Тогда давайте вообразим, что мы отправляемся на корабле.

Дети закрывают глаза. Звучит фонограмма «Шум моря».

Воспитатель : Вот мы и попали на остров. А что такое остров? (Ответы детей).

Воспитатель: А если вокруг нет не только людей, но и следов их пребывания, то на какой остров попал наш герой? (ответы детей).

Воспитатель: А как вы думаете, какой климат на нашем острове?

Дети: Климат на острове — жаркий, так как растет пальма.

Воспитатель : Что нужно сделать герою в первую очередь, чтобы выжить и дождаться спасателей?

Дети: В-первых, необходимо найти воду для питья;

во- вторых, найти пищу;

в-третьих — построить жилище.

Воспитатель : Что мы можем сделать, чтобы каждый, кто попадет в подобную ситуацию, не растерялся и смог выжить?

Дети: Нужно придумать правила выживания.

Воспитатель: На необитаемом острове нас могут подстерегать опасности. Какие?

Дети: ядовитые змеи, пауки, хищные животные.

Воспитатель : Поэтому мы должны соблюдать что?

Дети: осторожность.

Воспитатель: Вы готовы к опасному путешествию? Тогда в путь.

Дети подходят к мольберту, где на «Ленте выживания» изображены опасные животные и насекомые, дети рассказывают, какую опасность они представляют.

Затем воспитатель предлагает пройти по краю острова и посмотреть, может, мы найдем предметы, которые нам могут пригодиться. Дети находят пластиковые бутылки, крышки, зажигалку, спички, банки из-под консервов. Веревку, куски ткани и т. д.

Воспитатель демонстрирует на «Ленте выживания» изображения найденных предметов.

Воспитатель : Как вы думаете, как могли попасть сюда эти предметы?

Дети: Эти предметы могли попасть после кораблекрушения.

Воспитатель: А нам они могут пригодиться?

Дети рассказывают, как может пригодиться тот или иной предмет, чем он может служить и что может заменить.

Воспитатель: Нам необходимы орудия труда. Какие орудия труда мы можем изготовить? (Ответы детей подкрепляются иллюстрациями на «Ленте выживания»)

Воспитатель: Как вы думаете, что важнее для человека, пища или питье? (Ответы детей — Без пищи человек может прожить несколько дней, а без воды — несколько часов) Кругом много воды — целое море! Но пригодна ли эта вода для питья? Ответы детей.

Воспитатель: Где может находиться на острове пресная вода?

Дети: В озере, в реке, в роднике, в ручье, водопаде.

Воспитатель: А если нет ни ручья, ни озера, ни водопада?

Дети: Можно собрать дождевую воду или использовать снег, собранный с вершины горы.

Воспитатель: Можно ли такую воду пить?

Дети: Нет, она грязная. Чтобы она стала пригодной для питья и приготовления пищи, ее необходимо очистить.

Воспитатель: Давайте проведем опыт по очистке воды. (Проводится опыт по фильтрации воды с помощью песка).

Воспитатель: Вот теперь мы видим, что вода стала чистой, но можно ли ее использовать для питья?

Дети: Нет, в воде много вредных микробов.

Воспитатель: Что же нам делать?

Дети: Воду нужно прокипятить, но для этого необходим огонь.

Воспитатель: Как можно добыть огонь?

Дети: Можно просушить спички, трением камень о камень, направить луч солнца через линзы очков на сухую траву.

Воспитатель: Вода есть, огонь добыт, что еще нужно?

Дети: Нужна еда. В пищу можно употребить фрукты, растущие на острове: бананы, кокосы и т. д. Можно поймать рыбу: корзинкой, руками, рубашкой. Палкой с острым концом. Можно найти яйца птиц и черепах, можно приручить козу, козы водятся на острове, и доить ее, как Робинзон Крузо.

Ответы детей сопровождаются иллюстрациями на «Ленте выживания».

Воспитатель: Можно ли есть немытые фрукты? (ответы) А что можно приготовить из фруктов?

Дети: Сварить компот, отжать сок, сушеный виноград вместо сахара.

Воспитатель: А что приготовить из рыбы?

Дети: Сварить уху, запечь на костре, приготовить шашлык из рыбы.

Воспитатель : А из чего можно сделать посуду?

Дети: пластиковые бутылки можно обрезать, получится глубокая чашка или блюдце; из консервной банки- кружка, тарелка, миска, крышки — тарелки.

Если есть глина, можно слепить посуду из глины, обжечь ее; из прутьев можно сплести корзину.

Воспитатель: Теперь пора позаботиться о жилье. Какое можно построить жилье и из чего?

Дети: Из веток, сучьев, травы и листьев — построить шалаш; из камней — дом, замазывать щели глиной, можно найти пещеру. (Ответы сопровождаются показом на «Ленте выживания»).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Я думаю, вы очень помогли маленькому Робинзону, чтобы он мог выжить на необитаемом острове и дождаться спасателей. А теперь можно отдохнуть.

Дети исполняют танец «Чунга-Чанга».

Задать вопрос