Проект «Сказки Кутха»: мини-музей этнокультурной направленности для детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (60) январь 2023 г.

Дата публикации: 30.12.2022

Статья просмотрена: 46 раз

Библиографическое описание:

Шестак, О. Г. Проект «Сказки Кутха»: мини-музей этнокультурной направленности для детей старшего дошкольного возраста / О. Г. Шестак. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 1 (60). — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/240/7902/ (дата обращения: 28.04.2024).



Музей «Сказки Кутха» представляет собой тематический уголок этнокультурной направленности. В идее — использование нескольких форм деятельности с дошкольниками для воспитания любви к родному краю. Уголок-музей создан с целью формирования интереса и получения знаний воспитанниками о культуре коренных народов, населяющих полуостров, и природе Камчатки. Реализация Проекта направлена на формирование нравственно-патриотических чувств, бережного отношения к природе, традициям, культуре и быту родного края у детей старшего дошкольного возраста.

Большой патриотизм начинается с любви к тому, где живешь.

Л. М. Леонов, русский писатель

Проблема патриотического воспитания детей уходит своими корнями в далёкое прошлое. Тема остроактуальна в наши дни и работа над ней имеет глубокий смысл.

Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы привить детям любовь к родному дому и семье, к родной природе, труду, к истории и культуре страны.

Дошкольный возраст характеризуется восприимчивостью внешних воздействий, верой в истинность всего, чему учат, в безусловность и необходимость нравственных норм. В этом возрасте возникает возможность для систематического нравственного воспитания, формирования основ патриотических чувств.

Работа в этом направлении реализуется на занятиях по окружающему миру, в чтении художественной литературы, разучивании стихов, песен, танцев, русском фольклорном и декоративно-прикладном творчестве; участии в праздниках. Вместе с тем, дети рисуют, лепят, конструируют, и участвуют в конкурсах, посвященных семье, защите природы, или государственной праздничной дате. Кроме того, воспитанники в играх знакомятся с профессиями и учатся уважать труд взрослых.

Базовым этапом формирования любви к Родине у детей следует считать накопление ими социального опыта жизни в семье, своём посёлке, и в изучении природы и культуры родного края. Воспитанники бывают на экскурсиях, посвящённых социально-значимым и природным объектам родного поселка, посещают мероприятия библиотеки Дома культуры, также дети вместе с воспитателями и родителями участвуют в традиционных природоохранных акциях детского сада и района.

Экологическому воспитанию в детском саду отведена большая роль. Вместе с тем, в деятельности с дошкольниками особое место следует отвести знакомству с неповторимой природой Камчатки, умению увидеть прекрасное и полюбить навсегда.

Одним из инновационных подходов к решению задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников в детском саду «Журавлик» стала работа по созданию мини-музея этнокультурной направленности «Сказки Кутха».

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называется наш уголок «мини-музеем».

Мини-музей вносит разнообразие в развивающую предметно-пространственную среду, дополняет образовательный процесс.

Россия — большая многонациональная страна. И культура коренных жителей Камчатского края — это часть русского мира.

На наш взгляд, мини-музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, и может помочь детям понять язык вещей, их культурное значение, стать незаменимым помощником в изучении культуры и природы родного края, тем самым оказать влияние на формирование активной жизненной позиции растущего человека.

Начало проекта: июнь, 2022 год.

Участники проекта: дети, родители, педагоги

Цель: формирование богатого внутреннего мира дошкольника и системы ценностных отношений к стране, родному краю; формирование базовых представлений о культуре коренных народов Камчатки; развитие потребностей в бережном отношении к природе; воспитание личности гражданина и патриота.

Задачи:

— создать условия для этнокультурного воспитания в ДОУ (обогащение предметно-пространственной среды, обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами);

— расширить представления детей о родном Камчатском крае;

— способствовать формированию духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, детскому саду, посёлку, краю и природе родного края;

расширить представления о коренных народах, населяющих полуостров (образе жизни, быта, одежды, традиций);

способствовать развитию интереса детей к музыкальной этнокультуре коренных жителей Камчатки;

— обогащать словарь и совершенствовать речь детей;

— содействовать взаимодействию детей со сверстниками и взрослыми в эмоциональной отзывчивости, уважительном и доброжелательном отношении к культуре другого народа;

— содействовать формированию активной жизненной позиции, процессу развития чувства гордости, интернационализма, гражданственности и патриотизма;

— способствовать формированию желания знать и умения проявлять инициативу; воспитывать трудолюбие и аккуратность;

— воспитывать любовь к родному краю, видению прекрасного, развивать творческое воображение;

— помочь ребёнку осознать единство человека и природы, необходимость сохранения, охраны и спасения камчатской природы;

— повышать компетентность педагогов и родителей в сфере этнокультурного воспитания детей и в сфере воспитания культуры природолюбия.

Всю работу по созданию мини-музея можно разделить на три этапа.

Первый этап, подготовительный «Планирование мини-музея»:

— выбор темы, названия;

— определение места размещения;

— планирование экспозиций;

— выбор дизайна оформления;

— подбор экспонатов;

— оформление визитной карточки и паспорта мини-музея;

— разработка форм работы с экспозициями;

— разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея;

— планирование организации деятельности.

Второй этап, практический — «Создание мини-музея»:

— Сбор экспонатов, и регистрация их в каталоге.

— Оформление мини-музея.

Для эффективной работы музея наиболее оптимальным вариантом является размещение экспонатов в двух уровнях: вертикальном (пол, стеллажи, тумбы) и горизонтальном (стенды и полки).

Третий этап, деятельностный — «Функционирование мини-музея»:

— Познавательные занятия в мини-музее «Сказки Кутха» — ежемесячно, в каждой подготовительной к школе группе, в течение учебного года.

Ответственные: воспитатели.

— Кружок по бисероплетению «Брусничка» — 1 раз в неделю.

Ответственные: воспитатель-руководитель кружка.

— Танцевальный кружок «Северяночка» — 1 раз в неделю.

Ответственные: воспитатель-руководитель кружка.

Почему так назвали

«Сказки Кутха» — это название, безусловно, созвучно с этническим образом Камчатки.

Название проекта также связано с идеей присутствия северной сказки в каждом занятии в музее с детьми. Образ Кутха проявляется во множестве легенд и выступает в качестве ключевой фигуры в сотворении земли-Камчатки.

Как известно, любая сказка в воспитании маленьких детей имеет особую ценность. Она служит для ребенка посредником между реальностью и внутренним миром.

С использованием сказок народов севера (рассказов, просмотров мультфильмов или театральных постановок) дети легко осваиваются в непривычной для них обстановке уголка-музея.

Вся духовная жизнь народов Севера пронизана восхищением к природным силам. В сказках наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания, как естественность, подготовка к жизни в суровых климатических и бытовых условиях.

Можно сказать, что народная сказка севера открывает путь к знакомству с культурой коренных народов камчатки, таким образом, она воспитывает уважение к малочисленным народам, традиционно населявших камчатскую землю, воспитывает доброжелательное отношение детей друг к другу.

Обзорная экскурсия по музею

Мини-музей находится на втором этаже здания детского сада, занимает б о льшую часть балкона, и служит местом для проведения занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Занятия в музее проводят представительница эвенского народа, до педагогической деятельности артистка ансамбля «Ангт», воспитатель Мария Долган и представительница корякского народа, воспитатель Клавдия Кутгигина. С рождения воспитатели жили в традициях своего народа.

  1. Первое, что мы видим, подойдя к месту музея, это отдалённый большой «домашний» вулкан, изображённый на противоположной стене.
  2. Слева, при входе, нас встречает входная группа из шести отдельных развивающих панелей с изображениями детей в национальных одеждах жителей севера и животных (медведя, собаки, оленя). Каждая панель представляет собой отдельный, развивающий бизиборд, и, кроме того, одновременно является стендом. Вверху каждой панели, в карманах, размещены плакаты с изображением государственных флагов: Российской Федерации, Камчатского края и Елизовского района. Здесь же плакаты с государственными символами и народными символами России.

Такое расположение даёт возможность проводить занятия с детьми по ознакомлению с государственными символами страны, края и района. Обстановка помогает ребёнку понять, осмыслить символы, их происхождение, значение, образы, функции.

Таким образом, комбинация всех компонентов (государственной символики, настенной игры и этнических рисунков) даёт представление о единении, и дети ненавязчиво получают информацию о причастности малочисленных народов к русскому миру в огромной стране.

  1. Для более полного погружения в атмосферу Камчатки, мы попытались создать фон для экспозиции: нарисовали красками на стене рисунок, отражающий камчатский пейзаж: сопки, вулкан, лес, тундру, океан. Яркой и главной фигурой выделяется ворон, сидящий на дереве.
  2. Важным условием, и, безусловно, украшением проведения всех занятий с детьми в музее служит:

— звучание национальной музыки (песен и танцев коряков, эвенов, ительменов, чукчей);

— национальная одежда ведущих (кухлянки и головнушки из бисера);

— сказка народов севера;

— подвижная игра народов севера для детей.

  1. Музей, это прежде всего, экспонаты. Ведущая экспозиция музея отражает традиции и быт коренных народов камчатки:

— юрта, в ней очаг, который всегда горит и греет;

— юкольник — неотъемлемое приспособление в жизни камчадалов, с которым здесь впервые знакомятся не только дети, но и взрослые.

  1. Слева от экспозиции — стенд «Малая Родина — п. Пионерский», который установлен на фоне нарисованных на стене берёз. На нём размещены фотографии социально-значимых объектов посёлка и деревянная карта Камчатки. Рядом помещён макет родного посёлка, который воспитатели вместе с детьми создали несколько лет назад, и сейчас он является неотъемлемой частью музея.

Рядом находится стенд с фотографиями Камчатки: природы, местных жителей, рыбаков.

  1. Среди экспонатов есть особенные, уникальные. Например:

— изделия из бисера камчатских мастериц;

— коврик ручной работы камчатских мастериц этнического центра «Дорова» Пенжинского района. Подарен детскому саду за победу в Конкурсе, посвященном 15-летию Камчаткого края, Уполномоченным по правам КМНС в Камчатском крае, Долган Р. М.;

— рисунки, которые рисовала для воспитанников воспитатель тех лет — Агафурова И. Ф., более 25 лет назад. Их вставили в рамки. Рядом с ними — современный детский рисунок М. Кокорева, участника краевого конкурса;

  1. В музее присутствуют природные экспонаты: спилы деревьев, произрастающих на полуострове, скелеты рыб, морские звезды, оленьи рога, китовый позвонок, найденный на реке Опала, шкуры животных, чучела птиц.
  2. Сувениры. Изделия из камчатской пучки (местного борщевика), фигурки из каменной берёзы, картины из бересты.
  3. Музеем накоплены и размещены на полках книги о Камчатке, её природном и животном разнообразии, Камчатские сказки и сказки народов Севера.
  4. На стеллажах и полках размещены поделки, сделанные детьми со взрослыми, занявшие призовые места в муниципальных и региональных конкурсах. Коллективные и индивидуальные работы воспитанников являются необходимыми экспонатами для детей.
  5. Музей оснащен экраном, проектором, аудиоколонкой. В рекреации есть место для столов, стульев и стеллажей. Таким образом, в зависимости от целей и задач занятий с детьми в музее, осуществляется трансформация пространства: зона слушателей легко превращается игровую, танцевальную или учебную, предназначенную для мастер-классов и занятий по рисованию, лепке, бисероплетению.
  6. Немаловажным стоить отметить организованную трудовую деятельность с воспитанниками в музее: под руководством взрослых дети наводят порядок на полках, расставляют экспонаты, и готовы к пониманию того, что все экспонаты музея должны содержаться в чистоте, выглядеть красиво и аккуратно.

Музей «Сказки Кутха» в детском саду «Журавлик» — это место, которое даёт возможность донести до детей представление об образе жизни народов камчатки, пребывающем всегда во взаимодействии с законами природы.

Мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, посёлку, краю; испытывать гордость и уважение за свою культуру, традиции, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

Литература:

  1. Волков Г. Н. Этнопедагогика. — М.: Издат. центр «Академия», 1990.- 465 с.
  2. Ионова Б. М. Роль использования народных обычаев и традиций в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста//Современное образование: традиции и инновации в системе образования, 2017.- 123 с.
  3. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С. и др. Проектныйметод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. АРКТИ, 2013, 96 с.
  4. Масленникова О. М, Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. — Волгоград: Учитель, 2014, 232 с.
  5. Yandex/ru
  6. Nsportal.ru/ detskiy-sad/regionalnyy
  7. Planeta detstva/net
  8. Ped-kopilka
Задать вопрос