Проектная деятельность как один из методов приобщения старших дошкольников к духовному, культурному и экологическому наследию своего народа | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (60) январь 2023 г.

Дата публикации: 20.12.2022

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Гуцалова, Л. А. Проектная деятельность как один из методов приобщения старших дошкольников к духовному, культурному и экологическому наследию своего народа / Л. А. Гуцалова, И. А. Цветкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 1 (60). — С. 16-21. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/240/7884/ (дата обращения: 03.05.2024).



Воспитание личности начинается с приобщения к духовному, культурному и экологическому наследию своего народа, а формирование наступает с осознания ею ответственности за его сохранение и приумножение.

Зафар Мирзо

На сегодняшний день одной из приоритетных задач воспитания подрастающего поколения является приобщение детей к истокам русской культуры, ее особенностям и традициям. Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств. Знакомство с народно-прикладным искусством, народным промыслом помогает раскрыть красоту родной природы, способствует формированию соответствующего мировоззрения по отношению к проблемам окружающей среды, воздействует на воспитание личности, способной жить в гармонии с миром природы. Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей во взаимоотношениях с природой, сохранения природного наследия.

В процессе ознакомления с историей возникновения деревянных и пластиковых ложек, свойствами материалов, дошкольники приходят к выводу, что сегодняшние материалы для изготовления предметов быта и столовых приборов часто являются изделиями химической промышленности и требуют правильного использования и бережной утилизации. У детей формируются умения, позволяющие не нанести вред, как собственному здоровью, так и окружающей среде.

В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т. е. владеть универсальными учебными действиями.

Исследовательская деятельность является одним из ведущих видов деятельности ребенка — дошкольника. Действуя самостоятельно и во взаимодействии с педагогами и родителями, дошкольники учатся ставить цель, самостоятельно искать информацию, решать проблемы, выдвигать гипотезы, проверять их, делать выводы».

Исследовательский проект «Из глубины веков — до наших дней.История русской ложки: от дерева до пластика» создаст необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребёнка, художественно — эстетического вкуса, выявит творческие способности воспитанников, заложит первоначальные основы общей и экологической культуры будущегочеловека.

Идею проекта предложили дети подготовительной группы после ознакомления с народными промыслами, традициями, жизнью и бытом русского народа.

Их заинтересовало, почему сейчас, в наше время мало используют деревянную посуду. Почему раньше простые русские люди с незапамятных времен ели щи да кашу деревянными ложками, а сейчас используют при приеме пищи металлические и пластиковые? Правда ли, что деревянные ложки экологичны, а пластиковые — опасны для здоровья и для окружающей среды нашей планеты? Что такое — «экологические проблемы Земли».… Когда возникли? В чём их причины? Какие меры необходимо предпринять для их решения? Что нужно делать, чтобы не допустить экологической катастрофы?

Для того чтобы начать поиск ответов (исследовательскую работу) ребята использовали метод «Модель трех вопросов»:

Таблица 1

Модель трех вопросов

Что мы знаем о деревянных и пластиковых ложках.

Об экологических проблемах на планете?

Что хотели бы узнать?

Как мы можем узнать?

– Деревянные ложки –русских умельцев

– Пластиковые ложки удобно использовать: они лёгкие, не бьются.

– Пластик — не природный материал, его создаёт человек.

– История деревянной ложки.

– Где еще использовали Ложки в русской культуре

– Какие породы дерева использовали для изготовления ложек.

– Зачем сортируют мусор?

– Что происходит с бытовыми отходами, когда они попадают в специальный контейнер для раздельного сбора мусора?

– Что можем сделать мы по охране природы?

– Может ли пластик приносить вред человеку?

– Могут ли люди обойтись без пластика?

– Подумать.

– Спросить у взрослых.

– Найти информацию в Интернете.

– Найти информацию в книгах, энциклопедиях.

– Рассмотреть иллюстрации, видео и фотоматериалы.

– Рассмотреть, обследовать, сравнить.

– Провести исследование

Тип проекта

– Познавательно-исследовательский, социально-значимый

По характеру содержания :

– ребенок, искусство, культура, экология

По характеру участия

– эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата

По характеру контактов

– внутри одной возрастной группы (дети 7 лет), в контакте с семьей, педагогами

По количеству участников

– групповой

По продолжительности

– среднесрочный (2 недели)

Была определена проблема и выдвинута гипотеза, поставлены цель и задачи

Таблица 2

Проблема, гипотеза, цель, задачи проекта

Проблема

Гипотеза

Правда ли, что деревянные ложки экологичны, а пластиковые — опасны для здоровья и для окружающей среды нашей планеты? Что такое — «экологические проблемы Земли».… Когда возникли? Как уберечь мир от экологической катастрофы?

Мы предполагаем, если каждый человек с детства будет знать об истории своей Родины, ее культурных и природных ценностях, научится любить природу, беречь и заботиться об окружающей среде, приносить ей только пользу, а не вред, то экологическая обстановка улучшится.

Цель

Провести исследовательскую деятельность по сбору информации о вреде и пользе пластиковых и деревянных предметов для здоровья человека и для окружающей среды нашей Планеты

Задачи

– Ознакомится с историей ложки (от деревянной до пластиковой)

– Научиться выделять проблему и искать способы ее решения

– Выяснить, как связаны природа и деятельность человека, как хозяйственная, так и природоохранная;

– Узнать об утилизации, переработке и вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;

– уметь использовать имеющиеся знаниями, обобщать, делать выводы;

– уметь выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых

– Учиться навыкам исследовательской деятельности;

– Учиться использовать разные методы для получения информации;

– Провести агитационные и просветительские мероприятия среди детей детского сада и соседей, живущих рядом (агитационные листовки, памятки, стенгазеты)

– Участвовать в экологических акциях города и детского сада

– Привлекать к помощи взрослых (воспитателей, родителей)

Таблица 3

Особенности и суть проекта

Особенности

проекта

Отличительной особенностью проекта является его гуманизация, то есть связь с историей своей страны, природы с человеком. В связи с таким подходом в процессе реализации проекта уделяется внимание таким вопросам как: влияние человека на природу; о значении природы в жизни человека; о правилах поведения в природе; о действиях каждого по охране окружающей среды.

Суть проекта

(практическая целесообразность)

состоит в том, что содержание проекта направлено не только на воспитание патриотических чувств к культурному наследию Родины, но и на развитие экологической культуры, повышение мотивации детей не только к познанию окружающего мира, но и к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде экологических знаний, воспитанию нетерпимого отношения к действиям людей, наносящих вред природе. Проект обеспечивает необходимые условия для личностного развития, формирования у воспитанников активной жизненной позиции.

Этапы реализации проекта

1 этап — подготовительный:

– Выявление первоначальных знаний: метод трех вопросов

– Постановка цели и задач, определение направлений, выдвижение гипотез, составление плана по реализации проекта

– Информация родителей о предстоящей деятельности.

– Сбор и анализ литературы по данной теме.

– Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

2 этап — основной

– Создание в группе условий для реализации проекта;

Поиск ответов на поставленные вопросы используя разнообразные формы взаимодействия с детьми и родителями

– Деятельность по разработанной технологии, в соответствии с планом проекта;

– Работа с родителями по заданной теме

3 этап — заключительный

– Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов

– Презентация детских мини-проектов

– Фотовыставки

– Итоговое мероприятие

Направления проекта

– Организационные мероприятия

– Эколого-просветительские мероприятия

– Практические природоохранные мероприятия

– Исследовательская работа

Формы взаимодействия детей и педагогов

– Беседы

– Трудовой десант (экологической направленности)

– Выставки

– Участие в различных акциях, конкурсах экологической направленности

– Совместная деятельность воспитанников и взрослых (педагогов, родителей) .

– Продуктивная деятельность

– Музыкальная деятельность

– Агитационная деятельность: стенгазеты, листовки

– Мини-проекты (детей совместно с родителями)

– Виртуальные экскурсии

– Просмотр видеосюжетов, мультфильмов, презентаций

– Экспериментально-исследовательская деятельность

– Чтение энциклопедий, художественной литературы и др.

Таблица 4

Примерное содержание взаимодействия детей с педагогами

Ситуации, просмотр презентаций, видеофильмов, виртуальные экскурсии

C:\Users\kinder_5\AppData\Local\Temp\Rar$DIa2128.10090\IMG_4494.JPG C:\Users\kinder_5\AppData\Local\Temp\Rar$DIa2128.36957\IMG_4504.JPG

Познавательные беседы, совместная деятельность с педагогом

«История появления деревянной ложки на Руси».

«Из древних времен — до наших дней. Как видоизменялась ложка»

«Ложка в традиционной русской (кубанской) культуре».

«Безопасные ложки»

«Ложка — музыкальный инструмент».

«Ложка –русский сувенир»

«Игрушки из ложек»

«Мусор бывает разный»

«Что такое «Экологическая катастрофа»

«Как может человек помочь Планете»

Решение проблемных вопросов:

«Куда девать отходы из пластика?»,

«Если натуральные материалы полезнее, то зачем человек создаёт искусственные материалы?»

Просмотр обучающих мультфильмов

«Свинка Пеппа задаёт отходы в переработку«

«Твой друг Бобби — переработка мусора»

Виртуальные экскурсии:

«Музей Ложки «Баклуши»

«Музей Ложки в Нытве» и др.

Экспериментальная деятельность

C:\Users\kinder_5\AppData\Local\Temp\Rar$DIa2276.14988\photo-output.JPG

«Натуральное и искусственное»,

«Спрячем пластик в земле! Что с ним произойдёт?», «Закапывание различного вида мусора и наблюдение за ним»

«виды пластмасс и их свойства»

«Сравнение дерева и пластмассы»

Игровая деятельность C:\Users\kinder_5\AppData\Local\Temp\Rar$DIa2212.1704\PHOTO-2022-02-10-12-51-18.jpg

Дидактические игры «Что из чего?», «Сортируем мусор», «Угадай на ощупь», «Хорошо и плохо», «Поле ненужных вещей», «Скажи наоборот» и др.;

игра-викторина «Что? Где? Когда?»;

Игры с использованием интерактивной доски «Разложи правильно мусор», «Четвёртый лишний», разгадывание ребусов,

Продуктивная деятельность C:\Users\kinder_5\AppData\Local\Temp\Rar$DIa3916.41554\PHOTO-2022-02-07-20-08-14-16.jpg

«Русский сувенир» — выжигание, роспись и рисование русских деревянных ложек

«Ложки-скоморошки» — изготовление театральных кукол из пластиковых ложек

«Чудесные превращения» (изготовление поделок из пластиковых ложек, бус и браслетов из пластиковых пробок, колпачков от фломастеров), создание стенгазет, плакатов, «Сортируй мусор!», «Соблюдай чистоту!», «Береги Землю»

Ознакомление с художественной литературой C:\Users\kinder_5\AppData\Local\Temp\Rar$DIa2128.6650\IMG_4482.JPG

Чтение энциклопедий, художественной литературы по теме проекта, экологических рассказов и сказок.

Художественно-эстетическое развитие:

Музыкальное воспитание C:\Users\kinder_5\AppData\Local\Temp\Rar$DIa5324.10017\PHOTO-2022-02-09-17-28-21.jpg

Песня «Русский сувенир» Чуриловой

Пляска с ложками

Песня «Заиграли ложкари» Ю. Чичкова

Танец «Барыня» в исполнении ложкарей

Песня «Это называется природа» Ю. Чичков на стихи М. Пляцковского

Песня «Планета с именем Земля», «Мы юные спасатели природы» Т.Гуляева

Взаимодействие с родителями

– Совместный поиск информации

– Совместные исследовательские проекты, экспериментирования

– Совместное с детьми чтение, прослушивание музыкальных произведений, просмотр передач и обсуждение

– Совместное творчество, продуктивная деятельность

– Участие в трудовой деятельности экологической направленности, акциях, конкурсах, выставках

Ожидаемые результаты реализации проекта

Реализация данного проекта позволит:

– пробудить интерес к национальной и исторической культуре нашей Родине,

– расширять знания взаимозависимости мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной;

– узнать об утилизации и вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;

– научиться исследовательской, проектной деятельности с использованием разнообразных методов получения информации;

– развить умения наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное;

– участие в проекте будет способствовать сплочению всех участников проекта (детей, родителей, педагогов) в процессе совместной деятельности и повышению уровня воспитанности и экологической культуры через значимую деятельность и видение результатов своего труда.

Вывод

В процессе реализации проекта дети выяснили, что деревянные ложки безопасны, экологичны, так как древесина — природный, экологический чистый материал, не содержащий вредных веществ. Многие сорта древесины обладают целебными свойствами. При нагревании такой посуды выделяются эфирные масла, оказывающие приятный успокаивающий эффект. В деревянной посуде можно дольше хранить продукты. При этом их вкус не только сохранится, но даже станет еще вкуснее. Деревянные ложки не разогреваются так, что начинают обжигать руки, они не вступают в химическую реакцию с кислой пищей и в отличии от пластиковой они не плавятся, не распространяют химикаты и не придают странный вкус готовящейся еде.

Пластиковые ложки хоть и удобны в применении (можно использовать пластиковую посуду вне дома — в дороге, на природе и т. д. Она не требует мытья или чистки.), но не такие безопасные как деревянные. Они могут нести угрозу здоровью человека и нанести вред окружающей среде., если их неправильно использовать и утилизировать. Пластиковые ложки и другие пластиковые предметы выбрасываются на свалки, но они не разлагаются, как многие другие материалы. Считается, что пластику потребуется несколько сотен лет, чтобы он разложился в песчинки.

Ребята группы предложили следовать следующим правилам по охране окружающей среды нашей планеты:

В первую очередь, нужно оставлять как можно меньше мусора в местах отдыха. Приобретая товары и продукты в магазинах, стоит обращать внимание на их упаковку, отдавая предпочтение экологически безопасной упаковке. Отправляясь в магазин за покупками, можно взять с собой сумку, чтобы не пришлось покупать пластиковый пакет. Дать пластиковым предметам новую жизнь, изготавливая из неё поделки. Также проблему поможет решить раздельный сбор отходов, их дальнейшая переработка.

Ребята сделали самый главный вывод:

Каждый человек может внести свой небольшой вклад в уменьшение количества отходов, ведь каждый из нас несёт ответственность за судьбу нашего общего дома — планеты Земля, и каждый способен внести посильную помощь в её очищение.

«Живите так, чтобы следующие поколения могли с гордостью за предков сказать сердечное спасибо за чистоту окружающей среды!»

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] /http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/
  2. Солодянкина О. В. «Система проектирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие». // М.: Аркти, 2010.
  3. https://citaty.info/quote/596307
  4. raguda.ru/vs/narodnye-promysly-dlja-doshkolnikov.html
  5. infourok.ru/material.html?mid=89763
Задать вопрос